Разделы

Интернет Интернет-доступ

Домашние сети: вандализм, черный PR и бои без правил

Минувший год стал периодом бурного роста компаний, работающих на петербургском рынке широкополосного доступа в интернет (ШПДИ). Солидным увеличением абонентской базы, зон покрытия и перечня оказываемых услуг может похвастаться практически любой оператор, работающий в этой сфере. Однако, как это всегда бывает, за бурным освоением рынка возникает целый ряд проблем. Например, в последнее время в борьбе домашних сетей (Ethernet-LAN) остро стоит вопрос вандализма. Подчас конкуренция выливается и в акции «черного PR» на рекламном рынке, СМИ и интернет-форумах.

Аналитики ставят на ШПДИ

С представителями домашних сетей не согласны другие аналитики рынка. Вячеслав Кочетков, эксперт инвестиционного холдинга «Финам», рассказал CNews: «Мой прогноз на ближайшие 1–2 года: ADSL в Петербурге продолжит перспективно развиваться, и станет лидером рынка ШПДИ. Домашние же сети будут больше замыкаться на себе и найдут себе четкую нишевую позицию на рынке, без перспективы роста. ТКТ проведет модернизацию технической базы, и в 2008–2009 году от них можно ожидать серьезного роста на рынке широкополосного доступа».

Г-на Кочеткова поддерживает Наталья Короткова, аналитик компании IDC: «Питерский рынок ШПДИ один из самых быстрорастущих, так как в Москве определенное насыщение уже наступило ( 40% всех подключений в стране), а до регионов либо технология добралась в недостаточной степени, либо рынки для освоения там не настолько масштабны, и люди не готовы платить за ШПДИ. В Петербурге же платежеспособность и масштабы создают условия для развития, которое мы и наблюдаем. Я считаю, что конкуренция пойдет между технологиями, а не между операторами одной технологии. Когда определенная степень завоевания абонента окажется достигнутой, начнутся лавирования этих абонентов между технологиями, каждая из которых, закрепившись на рынке, будет предлагать новые цены, скорости, бонусы и перспективные проекты. В этой ситуации каждая технология найдет своего пользователя, и не исключено, что процентное соотношение сохранится».

Операторы собираются укрупняться?

Наш источник на рынке домашнего интернета полагает, что единственным путем, по которому следует развиваться отрасли Ethernet-LAN региона, является «появление на рынке крупных игроков на основе уже существующих компаний. Кроме скорости доступа есть еще целый ряд моментов, которые проще решать крупным игрокам. Может быть, стоит ждать появления некоего холдинга домашних сетей, который сможет решать проблемы правового и технического порядка в масштабах города, и вполне вероятно, что за его создание возьмется кто-то из сильных инвесторов, возможно не местных. Но пока у нас на рынке около 80 компаний: примерно 7 – 8 лидеров и пестрая масса мелких игроков, спящих и видящих, как бы повыгоднее продаться».

«Особенных тенденций к слиянию пока не наблюдается, хотя предложения «купите нас» звучат все чаще. До тех пор, пока есть относительно свободные территории для подключения, покупка другого оператора имеет смысл только для быстрого выхода на рынок другого района. В дальнейшем, безусловно, выживут сильнейшие, которые охватят весь город, но не по схеме разделения его на части, а по схеме одновременного присутствия во всех домах», — полагает г-н Лебедев из Matrix Network Solutions.

«Услуга дошла до масс, большое количество людей узнало о ШПДИ и его преимуществах. В этом заслуга и СМИ и пиар-политики компаний. Предела роста я лично пока не вижу. Думаю, в течение года мы сможем увеличиться еще в 4 – 5 раз, уже сейчас осваиваются новые районы, а процент проникновения в дома уже охваченных районов составляет 30 – 40 %, и тут тоже есть куда расти, в той же Москве эта цифра приближается к 80%. Основные тенденции рынка домашних сетей в Питере, как вижу их я: он будет показывать тенденции к укрупнению активов игроков, а кончится все тем, что в конце цепочки поглощений останутся 3 – 4 крупных оператора. Мы, со своей стороны, проведем несколько покупок более мелких сетей, появимся в новых для себя районах города»,— сообщил CNews г-н Крылов.

«Рост нашей абонентской базы был весомый, она выросла в разы. Мы купили две сети, и немалое количество новых абонентов пришло к нам в результате собственно новых подключений. В будущем году планируем купить еще несколько сетей и достроить сеть в центральном районе, в разных его частях мы планируем довести процент подключенных домов от 60% до 100%. Также запускается IP-TV. В целом по рынку домашних сетей в Питере я прогнозирую в 2007 году поглощения мелких сетей крупными и уменьшение количества компаний к концу года примерно на 20%», — делится своими мыслями г-н Стрельцов.

Павел Кропачев, директор по развитию компании «ЦИТ «Домашние сети» (бренд Ozerki.net) отмечает: «Чтобы увереннее ощущать себя на рынке, домашним сетям нужно начинать укрупняться уже сейчас. Выигрывают те, кто имеет лучший кадровый ресурс, деньги и технику. Проблема Ethernet-сетей в их уязвимости, конкурирующих технологий — в их скорости. Обдумав ситуацию на рынке, мы приняли решение о юридической и технической консолидации с сетью «Цифра», в рамках которого сильные стороны наших компаний оказываются полностью доступными друг для друга. Подобная тенденция станет в будущем массовой. В свое время мы поглотили более мелких операторов, и сейчас многие из них сидят и ждут своего часа и цены».

«Общая тенденция рынка — укрупнение компаний, и она, конечно, продолжится. Могут возникать также ассоциации сетей, с сохранением самостоятельности участников. Для достижения должного уровня развития услуг домовых сетей сейчас имеет смысл стандартизировать инфраструктуру: несколько компаний могут иметь единый колл-центр или один департамент строительства и т.д. Что же касается нас, то мы будем осуществлять инвестиции в дальнейшее развитие инфраструктуры, бренд, технический центр регионального масштаба, с последующим выходом на общероссийский уровень, появление в городах второго уровня. С точки зрения обеспечения стабильности и надежности компании, также идет активная работа по улучшению документооборота, чтобы все было бумажка к бумажке, ведь конкуренты не спят», — дает свой прогноз г-н Анчунов.

Количество абонентов других операторов широкополосного доступа в интернет в Санкт-Петербурге

Название компании Тип связи Кол-во абонентов, тыс.
Авангард ADSL 55
ВебПлас ADSL 43
Твой Интернет КТВ 23

Источник: CNews Analytics

Аналитики в своих оценках будущего рынка ШПДИ для Ethernet-LAN операторов расходятся: г-жа Короткова полагает, что «сейчас рынок домашних сетей в Петербурге вряд ли сможет выдвинуть равноценного по масштабам СЗТ или ТКТ игрока, который консолидирует преимущества технологии и сумеет стать единой силой со стороны Ethernet-LAN доступа в интернет». А вот г-н Кочетков утверждает обратное: «На питерском рынке домовых сетей идут процессы консолидации за счет объединений и покупок, что является показателем его динамичного развития. Уже в этом году на нем могут появится проекты, аналогичные московскому Net by Net или просто объединения мелких сетей с целью продажи всего бизнеса или его доли, с перспективой вложения вырученных средств в развитие основной его части».

Г-н Кусков видит ситуацию так: «Площадка для роста в плане неохваченных абонентов в городе еще есть, кого они будут выбирать — вопрос. Тем более, что не за горами внедрение беспроводной технологии WiMAX, которая должна начать широко применяться, по моим расчетам, через 2 – 3 года, как только появится сертифицированное оборудование для конечного абонента. На данный же момент питерский рынок примерно поровну поделен между домовиками с одной стороны и ADSL-щиками, «телевизионщиками» и беспроводным интернетом («Простор-телеком») с другой. Отмечу, что пока что ARPU операторов домашних сетей в среднем ниже, чем у операторов альтернативных технологий».

Григорий Васюков, CNews Северо-Запад

Учебный курс «Интернет как оружие в борьбе за клиентов» 6.03