Разделы

Интернет Интернет-доступ Веб-сервисы Интернет-ПО

Мобильное приложение или адаптивный сайт: что выбрать?

Чтобы представить свой бизнес в интернете, многие компании сегодня обзаводятся сайтами, в том числе, адаптированными под мобильные устройства, и специальными мобильными приложениями. Однако не все организации могут себе позволить оба способа расширения аудитории. Что же выбрать?

Поскольку брендированное приложение является, по сути, локальной программой, устанавливаемой на мобильное устройство и использующей для работы доступ в интернет, оно обладает весомым преимуществом – поддержкой "тяжелой" графики и анимации, которые не зависят от пропускной способности каналов связи. Интернет выступает лишь в качестве источника для обновления информации, а весь программный "фундамент" устанавливается на гаджет при первоначальной загрузке приложения. Эта же особенность позволяет пользоваться некоторыми опциями приложения без доступа в интернет, "оффлайн".

Ну и, помимо прочего, "иконка" приложения на рабочем столе мобильного устройства выступает как своего рода реклама, которая постоянно мелькает перед глазами пользователя, и является "точкой быстрого входа". Мобильный сайт может быть зафиксирован у пользователя только в закладках браузера, и сила контакта, разумеется, будет существенно ниже.

Но не все так безоблачно в работе с мобильными приложениями. Ниже мы рассмотрим их недостатки, которые естественным образом становятся аргументами в пользу выбора "адаптации" сайта.

Что же "против"?

Если сайт с адаптивной версткой будет одинаково хорошо смотреться на экране смартфона и под управлением iOS, и Android, то для разработки мобильного приложения вам придется делать отдельные продуты для каждой из этих платформ, что сопряжено с существенным ростом затрат на разработку решения.

Также адаптивный сайт не имеет проблем с тем, с какого типа устройства осуществляется просмотр: он будет работать и на широкоформатном мониторе, и на простом телефоне с доступом в интернет. Аудитория мобильных приложений существенно ограничена обладателями смартфонов и планшетных компьютеров.

Чтобы запустить "мобильный" сайт, не требуется никаких дополнительных трат. Для запуска и продвижения мобильного приложения необходимы лицензии на размещение в AppStore, Google Play, Windows Store.

Весомым аргументом в пользу адаптивной верстки является доступность для аудитории. Отчасти об этом уже говорилось: чтобы получить доступ к приложению, нужно пройти "трудоемкую" процедуру его загрузки, сопряженную с согласием на условия использования. Для доступа к сайту ничего этого не требуется (разве что случаи подтверждения 18-летнего возраста для веб-ресурсов, посвященных алкогольной и табачной продукции).

Следующим плюсом адаптивного сайта является простота обновления. Обновить адаптированный сайт в значительной степени проще, чем мобильное приложение. В первом случае нужно учесть только особенности мобильного формата, во втором – делать релиз следующей версии, которую пользователю опять-таки предстоит скачивать. Контролировать приложение, когда оно уже скачано, уже невозможно.

Актуальность адаптированного сайта зависит только от актуальности представленной на нем информации, задач бизнеса и потребностей клиента. На жизнь мобильного приложения существенное влияние оказывают такие иррациональные факторы, как "мода" и "виральный эффект". Замечательно спроектированное приложение может просто "не пойти", потому что было запущено в неудачный момент или чем-то не понравилось. Сайт же не претендует на серьезное внимание со стороны пользователя, а потому менее подвержен волатильности общественного мнения.

Особенности продвижения

И мобильные сайты, и приложения нужно продвигать. В первом случае используются традиционные инструменты SEO (поскольку адаптированный сайт для поисковых систем это де-факто тот же "большой" сайт), во втором – вывод приложения в ТОП в специализированных магазинах приложений (AppStore, Android Market и др.). Оба варианта имеют недостатки. Конкуренция сайтов в поисковиках известна всем – по высококонкурентным запросам пробиться в ТОП крайне тяжело, результат не всегда прогнозируем, проявляется только через несколько месяцев и непостоянен. Популярность приложения во многом зависит от вирусного эффекта и тоже не может быть гарантирована.

Если подводить итоги, то создание мобильного приложения, как правило, целесообразно для компаний, работающих в секторе b2c для аудитории с доходом средним и выше среднего, имеющим развитую сеть точек обслуживания, с продуктом, предполагающим регулярное использование. Если же ресурс имеет справочно-информационный характер, и основной приоритет - доступность для максимально широкой аудитории и моментальный доступ (например, к контактам компании), то тогда, скорее всего, для расширения аудитории бизнеса больше подойдет адаптированный дизайн.

Юрий Шпиллер