Разделы

Интернет Интернет-доступ

Владимир Кашицин: Бесплатный интернет-доступ для школ сможет обеспечить только государство

Громкий проект подключения всех российских школ к интернету стал ярким символом информатизации отечественной средней школы. Между тем, средства федерального бюджета, выделенные на оплату трафика учащихся, подходят к концу. Вопрос о том, кто и в какой форме будет оплачивать расходы, до сих пор однозначно не решен. Очевидно, что и с решением данной проблемы потенциал ИТ в школе будет раскрыт далеко не полностью. О задачах глубокой информатизации школы в интервью CNews рассказал Владимир Кашицин, кандидат педагогических наук, руководитель отдела приоритетного национального проекта "Образование" Национального фонда подготовки кадров.

Кстати, в рамках заключенного контракта "РТКомм.РУ" обязан будет до конца 2009 года обеспечивать пропуск трафика к серверам контентной фильтрации для всех школ, включая даже те регионы, в которых по результатам проводимых торгов он может и не выиграть конкурс на обеспечение интернет-доступа за счет региональных средств. В сфере информатизации образования должны действовать законы, в первую очередь – экономические. Я считаю, что интернет должен стать жизненно важным школам, доказательно необходимым муниципальным образованиям, разумно выгоден как предоставляемая услуга телекоммуникационным компаниям.

CNews: Какие риски можно отметить в проектах, связанных с информационными технологиями в образовании? Будет ли вопрос решаться преимущественно за счет федерального или региональных бюджетов?

Владимир Кашицин: Риск неэффективного использования школой новых возможностей – ключевой. Необходимость использования всех возможностей интернета, Федерального центра информационных ресурсов, повышение ИКТ-компетентности педагогов и служащих, введение системы стимулов для образовательных учреждений – вот, пожалуй, некоторые основные параметры успешности.

Насколько я знаю, есть решение президиума Государственного совета от 17 июля 2008 года (пункт 4 перечня поручений Президента РФ от 1 августа 2008 г. №ПР-1572ГС), в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить финансирование предоставления образовательным учреждениям услуг доступа к сети Интернет по истечении двухлетнего периода со дня их подключения в рамках приоритетного национального проекта "Образование" за счет бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации. Так что однозначно – за счет региональных бюджетов.

Поэтому момент истины – переход в этом году на региональное финансирование интернет-доступа школ. Переходные процессы всегда неоднозначны, особенно, когда речь идет не об одном "политическом" решении на всю страну, а о выделении средств для школ – они в основном в ведении муниципальных властей.

Один из серьезных рисков здесь – давление "РТКомм.РУ" на регионы – деньги терять не хочется, особенно, когда "голубые" и телекоммуникационные фишки падают вниз с головокружительной быстротой, есть неопределенность с оконечным оборудованием, которое поставлено в школы провайдерами – представителями "РТКомм.РУ" при обеспечении услуги доступа к интернету. Останется ли оно в школах или нет? Ведь добраться на вездеходе в глухую сибирскую деревеньку, чтобы снять старый модем – больших денег стоит…

Проблемы по отдельным регионам наверняка возникнут, особенно там, где принято решение заключать договоры непосредственно школами. Хотя по данным нашего мониторинга в текущем году 29 субъектов Российской Федерации уже выделили средства на проведение региональных конкурсов. Из них в 9 регионах конкурсы состоялись, государственные контракты заключены или находятся на стадии подписания. Это Республика Татарстан, Кировская, Брянская, Ивановская, Костромская и Ярославская области, Санкт-Петербург, Республика Калмыкия. В 20 регионах конкурсные процедуры находятся на стадии оценки и сопоставления заявок участников.

В 46 субъектах Российской Федерации средства выделены из областных и республиканских бюджетов в виде субвенций и субсидий, предоставляемых муниципальным районам и городским округам. Еще в 6 регионах проводятся конкурсные процедуры по методу запросов котировок.

Кстати, в Чеченской Республике в 2008 году отключений нет, там конкурсные процедуры не проводятся.

CNews: Могут ли начаться массовые отключения школ от интернета? Кто в таком случае понесет ответственность?

Владимир Кашицин: Внезапно ничего не начинается. С графиком поэтапного прекращения финансирования подключенных образовательных учреждений за счет средств федерального бюджета давно уже можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по образованию.

Вся информация неоднократно доводилась до руководителей органов управления образованием регионов. Государство не может вечно платить за неограниченный трафик. Оно оплатило создание инфраструктуры – провело "лампочку Ильича" в каждую деревеньку, а за свет – каждый платит сам, исходя из потребностей и, конечно, возможностей.

Я полагаю, что в ряде регионов уйдут от идеи неограниченного доступа. Во многих школах средний трафик в месяц не больше 400-600 мегабайт. Кстати, хороший пример. В связи с прекращением оплаты за счет средств федерального бюджета с сентября 2008 года интернет-трафика образовательных учреждений Калужской области, в регионе было проведена подготовительная работа по переходу на региональное финансирование данных услуг. В конце июля 2008 года в муниципальные районы области было разослано информационное письмо. Основная мысль - для дальнейшего использования ресурсов сети интернет муниципальным общеобразовательным учреждениям необходимо заключить соответствующие договоры и производить оплату за счет средств субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ.

Затем в сентябре в муниципальные районы были разосланы рекомендации по организации подключения образовательных учреждений к сети интернет. Для образовательных учреждений, подключенных в рамках ПНП "Образование", с 1 января 2008 года по адресу edu-stat.rtcomm.ru предоставляется сервис "личный кабинет", позволяющий каждой школе самостоятельно диагностировать канал связи, отслеживать объем потребляемого трафика. Как показывает анализ работы образовательных учреждений в интернете, для большинства образовательных учреждений наиболее оптимален тарифный план с оплатой фактически потребленного интернет-трафика.

В рекомендациях приведен и типовой вариант для заключаемых контрактов или объявляемых конкурсов – "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг). Требования, предъявляемые к выполняемым работам (оказываемым услугам)". Как раз здесь и написано про скорость и контентную фильтрацию.

CNews: Какие два ключевых ориентира можно выделить, говоря сегодня о ближайшем будущем школьной информатизации?

Владимир Кашицин: Вызывает некоторую тревогу неясность позиции государства по использованию в системе образования, и в социальной сфере в целом, проприетарного программного обеспечения и программ с открытым кодом. Ведь лицензии для общеобразовательных учреждений России на пакет лицензионных программ действуют только до 2010 года! В соответствии с одним из пунктов распоряжения правительства Минобрнауки России и Мининформсвязи России предписывалось обеспечить до конца 2009 года разработку и внедрение в образовательных учреждениях свободного программного обеспечения по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения. Соответствующие планы озвучивались и в отношении органов государственной власти.

На мой взгляд, с учетом масштабности необходимых изменений уже в текущем году необходимо приступить к разработке практических ориентиров в реализации этих планов, детальных регламентов и конкретных мероприятий. Здесь нужна ясная позиция региональных властей, подкрепленная соглашением с Минобрнауки или Рособразованием – без их осознанного участия, понимания необходимости изменений нормативной базы и расходов региональных бюджетов, без общественного обсуждения и, если хотите, "пропаганды" этот проект будет обречен. Ряд руководителей образовательных учреждений, а их в России более пятидесяти пяти тысяч, уже задают мне такие вопросы.

Кстати, часто встает вопрос об экономической эффективности перехода госструктур на свободное программное обеспечение. Здесь хочется вспомнить и ваш прошлогодний CNews FORUM, где свыше 600 участников обсуждали вопросы информатизации. Голосование в зале после доклада Виктора Алксниса, одного из сторонников перехода госучреждений на открытый код, показало, что ключевым преимуществом для государственных органов является вопрос информационной безопасности России. При этом, как выяснилось, практически никто не верит, что это позволит снизить расходы государства на разработку, а главное техническую поддержку и эксплуатацию информационных систем. Начинать надо с низовых звеньев – муниципалитетов, где круг решаемых задач и используемых информационных инструментов ограничен и типизирован. Это будет выгодно!

На мой взгляд, тотальный переход на свободное программное обеспечение влечет за собой риск необходимости создания некоего государственно-частного "российского Майкрософта" для обеспечения технической поддержки, гарантированных консультаций и доработок программ с открытым кодом, настроек различных прикладных программных продуктов под новые задачи и новые появляющиеся периферийные устройства.

Второй ожидаемый мной важный шаг руководства отрасли - принципиальное изменение системы повышения квалификации и аттестации учителей. В России исторически сложилась государственная система повышения квалификации учителей, непосредственно связанная с системой аттестации. При этом в ней отсутствует элемент "горячей линии" и обратной связи – постоянно действующих консультаций для педагогов. В современной жизни происходят быстрые изменения в информационных технологиях, меняются методы и организационные формы учебной работы. А нашему учителю за бюджетные средства переподготовка по закону гарантирована лишь один раз в пять лет!

На мой взгляд, это явно упущено в утвержденной новой федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы". Необходимо перейти к непрерывной системе повышения квалификации и методической поддержки кадрового корпуса школы, ведь учителя – тоже научно-педагогические кадры.

Возможный инструмент – межшкольные центры. Межшкольные методические центры создаются в муниципальных образованиях на базе "продвинутых" школ, наш фонд уже сделал это в Карелии и ряде других регионов. Фактически речь идет о переподготовке учителей непосредственно на рабочем месте, "без отрыва от производства". Центры оказывают педагогам постоянную методическую поддержку, стимулируют более активное использование новых информационных технологий, предлагая уже апробированные методики, это актуально для школ в сельской местности. Здесь также необходимо крупное государственное решение.

В России всегда считалось – все беды от недостатка денег, нерадивых чиновников и плохих дорог. Я считаю, мы подошли к рубежу, когда надо определиться по вопросам стратегического прогнозирования развития ИКТ в социальной сфере, минимум на 10 лет закрепить приоритеты и систему управления соответствующими процессами с оценкой рисков, выстроить схему государственного аудита эффективности вложения бюджетных средств в информатизацию образования, здравоохранения. Тогда, может быть, и одна проблема с недостатком средств отпадет. Останутся только две - чиновники и дороги.

Елизавета Валяева