Разделы

Бизнес Интернет E-commerce Веб-сервисы

Россия: популярный онлайн-магазин стал раздавать музыку бесплатно

Онлайн-магазин Fidel.ru, специализирующийся на платном предоставлении доступа к легальной музыке, открыл бесплатный доступ к своей коллекции.

Один из старейших и известнейших в России онлайн-магазинов легальной музыки - Fidel.ru сделал доступ к своему контенту бесплатным.

Площадка продаж легального цифрового контента Fidel.ru была открыта компанией Fidel Solutions в 2007 г., и с начала 2011 г. дает своим подписчикам возможность слушать аудио-треки в режиме онлайн на платной основе.

Появившийся 23 мая бесплатный доступ к каталогу Fidel.ru реализован в форме тарифного плана «Открытый». При нулевой абонентской плате пользователям этого тарифа разрешено слушать весь музыкальный контент портала, причем ограничений на количество доступных треков нет.

Однако, пользователи-«бесплатники» будут лишены интересных платных опций, с помощью которых можно синхронизировать плейлисты на портале Fidel.ru и на собственных айфонах и айпадах пользователей (в перспективе разработчики сервиса обещают поддержку устройств на платформах Android, S60 и Windows Phone 7).

Генеральный директор Fidel Solutions Борис Голиков рассказал CNews, что «Открытый» тариф не является кратковременной акцией контент-сервиса, по его словам, он «введен навсегда».

Голиков сообщил, что сейчас порталом пользуются около 250 тыс. человек, причем все они привлечены в эпоху «до введения бесплатного тарифа». По мнению Голикова, если для бесплатного музыкального сервиса 250 тыс. пользователей - это немного, «то для монетизируемого - это очень прилично».

Интересно, что, хотя в планах руководства Fidel Solutions присутствует монетизация «бесплатных» подписчиков сервиса по рекламной модели, по словам Бориса Голикова, они будут избавлены от показа рекламы, по крайней мере, до конца 2011 г.

Кроме того, в Fidel Solutions рассчитывают, что часть привлеченных пользователей «Открытого» тарифа со временем начнет пользоваться платными возможностями сервиса.

Ориентиром для Fidel служит сервис «Яндекс.Музыка», который предоставляет бесплатный легальный аудиоконтент, начиная с 2010 г. Борис Голиков говорит, что в перспективе хотел бы, чтобы Fidel.ru сравнялся по популярности с «Яндекс.Музыкой», которая, по словам ее руководителя Дениса Танаева сейчас обеспечивает «более 100 млн прослушиваний в месяц».

Как и бесплатный сегмент Fidel, «Яндекс.Музыка» монетизируется за счет рекламы, причем, по признанию Дениса Танаева, о ее окупаемости говорить рано: на сервисе сейчас проводятся тестовые рекламные размещения.

Руководители Fidel и «Яндекс.Музыки» сходятся на том, что рынок потокового аудио в Рунете невелик. Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова рассказала, что проводила последний анализ аудио-площадок Рунета в 2008 г., и тогда объем продаж легального аудио компаниями, имеющими прямые договоры с правообладателями (то есть легальными с точки зрения современного российского права) составил 280 млн руб.

По ее же словам, объем продаж аудио с площадок, легализующих контент с помощью агентств по коллективному управлению авторскими правами (ставших нелегальными после принятия 4 части ГК) в 2008 г. составлял около 800 млн руб.

Продажа легальной музыки конечным пользователям не является главным бизнесом Fidel и его конкурента Soundkey. По мнению Елены Крыловой, существенную часть их выручки составляет трансляция полученных у правообладателя прав интеллектуальной собственности более мелким контент-провайдерам. По ее словам, в 2008-2009 г.г. Fidel и Soundkey вместе занимали не менее 70% этого рынка в России. В Fidel подтверждают наличие крупного B2B-сегмента в выручке, однако не раскрывают ее размеров и имен своих партнеров.

Интересно, что в начале 2008 г. на рынок контента в Рунете попытался выйти холдинг «Росбизнесконсалтинг», купивший 51% Fidel Solutions. Однако после начала всмеирного экономического кризиса компания была выкуплена у РБК бывшими владельцами. Насколько известно CNews, сейчас сервис в равных долях принадлежит четырем инвесторам - физическим лицам, один из которых — гендиректор Борис Голиков, а трое остальных не принимают участия в операционном управлении компанией.

Владислав Мещеряков