Разделы

Интернет E-commerce Веб-сервисы

30% россиян совершают онлайн-покупки со смартфона

Согласно результатам исследования «Яндекс.Маркета» и компании GfK Rus, в России за последний год почти в два раза выросла доля онлайн-покупок, совершенных с мобильных устройств. 30% покупателей за последний год оформляли заказы в онлайн-магазине со смартфона, причем почти половина из них воспользовались для этого специальным приложением. При этом каждая пятая покупка со смартфона совершается в транспорте, сообщили CNews в компании «Яндекс».

Через приложения приобретали товары свыше 50% онлайн-покупателей в возрасте 20-29 лет. Чаще всего к такому способу прибегают молодежь и жители столицы. Эксперты «Яндекс.Маркета» и GfK Rus утверждают, что, хотя большинство заказов, сделанных со смартфона, оформляется через браузер, доля покупок через приложения будет расти.

Ключевым критерием выбора приложений становится более удобный по сравнению с мобильной версией сайта интерфейс. В свою очередь, среди основных барьеров 43% пользователей назвали нежелание устанавливать лишние программы на смартфон, 34% — отсутствие приложения у самого магазина.

Главное изменение в географии розничной онлайн-торговли за последние годы — резкий рост популярности китайских интернет-магазинов. Так, как показало исследование, в последние 12 месяцев услугами китайских продавцов воспользовались больше половины опрошенных — это на 30% больше, чем в 2014 г., и в два раза больше, чем в 2013 г. Одновременно с этим снизился интерес к магазинам других зарубежных стран: хотя бы раз за последний год в них совершали покупки только 23% респондентов (26% в 2014 г.). Российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы: в них делают заказы больше 90% покупателей.

Вместе с ростом популярности китайских магазинов заметно увеличилось число покупателей, столкнувшихся с проблемами при доставке товара. За прошедший год среди тех, кто делал покупки за границей, 26% получили некачественный товар (21% в 2014 г.), 12% — не то, что заказывали (9% в 2014 г.), 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги (5% в 2014 г.).

В России большинство онлайн-покупателей заказывают мелкую бытовую технику, одежду и обувь, косметику; за рубежом — одежду и обувь, детские товары, мобильные устройства (мобильники и планшеты). В китайских магазинах чаще, чем в среднем, покупают мобильные устройства, в магазинах других стран — косметику. С прошлого года стало меньше людей, которые покупали на европейских и американских сайтах одежду, автозапчасти и мелкую бытовую технику, тогда как число покупателей в китайских магазинах выросло практически во всех категориях товаров.

Доля респондентов, которые хотя бы раз за год совершали незапланированные покупки (заказывали товары, которые случайно попались на глаза в интернете), составила 65% (в 2014 г. — 63%). Главные причины, побуждающие к спонтанным покупкам — скидки и бесплатная доставка.

Совместные покупки в интернете хотя бы раз за последний год совершали 22% опрошенных. Чаще всего вскладчину заказывают одежду и обувь, товары для детей и косметику. Главные мотивы совместных покупок — скидки за оптовый заказ и низкая стоимость доставки.

Самым популярным способом расчёта за покупки в российских интернет-магазинах остаётся оплата наличными в момент доставки: в 2015 г. так платили 71% опрошенных (73% в 2014 г.). При этом всё больше покупателей выбирают безналичные способы расчёта: в 2015 г. при покупке в российских магазинах ими воспользовались уже 69% опрошенных (62% в 2014 г.). В момент заказа (по предоплате) картой хотя бы раз за год платили 54%, в момент доставки — 34%.

Исследование также показало, что с прошлого года заметно выросла доля онлайн-покупателей, которые воспользовались доставкой «Почты России»: их впервые стало больше, чем тех, кто выбирал курьерскую доставку. При этом спрос на услуги «Почты России» особенно высок в небольших городах. Постепенно растёт доля людей, которые забирали свои заказы из постаматов — с 38% в 2014 г. до 40% в 2015 г. Услуги курьеров остаются самым популярным способом доставки только в Москве и Екатеринбурге.

Татьяна Короткова