Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Москва как сервис: Открываются данные и инструкции для разработчиков

Правительство Москвы к концу 2011 г. примет решение о принципах публикации открытых госданных. В порядке аванса 14 сентября столичный Департамент информатизации открыл API реестра столичных такси.

Правительство Москвы намерено опубликовать для открытого использования несколько массивов открытых данных, рассказал министр столичного правительства, глава Департамента информационных технологий Москвы (ДИТ) Артем Ермолаев.

По его словам, в разряд открытых перейдут, в частности, данные об учреждениях здравоохранения, образования, культуры. Точный перечень категорий информации, которые намерено раскрыть правительство Москвы, пока неизвестен: на эту тему ДИТ намерен провести ряд консультаций с разработчиками сервисов, которые могут использовать открытые госданные.

Пока неизвестен и формат, в котором Правительство Москвы планирует отдавать свои данные. По мнению Ермолаева это может быть или API, или какой-либо иной удобный для обработки формат данных.

Правительство Москвы, говорит Ермолаев, хотело бы опираться на «сервисную модель», то есть использовать данные не самостоятельно, а посредством сторонних ИТ-разработчиков, которые «лучше знают потребителя, чем госорганы». С другой стороны, критерий раздачи информации пока не определен: «прежде чем выкладывать данные, мы хотим знать, что будет с ними происходить», заявляет министр.

Дополнительным тормозящим публикацию фактором является проверка данных, которую, по мнению чиновника, должны провести госорганы, прежде чем публиковать информацию от собственного имени: «Мы не готовы выкладывать «сырые» данные», - говорит Ермолаев.

В целом решения о категориях и форматах открытых данных будут приняты Правительством Москвы до конца 2011 г.


В порядке аванса Артем Ермолаев открыл общественности API реестра столичных такси

Первым массивом данных, который должен быть открыт 14 сентября 2011 г., стал реестр легальных московских такси, содержащий структурированную информацию о перевозчике (юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе), государственном номере автомобиля, его цвете, модели и возрасте, номере лицензии, а также о ее дате выдачи и сроке действия.

Эти данные доступны по ссылке в форматах WSDL и XSD.

Выбор для первой публикации реестра такси в аппарате Ермолаева объяснили доступностью этих данных, а также высокой ИТ-культурой московских таксистов: более половины заявок на лицензирование такси в Москве было подано в электронном виде.

Эксперт в области открытых данных Иван Бегтин вспомнил, что Артем Ермолаев не первым сообщил о намерении публикации данных от имени своего правительства. 2 сентября о необходимости «развивать тематику открытых государственных данных и проведении с 2012 г. ряда работ в рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020 г.)» на президиуме Совета при президенте по развитию информационного общества заявила глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина.

По мнению Бегтина, «в объявленном москвичами начинании есть что-то странное: они взяли откуда-то идею с таксистами, в то время, как есть несколько десятков массивов данных, которые можно было бы опубликовать в первую очередь. Например, криминальная статистика по районам, данные по городскому бюджету, закупкам, объектам культурного наследия, по транспорту, экологии».

Бегтин говорит, что открытые госданные предполагают лицензионную открытость, то есть право на коммерческое и некоммерческое использование: «Если кто-то заявляет, что данные можно использовать исключительно в личных целях, то они уже не открытые».

Другой энтузиаст открытых данных Максим Дубинин, руководитель геоинформационного проекта, основанного на открытых данных Gis-Lab, подверг критике тезис Ермолаева о необходимости проверки данных, как о факторе, задерживающем публикацию. «Аргумент о валидации и верификации данных госслужбы часто используют для самооправдания: «мы не можем открыть эти данные потому, что они не верифицированы».

По мнению Дубинина, государственные гарантии достоверности информации во многом мифичны: «Есть масса задач, где стопроцентная полнота информации не критична. Например, если мне нужна карта местности, то лучше иметь ее с 50%-й точностью сейчас, чем через 3-4 года, когда я из этой местности уеду».

Он указывает, что «при наличии доброй воли в последние годы за рубежом открывались колоссальные массивы госданных. Так, например, в 2010 г. это сделала британская государственная картографическая служба Ordnance Survey».

Никто из экспертов не рискнул прогнозировать прямой экономической выгоды, которую может принести публикация госданных в масштабе Москвы.

По мнению Ивана Бегтина это сделать вообще затруднительно в силу инновационности этой сферы деятельности. Однако, замечает он, «стоить публикация данных по Москве будет, дай Бог, тысячную часть программы «Информационный город», но при этом существенно повысит доверие к власти».

Владислав Мещеряков