Спецпроекты

30% россиян совершают онлайн-покупки со смартфона

Интернет E-commerce Веб-сервисы

Согласно результатам исследования «Яндекс.Маркета» и компании GfK Rus, в России за последний год почти в два раза выросла доля онлайн-покупок, совершенных с мобильных устройств. 30% покупателей за последний год оформляли заказы в онлайн-магазине со смартфона, причем почти половина из них воспользовались для этого специальным приложением. При этом каждая пятая покупка со смартфона совершается в транспорте, сообщили CNews в компании «Яндекс».

Через приложения приобретали товары свыше 50% онлайн-покупателей в возрасте 20-29 лет. Чаще всего к такому способу прибегают молодежь и жители столицы. Эксперты «Яндекс.Маркета» и GfK Rus утверждают, что, хотя большинство заказов, сделанных со смартфона, оформляется через браузер, доля покупок через приложения будет расти.

Ключевым критерием выбора приложений становится более удобный по сравнению с мобильной версией сайта интерфейс. В свою очередь, среди основных барьеров 43% пользователей назвали нежелание устанавливать лишние программы на смартфон, 34% — отсутствие приложения у самого магазина.

Главное изменение в географии розничной онлайн-торговли за последние годы — резкий рост популярности китайских интернет-магазинов. Так, как показало исследование, в последние 12 месяцев услугами китайских продавцов воспользовались больше половины опрошенных — это на 30% больше, чем в 2014 г., и в два раза больше, чем в 2013 г. Одновременно с этим снизился интерес к магазинам других зарубежных стран: хотя бы раз за последний год в них совершали покупки только 23% респондентов (26% в 2014 г.). Российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы: в них делают заказы больше 90% покупателей.

Вместе с ростом популярности китайских магазинов заметно увеличилось число покупателей, столкнувшихся с проблемами при доставке товара. За прошедший год среди тех, кто делал покупки за границей, 26% получили некачественный товар (21% в 2014 г.), 12% — не то, что заказывали (9% в 2014 г.), 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги (5% в 2014 г.).

В России большинство онлайн-покупателей заказывают мелкую бытовую технику, одежду и обувь, косметику; за рубежом — одежду и обувь, детские товары, мобильные устройства (мобильники и планшеты). В китайских магазинах чаще, чем в среднем, покупают мобильные устройства, в магазинах других стран — косметику. С прошлого года стало меньше людей, которые покупали на европейских и американских сайтах одежду, автозапчасти и мелкую бытовую технику, тогда как число покупателей в китайских магазинах выросло практически во всех категориях товаров.

Доля респондентов, которые хотя бы раз за год совершали незапланированные покупки (заказывали товары, которые случайно попались на глаза в интернете), составила 65% (в 2014 г. — 63%). Главные причины, побуждающие к спонтанным покупкам — скидки и бесплатная доставка.

Совместные покупки в интернете хотя бы раз за последний год совершали 22% опрошенных. Чаще всего вскладчину заказывают одежду и обувь, товары для детей и косметику. Главные мотивы совместных покупок — скидки за оптовый заказ и низкая стоимость доставки.

Самым популярным способом расчёта за покупки в российских интернет-магазинах остаётся оплата наличными в момент доставки: в 2015 г. так платили 71% опрошенных (73% в 2014 г.). При этом всё больше покупателей выбирают безналичные способы расчёта: в 2015 г. при покупке в российских магазинах ими воспользовались уже 69% опрошенных (62% в 2014 г.). В момент заказа (по предоплате) картой хотя бы раз за год платили 54%, в момент доставки — 34%.

Исследование также показало, что с прошлого года заметно выросла доля онлайн-покупателей, которые воспользовались доставкой «Почты России»: их впервые стало больше, чем тех, кто выбирал курьерскую доставку. При этом спрос на услуги «Почты России» особенно высок в небольших городах. Постепенно растёт доля людей, которые забирали свои заказы из постаматов — с 38% в 2014 г. до 40% в 2015 г. Услуги курьеров остаются самым популярным способом доставки только в Москве и Екатеринбурге.



Технология месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»