Разделы

Бизнес Интернет E-commerce

РЖД решит судьбу е-билетов в сентябре

Итоги первых двух месяцев пробных продаж электронных билетов на поезда дальнего следования говорят об их востребованности, утверждают в РЖД. Но вопрос о том, распространять ли подобную практику на всю сеть железных дорог, будет решаться только в сентябре.

Российская железнодорожная монополия подвела первые итоги пилотной эксплуатации новой услуги - электронной регистрации билетов на поезда дальнего следования. С 1 июня по 31 июля ею воспользовались 8 тыс. 476 человек, при этом они купили почти 15 тыс. билетов на 8 поездов, участвующих в проекте.

Как рассказали CNews в пресс-службе РЖД, выводы относительно целесообразности введения услуги электронной регистрации на других направлениях будут сделаны в сентябре, когда будут более подробно проанализированы итоги пилотного проекта. Но уже сейчас можно сказать, что электронные билеты пользуются спросом: они составляют 25% от всех билетов, проданных через интернет на задействованные в проекте поезда. Тем не менее, доля электронных билетов в общем объеме перевозок пока ничтожна (для сравнения, за июль этого года на все поезда дальнего следования было продано 15,3 млн билетов).

Аналитики, в свою очередь, пока не спешат предрекать скорое распространение электронных билетов. «Прогнозировать их дальнейшую судьбу сложно, все зависит от политики и стратегии РЖД, - отметил для CNews Антон Ворыхалов, старший аналитик IKS-Consulting. – Даже несмотря на вроде бы положительные итоги первых продаж, предсказать, какое решение они примут дальше, невозможно».

Напомним, что продажа билетов по технологии удаленной регистрации была открыта 25 мая. Первые пассажиры совершили поездку по электронному билету 1 июня этого года. В пилотном проекте задействованы пять поездов, курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом (поезда №55/56, 23/24, 3/4, 159/160, 165/166), а также по маршрутам Москва-Нижний Новгород-Москва (№ 61/62, 119/120) и Москва–Казань–Москва (№49/50). На подготовку нормативно-технологической базы и программного обеспечения для запуска этого проекта РЖД потребовалось полгода.

Рынок железнодорожных билетов, продаваемых через интернет, Россия

 Рынок железнодорожных билетов, Россия

Источник: IKS-Consulting, 10 августа 2009 г.

Услуга электронной регистрации билета подразумевает, что пассажиру не нужно оформлять и даже распечатывать бланк билета, а сесть в поезд он может, предъявив проводнику одно лишь удостоверение личности. При этом проводник получает на руки список всех пассажиров за 1 час до начала посадки на поезд. В тестовой эксплуатации эта услуга была весь 2008 г. – на поезде № 23/24 «Юность» сообщением Санкт-Петербург–Москва-Санкт-Петербург.

Отметим, что электронный билет все-таки придется оформить как обычный бумажный в том случае, если нужно сдать его или изменить условия поездки. Кроме того, электронные билеты не выдаются на проезд детей в возрасте до 5 лет, не занимающих места в поезде.

Введение «полноценных» электронных билетов – покупаемых через интернет и не требующих оформления бланка – стало развитием проекта РЖД по продаже проездных документов через интернет. По данным пресс-службы компании, за 7 месяцев этого года через сайт rzd.ru было оформлено около 1,2 млн билетов на поезда дальнего следования. Еще ранее было обнародовано количество всех билетов (включая пригородные поезда), проданных через интернет за 1-е полугодие – 1,3 млн штук.

По свежим оценкам IKS-Consulting, в 2009 г. число всех проданных через интернет ж/д билетов достигнет 3,16 млн штук – на 263% выше аналогичного показателя 2008 г. К 2012 г. планируется увеличение этой цифры почти до 13 млн, при этом доля интернет-продаж билетов на поезда дальнего следования вырастет с 2,5% в 2009 г. до 9,5%. Предыдущий прогноз IKS был скорректирован: «Изначально проникновение интернет-продаж по итогам 2009 г. оценивалось в 2,4%, сейчас - в 2,5%, - комментирует для CNews Антон Ворыхалов. – Кроме того, предполагалось, что по итогам этого года через интернет будет продано 3,4 млн ж/д билетов, но сейчас этот показатель снижен до 3,15 млн билетов, то есть примерно на 7%». Ворыхалов объясняет это сокращением общего объема пассажирских перевозок на 10%, о чем на днях отчиталась РЖД.

Добавим, что билеты, купленные в интернете, можно оформить в специальных кассах на вокзалах либо самостоятельно распечатать там же через транзакционные терминалы самообслуживания (ТТС). С помощью ТТС можно также прямо на месте купить билеты на поезда дальнего следования. По статистике РЖД, за 7 месяцев этого года через такие терминалы было получено более 870 тыс. 245 билетов. Из них непосредственно на ТТС оплачено по банковским картам 143,3 тыс. билетов, получено ранее заказанных и оплаченных через интернет - 726,9 тыс. билетов. Большой объем оформленных документов приходится на летние месяцы. Так, в июне на ТТС оформлено 202,3 тыс. билетов, в июле – 252,5 тыс. билетов.

ТТС начали устанавливать в октябре 2008 г. В феврале их число достигло 45. В настоящее время ТТС работают на Ленинградском, Ярославском, Белорусском, Казанском, Рижском, Киевском, Курском, Павелецком вокзалах Москвы, в Московском железнодорожном агентстве, на Московском, Ладожском, Витебском вокзалах Санкт–Петербурга и в Санкт-Петербургском железнодорожном агентстве.

Надежда Генина