Разделы

Интернет Веб-сервисы

Google забрал 60% мировых запросов

Google занимает около 60% мирового рынка поиска, обрабатывая десятки миллиардов поисковых запросов ежемесячно. В пятерку лидеров вошли не только привычные продукты Yahoo! и Microsoft, но и локальные игроки — Baidu и NHN. Эксперты считают, что темпы роста Google замедлятся, а у лидеров российского поиска есть шанс со временем также получить заметную долю глобального поискового рынка.

Последние исследования ComScore показали, что в среднем интернет-пользователи по всему миру генерируют около 1,4 млн поисковых запросов каждую минуту. Всего за август 2007 г. пользователи Сети — в количестве примерно 750 млн человек, что составляет 95% всех интернет-пользователей — сгенерировали ~61 млрд запросов.

Большая их часть осуществляется с помощью поисковика Google, который занимает около 60% мирового рынка поиска — за август 2007 г. он обработал ~37 млрд запросов. По глобальным показателям поисковик интернет-компании оказался даже популярнее, чем на своем «родном» рынке — США, где он занимает около 50% рынка. Второе место занял Yahoo!, с примерно 8,5 млрд запросов, третье — Baidu с ~3,3 млрд, затем идут Microsoft — 2,2 млрд и NHN — 2 млрд, сообщает AP.

Боб Ивинс (Bob Ivins), исполнительный вице-президент СomScore, считает, что Baidu — яркий пример того, как локальный игрок, охватывающий значительную по объемам территорию, может занять достойное место на мировом рынке. Кроме того, эксперт считает, что доля Baidu будет продолжать расти вместе с ростом числа интернет-пользователей в Китае — рынке, на котором в основном работает поисковик. Google также присутствует на рынках Китая и Кореи, но пока не занимает там серьезных позиций, уступая Baidu и NHN. Боб Ивинс считает, что у интернет-компании есть шансы на увеличение своей доли на этих рынках, но сделать это довольно сложно.

Эксперт подчеркнул, что содержащиеся в исследовании данные претендуют, прежде всего, не на точность, а на отражение расстановки сил на мировом рынке поиска, и, возможно, на предоставление компаниям дополнительного инструмента для оценки успеха проводимой ими стратегии или запуска нового сервиса.

Российские эксперты считают, что в будущем Google уже больше не удастся увеличивать свою долю на мировом рынке серьезными темпами. «Мое мнение таково, что, наверное, доля Google будет увеличиваться, но очень медленно по сравнению с теми темпами, которые были раньше. Увеличиваться будет, прежде всего, потому, что это, фактически, единственная крупная компания, которая инвестирует в основном только в поиск, и это приносит свои дивиденды», — отмечает Андрей Бронецкий, генеральный директор «Мамбы». С другой стороны, эксперт считает, что доля Google на мировом рынке поиска вряд ли достигнет 80-90%.

По мнению г-на Бронецкого, локальные игроки, такие, как «Яндекс» и Baidu, на каком-то узком рынке вполне могут конкурировать с Google, сохранять свои позиции. «В ближайшие 2-5 лет мы, быть может, увидим некоторое падение доли "Яндекса" на российском рынке, но, в конце концов, конкуренты научатся так или иначе "уживаться" на одной территории, на одном рынке». Имеет значение, по мнению Андрея Бронецкого, и разница в положениях компаний: «Если, например, "Яндекс" решит, что есть какая-то угроза в отношении него на рынке, он может начать активно инвестировать в маркетинг, в рекламу и т.д., а Google в России во многом ограничен в своих действиях необходимостью согласовывать свои действия с заграницей, и у него более вялая реакция на рыночную ситуацию».

В заключение эксперт отметил, что с ростом проникновения интернета в России наверняка будет расти и доля локальных российских игроков на российском рынке поиска: «Хорошие позиции Baidu действительно обусловлены главным образом масштабным территориальным охватом, а России есть куда расти — зарубежный опыт показывает, что уровень проникновения в стране может быть и 60%, и выше».

Борис Овчинников, руководитель отдела исследований компании «СУП», также считает, что вряд ли дальнейший рост доли Google на глобальном рынке будет происходить быстро: «Наверное, уже трудно найти пользователя, который бы не знал уже достаточно хорошо про Google, и, если он при этом не пользуется этим поисковиком, значит, на то есть достаточно веские причины — в частности, привычка к другому поисковику является весьма сильным фактором. Плюс есть всегда нишевые и локальные игроки, которые всегда могут предложить в определенном сегменте рынка более интересные возможности, чем продукт, больше предназначенный для всех и для всего сразу».

Третье место Baidu не удивляет г-на Овчинникова: «Китайский рынок по количеству пользователей интернета сопоставим с американским и занимает значительную долю мирового». Что же касается позиций локальных российских игроков в мире, то, по мнению эксперта, «Яндекс», скорее всего, уже входит в десятку мировых лидеров.

Мировой уровень проникновения интернета по итогам 2006 г. составил 1,1 млрд человек или 16,6% населения планеты. К 2011 г. этот показатель должен достигнуть 1,5 млрд или 22,2 жителей, причем в число стран-драйверов роста, наряду с Бразилией, Индией и Китаем, входит и России. По итогам 2006 г. в стране было 27 млн пользователей Сети, по данным за сентябрь 2007 г. — 30 млн., а в 2008 г. показатель должен составить 40 млн человек.

По данным LiveInternet за сентябрь 2007 г. доля «Яндекса» в общей массе переходов пользователей Рунет упала на 1,3% по сравнению с показателями за август 2007 г. и составила 56,7%, причем в предыдущем месяце доля «Яндекса» упала на 0,9%. Доля сервиса Rambler, занимающего второе место, уменьшилась на 0,1% и составила 16,8%. Доля Google увеличилась на 0,6% по сравнению с показателями за август 2007 г. и составила 14,1%.

Валерия Комиссарова