Разделы

Бизнес Интернет Интернет-реклама

«Бегун» мог быть продан Yahoo: подробности сделки

Как стало известно CNews, переговоры о продаже «Бегуна» велись еще с одним зарубежным поисковиком - Yahoo. Однако Google предложил лучшие условия и в итоге стал покупателем. Сделку называют настоящей сенсацией для отрасли. За второе место на российском рынке контекстной рекламы Google заплатил $140 млн. По мнению экспертов, это цена за то, что Google слишком поздно пришел в Россию.

Российский сервис контекстной рекламы достался интернет-гиганту за $140 млн. Эти деньги поделят между собой продавцы «Бегуна» - «Рамблер Медиа» (владелец контрольного пакета – 50,1% акций) и дочерняя компания инвестиционного холдинга «Финам» (49,9% акций «Бегуна»). В рамках сделки «Рамблер» выкупит у «Финама» его долю акций и продаст Google 100%-ный пакет. В итоге «Финам» получит $69,9 млн., а чистая прибыль «Рамблера» после всех транзакций составит приблизительно $50 млн.

Как рассказал CNews PR-директор «Рамблер Медиа» Александр Ковалев, выручка от продажи доли собственности в «Бегуне» будет использована на дальнейшие инвестиции в развитие технологий и усиление новостного контента, а также новые приобретения. После завершения сделки в распоряжении «Рамблер Медиа» окажутся $100 млн. Наиболее интересными сегментами для инвестиций в компании считают поисковые технологии, коммуникационные и развлекательные проекты.

В российском представительстве Google CNews рассказали, что подготовкой сделки занимался головной офис. Полностью завершена она будет в 3-м квартале этого года. Бренд «Бегуна», скорее всего, на первом этапе будет сохранен, но до закрытия сделки нельзя сказать, будет ли «Бегун» отдельным юр. лицом, и поменяется ли руководство. После завершения сделки «Бегун» и Google будут совместно работать над контекстной рекламой в поиске «Рамблера».


Пейдж и Брин заплатили $140 млн. за 2-е место на российском рынке контекстной рекламы

Как сообщили CNews в «Финаме», переговоры о продаже «Бегуна» начались достаточно давно – где-то около полугода назад. Соглашение с Google было подписано на прошлой неделе. Для инвесторов «Бегун» стал наиболее выгодной инвестицией: по словам представителей «Финама», полученная доходность существенно превышает 1000% годовых (по грубым оценкам, 2500-3000%).

Герман Каплун, председатель совета директоров «РБК Информационные системы», в интервью CNews отметил, что для рынка новость о продаже «Бегуна» Google была неожиданной. «Для Google это отличная сделка, с которой его можно только поздравить», - говорит он. Благодаря слиянию, Google существенно увеличит свою долю на российском рынке контекстной рекламы. Каплун также считает, что «Рамблеру» и «Финаму» в дальнейшем было бы непросто самостоятельно усилить позиции «Бегуна». Для продавцов сделка также стала блестящим ходом. «Рамблер» владел 50% «Бегуна», то есть получал 50% с рекламы, размещенной на своих ресурсах, и 50% c прибыли от рекламы на партнерских сайтах (прибыль «Бегуна» там незначительная), - объясняет глава РБК. - Отдав Google поиск, «Рамблер» также будет получать не менее 50% прибыли как партнер. То есть он сохранил свои продажи и еще разово получил $70 млн.».

Борис Овчинников, руководитель отдела исследований компании «Суп», также назвал сделку неожиданной и сенсационной. Это подтверждает и реакция на продажу «Бегуна» других игроков российского рынка интернет-рекламы. В «Яндексе» вообще не смогли предоставить комментариев по этому поводу. В Mail.ru инвестицию Google назвали перспективной, а вот ход «Рамблера» - преждевременным. «По нашему мнению, в результате этой сделки «Рамблер» лишился довольно серьезного источника доходов. Наверное, он планирует компенсировать их - хотя бы частично - финансовой отдачей от заключенного с Google партнерского соглашения по размещению на своих страницах рекламы AdSense», - рассказала CNews Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru.

«Это интересный и сильный ход со стороны Google, - говорит Овчинников. – Google удваивает объем продаваемого поискового трафика в России. Теперь он сможет объединить свой сильный бренд с вполне солидной клиентской базой «Бегуна». По данным «Рамблер-Медиа», общее количество российских рекламодателей «Бегуна» достигает 40 тыс. Кроме того, «Бегун» работает со 143 тыс. партнерских сайтов по всей России, среди которых «Рамблер» является основным трафикогенератором.

Борис Овчинников подчеркивает, что Google платит за именно за охват аудитории и рекламную сеть «Бегуна», а не за его движок. Это значит, что клиенты «Бегуна» будут со временем переведены на движок Google, и главный вопрос – насколько безболезненно пройдет для них это объединение. Кроме того, эксперт полагает, что Google вынужден идти на большие траты, и эта беспрецедентная сделка является признанием и следствием позднего выхода на российский рынок. Впрочем, Леонид Делицын, эксперт-консультант департамента ИТ-инвестиций «Финама», отмечает, что для компании такого размера, как Google, было бы просто неестественно активизироваться в России раньше, - до того, как рынок достиг необходимого объема. Делицын также считает, что это не последнее приобретение Google в России: за сервисом контекстной рекламы может последовать и площадка.

В результате поглощения «Бегуна» на российском рынке контекстной рекламы останутся только два крупных игрока, контролирующих около 95% всего рынка, - «Яндекс» и Google. По оценкам Бориса Овчинникова, «Яндексу» сейчас принадлежит здесь доля свыше 50%, он остается лидером этого рынка. С такой оценкой соглашается и Леонид Делицын из «Финама». Тем не менее, по словам Овчинникова, с приходом Google для «Яндекса» несколько увеличивается вероятность утраты лидерства в будущем. Не сразу, но постепенно в восприятии рекламодателей сформируется стереотип о существовании двух примерно равновеликих площадок для размещения контекстной рекламы, и объединение ресурсов Google и «Бегуна» сыграет здесь свою роль. В итоге бюджеты на Google и «Яндекс» будут уравниваться, что явно не радует последнего. Юлия Удовенко, директор по маркетингу MindShare Interaction, отмечает, что сейчас наверняка стоит ждать ответных решений «Яндекса», которые будут направлены на увеличение аудитории и упрочнение лидерства.

Надежда Генина