Разделы

Интернет Веб-сервисы Документооборот

Электронная почта уходит в прошлое?

Аналитики Gartner предсказывают, что такой традиционный инструмент коммуникации, как электронная почта, будет терять популярность, и к 2014 году будет замещаться сообщениями внутри сервисов социального веба. Российские игроки рынка СЭД находят такой прогноз преждевременным, но признают его относительное влияние на отрасль документооборота.

По данным аналитиков Gartner, к 2014 году до 20% всех бизнес-коммуникаций будет осуществляться через социальные сети. Это связано с глобальными изменениями стиля работы и демографией сотрудников (появляется все больше молодых работников), поэтому изменится и способ совместной работы. По версии аналитиков, если раньше в организациях электронная почта была единственным видом связи для взаимосвязи сотрудников между собой (помимо соответствующих приложений), то сейчас на место нее придет некое конвергентное решение, объединяющее функции почты, службы мгновенных сообщений и сервисов присутствия. Тем не менее, полный переход на социальные средства взаимодействия произойдет только тогда, когда они будут широко распространены и сложится культура их использования. Так, новые молодые сотрудники приносят в бизнес-среду принципы общения через микроблоги и соцсети, однако пока еще им приходится параллельно общаться по электронной почте. Gartner утверждает, что в 2012 году стараниями таких вендоров как Microsoft и IBM все приложения, относящиеся к коммуникациям (клиенты сообщений, календари, записные книги) будут социально-ориентированными (в их мобильных версиях), количество пользователей "облачных" веб-почт вырастет с 7 до 10%, а два главных игрока рынка – Microsoft и RIM – займут долю в 80%. Российские компании, работающие на рынке СЭД, разделяют подобные прогнозы Gartner, но осторожно относятся к срокам их воплощения в действительность и включению в нее России.

Ирина Кубликова, директор по маркетингу "БОСС-Референт", полагает, что идея Gartner о том, что к 2014 году около 20% информации будет проходить через социальные медиа, справедлива. Однако при этом эксперт высказывает предположение, что ее объем может быть и больше. Такое положение дел, по ее мнению, является вполне закономерным в силу развития средств коммуникаций: "Когда-то носителем информации была только бумага. Потом часть информации стала передаваться по телеграфу, потом – по телефону, потом – по электронной почте. Сейчас добавились новые технологии, которые неизбежно оттягивают на себя часть информационных потоков. При этом, если бумага не отмерла с появлением электронной почты, то вряд ли и усиление позиций технологий Веб 2.0 как-то вытеснит этот вид связи из числа средств обмена информацией". Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, полагает, что прогноз Gartner вполне справедлив и для России в том смысле, что к 2014 году 20% наемных работников будут использовать соцсети как узловую точку всех своих деловых контактов, но отмечает, что 80% оставшихся работников будут по-прежнему пользоваться другими средствами коммуникации. "Для ECM/СЭД вопросы групповой работы важны, но лежат все-таки несколько в стороне. Такие решения будут использоваться, но не станут центральной функциональностью продуктов", - отмечает он, приводя в пример тот факт, что в СЭД DocsVision есть поддержка корпоративных коммуникаций через MS Office Communicator, но при этом носителем документов считается все-таки электронная почта, на которую маршрутизируются задания исполнителям.

Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, напротив, находит прогноз Gartner преждевременным, поскольку электронная почта - это официальный инструмент обмена официальной информацией в бизнес-среде. "У нас электронная почта только-только принята как канал деловой переписки, при этом законодательство в этом плане отстает от реалий жизни – речь идет о практике судебных разбирательств по электронной переписке с использованием электронной почты, - объясняет она. - Социальные медиа, если и будут заменять электронную почту в ближайшем будущем (а они ее уже сейчас во многом заменяют), то только не в деловой официальной переписке, и это связано, прежде всего, с тем, что соцмедиа не воспринимаются пользователями как деловой канал, как канал общения для бизнеса и серьезной деловой переписки, опять же из-за сложностей в законодательстве. Этот процесс, конечно, идет, но медленно: мешает отсутствие нормативно-правовых и регулирующих документов". Госпожа Иванова отмечает, что пока правовое поле для использования Веб 2.0-решений не будет основательным, появляющиеся решения вендоров большого распространения не получат, по крайней мере, в ближайшее время.

Павел Житнюк, эксперт-аналитик "Корус Консалтинг", также считает этот прогноз корректным, но отмечает, что в крупном корпоративном сегменте электронная почта еще долго будет являться стандартом коммуникаций "де-факто". Среди причин такого положения вещей он называет большую защищенность и надежность от утечек информации, чем в социальных сетях; высокую реализацию системы коммуникаций в существующих продуктах от крупных вендоров, которые выполняют свои задачи; недостаточный опыт использования новых технологий работниками. Он прогнозирует 2-3-летнее отставание в сфере применения социальных медиа в бизнес-коммуникациях в России и появление продуктов от крупных вендоров, например, EMC.

Интересно, что идеи о несостоятельности коммуникаций через электронную почту в современной бизнес-среде звучали и раньше. Основной пафос подобных заявлений сводился к отсутствию или слабости существующих политик управления подобным контентом.

Михаил Демидов