Разделы

Бизнес Интернет Интернет-доступ

Американские аналитики не справились с Рунетом

Компания Comscore, специализирующаяся на «замерах цифрового мира», признала, что в ее ошеломившем Рунет рейтинге российских сайтов могут содержаться ошибки. Представители Comscore разъяснили российскому интернет-сообществу суть своей методики и попросили его о помощи в повышении адекватности измерений.
На исходе прошлой недели Comscore опубликовала «февральский рейтинг российских сайтов», вызвавший в Рунете весьма бурные отзывы. Согласно ему, малоизвестный в России сервер видеоконференций Connexus расположился выше «Живого журнала» и Википедии, а сервисы AOL оказались на 4-й строке рейтинга, ниже Rambler, но выше Google.

Менее чем через неделю после публикации ошеломившего Рунет рейтинга фигуранты российского интернет-рынка получили возможность встретиться с авторами исследования лично.

Как пояснили на «Конференции интернет и бизнес» (КИБ) исполнительный вице-президент Comscore Линда Абрахам (Linda Abraham) и вице-президент Comscore в Англии Майк Рид (Mike Read), поведение пользователей в российском сегменте Сети компания изучает на основе панели (панель — это совокупность добровольцев, принимающих участие в социологическом исследовании — CNews), состоящей сейчас примерно из 18 тыс. человек. По словам Линды Абрахам, в «ближайшие недели» ее планируется нарастить до 20 тыс.

Панелисты для февральского исследования рекрутировались на нескольких зарубежных англоязычных сайтах, названия и точное число которых в Comscore назвать отказались. ПО, которое предлагалось загрузить добровольцу для мониторинга его поведения в Сети, имеет англоязычный интерфейс. «Рекрутинг на англоязычных сайтах — это основная проблема Comscore», — говорит начальник исследовательского отдела компании Sup Борис Овчинников. «Англоязычный интерфейс программ дополнительно ухудшает репрезентативность панели, исключая из нее несколько прослоек населения», — подтверждает Алексей Шелестенко, менеджер по маркетингу российского офиса Google.

Таким образом, частично подтвердилась высказанная на прошлой неделе догадка отечественного интернет-комьюнити о том, что Comscore ведет исследования исключительно среди англоговорящей аудитории Рунета.


Рунет: «Методика у Comscore хорошая, а выборка — плохая»

Интересно, что от финансовой мотивации панелистов Comscore отказывается принципиально. За участие в исследованиях волонтеров принято поощрять бесплатным антивирусным ПО, скринсейверами и менеджерами закачек.

У Comscore «хорошая методика, но плохая панель», — соглашаются практически все участники рынка, опрошенные CNews. Впрочем, слабая выборка — не единственная проблема его исследований.

По оглашенным на КИБе данным Comscore, в феврале 2008 г. в России было 15,9 млн, пользователей интернета, причем с 2007 г. их число возросло с 12,7 млн. на 25%. Двумя неделями раньше на Российском интернет-форуме избранный президент Медведев говорил о 40 млн. россиян, пользующихся интернетом, а министр связи Леонид Рейман в тот же день упоминал о «30 млн. россиян, имеющих привычку ходить в интернет».

«Приехав в Россию, Comscore не ждал, что у нас есть собственная традиция исследований интернета», — считает аналитик «Финама» Леонид Делицын. — «Для определения числа российских пользователей интернета они воспользовались подсчетами вполне уважаемого транснационального исследователя. Вряд ли в Comscore предполагали, что полученная заниженная оценка размеров нашей аудитории будет воспринята в России так болезненно».

Как рассказал CNews Делицын, 20-тысячная выборка может быть вполне достаточна для изучения поведения Рунета в целом, но ее не хватит, чтобы рассматривать предпочтения аудиторий в регионах. «В 97–99 гг., чтобы проанализировать потребительское поведение пользователей Сети в различных штатах США, компании Relevant Knowledge пришлось набирать панель размером в 100 тыс. человек, а ведь российские регионы различаются между собой больше, чем штаты в Америке», — говорит Делицын.

Сейчас Линда Абрахам из Comscore признает, что «рост российского интернета в подсчетах Comscore может быть несколько заниженным». Она рассказывает, что Россия — один из перспективных рынков для Comscore, и потому компания заинтересована в адекватности и точности его исследования. По ее словам, перевод на русский язык анкет и ПО — дело ближайших недель.

На КИБе она обратилась ко всем присутствующим фигурантам российского интернет-рынка с просьбой помочь Comscore в составлении более представительной панели, чем есть в его распоряжении сейчас. Однако, по информации CNews, ни у одного крупного игрока Рунета конкретных договоренностей с Comscore пока нет.

«Comscore наверняка захочет получить наиболее полный и масштабный срез аудитории, считает Леонид Делицын. — Вполне возможно, что им будет целесообразнее рекрутировать панелистов на многих сравнительно маленьких сайтах, а не на нескольких гигантах. Гиганты могут не получить приглашений от Comscore вообще».

Владислав Мещеряков