Разделы

Интернет Веб-сервисы

CommuniGate Systems: Будущее корпоративных коммуникаций — за модульными решениями

Первый почтовый сервер CommuniGate, выпущенный почти 20 лет назад, работал только с Apple Mac OS. Современная версия решения позиционируется производителем как универсальная программная платформа для коммуникаций. Александр Малышев, генеральный директор, и Олег Никитин, коммерческий директор российского представительства CommuniGate Systems, рассказали о продукте, который может удовлетворить потребности как компании на 20 сотрудников, так и транснациональной корпорации.

Посмотрим на ситуацию с точки зрения заказчика. Если оператор решает предложить какие-либо облачные услуги, у него есть два пути: нанять десятка два программистов и разработать что-то свое. Либо обратиться к нам или нашим партнерам и взять готовую, обкатанную на практике больших инсталляций платформу, а затем путем менее сложных манипуляций создать на ее основе готовый, адаптированный к конкретным требованиям продукт. В целом, на мой взгляд, будущее корпоративных коммуникаций не за глобальным облаками – монополистами (у них есть нюансы с точки зрения приватности данных клиента), а за модульными решениями, позволяющими точно настроить систему под нужды каждого конкретного заказчика.

Александр Малышев: Согласен, Google, Яndex и другие публично доступные хостинг-платформы разогревают спрос и приучают пользователей к самой идее проведения различных операций в облачной среде. В частности, совсем недавно никто из пользователей даже не задумывался о том, насколько удобно, например, хранить корпоративные файлы в облаке (естественно, при соблюдении правил ИБ, авторизации пользователей и т.д.). Причем здесь, в отличие от других рынков, основным драйвером генерации спроса являются частные пользователи. Иными словами, путь распространения интереса к технологиям лежит от физических лиц к компаниям: «домашние» пользователи протаптывают тропинку, привыкая хранить свои файлы в облаке, а затем этими услугами начинают интересоваться и компании.


Александр Малышев, генеральный директор российского представительства CommuniGate Systems: основным драйвером генерации спроса на облачные решения являются частные пользователи

Разобравшись, представители корпоративных пользователей начинают понимать все преимущества таких решений. Но оказывается, что глобальные облака не вполне отвечают их интересам. Строить корпоративную платформу на их основе крайне неудобно, ведь эти сервисы созданы для массового обслуживания и, следовательно, максимально стандартизированы под наиболее распространенные нужды массового клиента. Таким образом, потенциальный заказчик начинает поиск на рынке более подходящего решения – модульного, масштабируемого, персонифицированного с точки зрения услуг, интерфейса, корпоративного стиля. Особо подчеркну важность требования клиентов к интеграции коммуникационной платформы с другими ИТ-системами, в частности класса back-end, уже внедренными у заказчика. Наша платформа предоставляет все возможности для простой, недорогой и эффективной реализации всех этих требований.

Что касается объема рынка, то его, как и долю CommuniGate Pro, измерить достаточно трудно. Могу привести лишь оценочные данные о том, что на мировом рынке наша доля составляет около 5-7% – нам принадлежит порядка 15 тыс. корпоративных заказчиков, более 250 операторов связи и хостинг-провайдеров, что соответствует общему количеству абонентов около 150 млн.

Доля CommuniGate Pro на российском рынке до сегодняшнего момента была незначительной, хотя портфель клиентов достаточно внушителен. Это означает, что в России перед CommuniGate Pro открываются большие возможности для роста.

CNews: Каковы ваши принципы работы на российском рынке?

Олег Никитин: В своей повседневной работе по продвижению и росту рынка CommuniGate Pro в России мы отталкиваемся от нашего ключевого продукта, от его возможностей, от того, что существует сегодня. С одной стороны, это коробочный продукт, который подходит мелким компаниям (вытащил из коробки, инсталлировал — и работаешь). С другой — это масштабное решение для построения корпоративной коммуникационной среды с интеграцией со всеми прочими приложениями и системами (порталом, интранетом, внутренней телефонией, биллингом, продуктами категорий CRM и ERP — например, ). Наш продукт позволяет реализовать все эти требования благодаря открытым протоколам, на которых он основан. Мы всячески приветствуем добавление и расширение функциональности нашего решения силами заказчика.

Немаловажную роль играет тот факт, что наша служба технической поддержки находится в России, она осуществляется на русском языке. В ряде случаев наш специалист может выехать к клиенту, чтобы лично разобраться с проблемой и найти оптимальное решение.

CNews: Приведите, пожалуйста, примеры внедрения вашего решения в России и в мире.

Олег Никитин: В общемировом масштабе, помимо British Airways, в числе наших заказчиков оператор связи Tele2. Это 2,5 млн абонентов, причем 400 тыс. из них – пользователи голосовых IP-сервисов. Tele2 – пример не корпоративного пользователя, а оператора, предоставляющего свои услуги конечным пользователям на основе нашей платформы. Tele2 продвигает решение «IP-телефон в каждый дом», причем этот сервис рассчитан не на корпоративных, а на частных клиентов.

В России таким примером нашего заказчика – провайдера услуг является «ВымпелКом». Оператор использует нашу платформу для реализации почтового сервиса post.ru. В качестве российских корпоративных пользователей – государственные корпорации Почта России и Сбербанк, страховая компания «Росгосстрах», ряд учебных заведений: СпГУ, Воронежский университет. Из текущих крупных проектов по внедрению CommuniGate Pro в России можно упомянуть оснащение МВД России, где число пользователей измеряется сотнями тысяч.

Не остался без внимания и малый бизнес. Мы наблюдаем за рынком, и нам очень приятно, что с каждым годом в числе наших клиентов появляется все больше компаний численностью до ста человек. Такая динамика подтверждает тезис, что решение CommuniGate Pro универсально и годится не только для промышленных гигантов.

CNews: Как обстоит дело с лояльностью клиентов? Какие меры вы принимаете для повышения уровня лояльности?

Олег Никитин: До сих пор в России у нас крайне редки случаи перехода клиента на платформы других поставщиков. Наши клиенты лояльны, и это объясняется просто: пользуясь нашей платформой, они получают главное – стабильность. По нашим статистическим данным 75% клиентов не обращаются в техподдержку, 25% обращаются по вопросам настройки и дополнительной интеграции, в некоторых случаях требуемых модификации и удалении «багов».

Мы видим проявление лояльности и со стороны клиентов с лицензиями на 100, 50 и даже 20 пользователей. Одной из причин этого является очень внимательное отношение к техническим вопросам пользователей. Мы регулярно получаем запросы и находим решения задач, связанных с некорректным (не соответствующим стандартам) поведением смежных с нашим продуктом решений, как программных, так и аппаратных. В этих ситуация мы «не бросаем клиента», а помогаем найти выход.

CNews: Каким образом строится дистрибуция продукта в России?

Олег Никитин: Усилия CommuniGate в России нацелены на продажи как крупным заказчикам, так и малому бизнесу. Очевидно, что подходы при работе с этими двумя категориями клиентов различаются. Что касается больших организаций, здесь мы работаем с крупными интеграторами, такими, как «Энвижн», «Крок», с «Джет», «Техносерв», уделяя большое внимание совместному взаимодействию с крупными заказчиками.


Олег Никитин, коммерческий директор российского представительства CommuniGate Systems: мы видим проявление лояльности и со стороны клиентов с лицензиями на 100, 50 и даже 20 пользователей

При работе с небольшими заказчиками наш принцип таков: мы продаем унифицированную платформу со всем набором функций, не требующую особых знаний для инсталлирования, и по желанию помогаем с доработкой дополнительных функций. Это коробочный продукт, распространяемый в розницу. Кстати, «коробочную» лицензию уже сейчас можно купить во многих интернет-магазинах.

Александр Малышев: Наша позиция как вендора состоит в том, что мы не хотим «отбирать хлеб» у интеграторов и разработчиков. Мы позиционируем себя как поставщик open-end решения, которое легко может быть доработано в соответствии с персональными требованиями каждого конечного заказчика.

CNews: Прокомментируйте, пожалуйста, свои слова об open-end. В чем преимущество такого решения?

Александр Малышев: Для меня термин Open-end означает не только некое формальное определение, но прежде всего простоту конфигурации и «всеядность» системы в смысле возможностей ее совместной работы с оборудованием и ПО сторонних производителей. Для иллюстрации своих слов приведу противоположный пример.

Когда мы говорим, например, об офисной телефонии, то большинство «железных» решений правильно функционируют только тогда, когда вся линейка оборудования в компании-заказчике основана на продуктах данного вендора. Безусловно, производители стараются насколько возможно поддерживать открытые сетевые стандарты. Но на деле так получается не всегда. И если крупная компания, в одном филиале которой стоит оборудование одного вендора, в другом – другого, пытается объединить все это в одну сеть, то она, как правило, сталкивается с большими проблемами в интеграции решений разных вендоров. Даже при работе по открытым стандартам, открытым сетевым протоколам – почтовым, не почтовым, голосовым – решения от разных вендоров не выдают заявленный набор функций в силу взаимной несовместимости.

В противовес этому особенность нашего решения состоит в том, что оно полностью независимо от используемого оборудования и операционных систем. Более того, оно может быть использовано как единая интеграционная шина при решении задач сопряжения оборудования различных вендоров.

CNews: Вы говорили, что ваше программное решение чрезвычайно надежно и после первоначальной настройки, как правило, не нуждается в дополнительных доводках и наладках. К тому же заказчик, уже купивший мощное и достаточно дорогое решение, которое не ломается, вряд ли в ближайшее время купит такое же. Каким образом обеспечить постоянный приток денежных средств от уже существующих клиентов?

Александр Малышев: Мы как вендор проводим работу по отслеживанию текущих трендов и интересов заказчиков, постоянно дорабатывая функционал и обеспечивая нашу платформу новыми функциями, интересными для пользователя. Сюда входит распространение мобильных решений и возможности доступа к своим персональным данным, к почте, голосу, чату, корпоративному календарю, со смартфонов, мобильных устройств, планшетов и т.д. В последнее время мы активно развиваем это направление. Мы постоянно дорабатываем, совершенствуем интерфейсы, в частности, интерфейсы мобильных приложений.

CNews: Речь идет о нативных мобильных приложениях или о портальных решениях для всех мобильных платформ?

Александр Малышев: Мы пошли сразу двумя путями. Во-первых, был разработан единый открытый протокол, который позволяет внешним разработчикам самим дописывать интерфейс или приложения, которые их интересуют. В данном случае речь по сути идет о среде разработки на стороне пользователя.

При этом мы не забыли тех мобильных пользователей, которые довольствуются функционалом «из коробки» и не хотят ничего дописывать. Для них мы разработали, активно совершенствуем и распространяем приложение «Pronto!» для платформ Android и IOS. Это приложение является мобильным интерфейсом к основным сервисам, предоставляемым платформой CommuniGate Pro. Любой пользователь может свободно скачать приложение «Pronto!» в магазинах мобильных приложений.

CNews: Какие результаты вы хотели бы увидеть в конце 2013 года?

Олег Никитин: Одна из задач – расширение партнерства. Мы ищем новых партнеров, интеграторов, посредников, также призываем к сотрудничеству операторов, провайдеров коммуникационных услуг, а также тех, кто хочет стать таковыми. Помимо этого, мы смотрим в сторону развития новых направлений: облачных вычислений, М2М, социальных сетей.

Александр Малышев: Если говорить о задачах на следующий год, то в первую очередь – это задача увеличения доли рынка в России. Задача же на остаток 2013 года не связана с извлечением непосредственной выгоды. Эта задача маркетинговая: повысить узнаваемость бренда, поднять уровень знаний о продукте в профессиональной среде, донести до профессиональной аудитории информацию об уникальных качествах нашего решения.

Что касается задач на среднесрочную перспективу, то в ближайшие год-два мы хотели бы стать отраслевым стандартом, чтобы в любом тендере, в котором рассматриваются коммуникационные решения Microsoft, всегда также присутствовал бы и CommuniGate Pro.

Юрий Белов