Американские аналитики не справились с Рунетом
Компания Comscore, специализирующаяся на «замерах цифрового мира», признала, что в ее ошеломившем Рунет рейтинге российских сайтов могут содержаться ошибки. Представители Comscore разъяснили российскому интернет-сообществу суть своей методики и попросили его о помощи в повышении адекватности измерений. На исходе прошлой недели Comscore опубликовала «февральский рейтинг российских сайтов», вызвавший в Рунете весьма бурные отзывы. Согласно ему, малоизвестный в России сервер видеоконференций Connexus расположился выше «Живого журнала» и Википедии, а сервисы AOL оказались на 4-й строке рейтинга, ниже Rambler, но выше Google.
Менее чем через неделю после публикации ошеломившего Рунет рейтинга фигуранты российского
Как пояснили на «Конференции интернет и бизнес» (КИБ) исполнительный
Панелисты для февральского исследования рекрутировались на нескольких зарубежных англоязычных сайтах, названия и точное число которых в Comscore назвать отказались. ПО, которое предлагалось загрузить добровольцу для мониторинга его поведения в Сети, имеет англоязычный интерфейс. «Рекрутинг на англоязычных сайтах это основная проблема Comscore», говорит начальник исследовательского отдела компании Sup Борис Овчинников. «Англоязычный интерфейс программ дополнительно ухудшает репрезентативность панели, исключая из нее несколько прослоек населения», подтверждает Алексей Шелестенко, менеджер по маркетингу российского офиса Google.
Таким образом, частично подтвердилась высказанная на прошлой неделе догадка отечественного
Рунет: «Методика у Comscore хорошая, а выборка плохая»
Интересно, что от финансовой мотивации панелистов Comscore отказывается принципиально. За участие в исследованиях волонтеров принято поощрять бесплатным антивирусным ПО, скринсейверами и менеджерами закачек.
У Comscore «хорошая методика, но плохая панель», соглашаются практически все участники рынка, опрошенные CNews. Впрочем, слабая выборка не единственная проблема его исследований.
По оглашенным на КИБе данным Comscore, в феврале 2008 г. в России было 15,9 млн, пользователей интернета, причем с 2007 г. их число возросло с 12,7 млн. на 25%. Двумя неделями раньше на Российском
«Приехав в Россию, Comscore не ждал, что у нас есть собственная традиция исследований интернета», считает аналитик «Финама» Леонид Делицын. «Для определения числа российских пользователей интернета они воспользовались подсчетами вполне уважаемого транснационального исследователя. Вряд ли в Comscore предполагали, что полученная заниженная оценка размеров нашей аудитории будет воспринята в России так болезненно».
Как рассказал CNews Делицын, 20-тысячная выборка может быть вполне достаточна для изучения поведения Рунета в целом, но ее не хватит, чтобы рассматривать предпочтения аудиторий в регионах. «В 9799 гг., чтобы проанализировать потребительское поведение пользователей Сети в различных штатах США, компании Relevant Knowledge пришлось набирать панель размером в 100 тыс. человек, а ведь российские регионы различаются между собой больше, чем штаты в Америке», говорит Делицын.
Сейчас Линда Абрахам из Comscore признает, что «рост российского интернета в подсчетах Comscore может быть несколько заниженным». Она рассказывает, что Россия один из перспективных рынков для Comscore, и потому компания заинтересована в адекватности и точности его исследования. По ее словам, перевод на русский язык анкет и ПО дело ближайших недель.
На КИБе она обратилась ко всем присутствующим фигурантам российского
«Comscore наверняка захочет получить наиболее полный и масштабный срез аудитории, считает Леонид Делицын. Вполне возможно, что им будет целесообразнее рекрутировать панелистов на многих сравнительно маленьких сайтах, а не на нескольких гигантах. Гиганты могут не получить приглашений от Comscore вообще».