Разделы

Бизнес Кадры Интернет Веб-сервисы

ЖЖ отказывается от рекламы и переходит в XXI век

Новое руководство сервиса Livejournal объявило о радикальных изменениях: сервис больше не будет зарабатывать на рекламе. Это, в свою очередь, позволит перевести Livejournal на используемую популярными социальными сетями технологию Ajax.

О планах развития сервиса Livejournal («Живой журнал», ЖЖ) рассказали Илья Дронов и Антон Носик, на прошлой неделе ставшие, соответственно, руководителем Livejournal Russia и медиадиректором владеющей сервисом компании SUP Media. Главная новость — отказ Livejournal от размещения каких-либо рекламных баннеров на страницах своих пользователей. В то же время какие-либо ограничения на размещение рекламы непосредственно самими пользователями в собственных дневниках будут сняты.

Реклама в Livejournal появилась в 2006 г. еще до приобретения сервиса компанией SUP. Но теперь бизнес-модель сервиса меняется, объяснил Дронов, компания будет зарабатывать на Self Promo (недавно запущенная опция по платной раскрутке дневников), платных аккаунтах и различных дополнительных услугах.

Платные аккаунты были самым первым способом монетизации ЖЖ: сначала они позволяли подключаться к более быстрым серверам сервиса и зарегистрировать без пригласительного кода (не актуально с 2003 г.), затем — избавиться от рекламы (в платных дневниках рекламы не было, ровно как и их владельцы не видел рекламы на чьих-либо блогах). Теперь преимущества платных дневников становятся не столь очевидным, но Дронов обещает компенсировать это новыми функциями. К тому же, по статистике SUP, 7% владельцев платных аккаунтов приобрели их ради поддержки самого сервиса.

Смена бизнес-модели позволит сервис произвести давно ожидаемый переход на технологию Ajax, обеспечивающей загрузку веб-страниц по частям. Эту технологию активно используют конкуренты Livejournal - Facebook, Twitter, «Вконтакте» и др. Благодаря Ajax пользователи ЖЖ избавятся от необходимости ждать перезагрузки страниц при выполнении ряда действий, в частности, добавления новых комментариев. Правда, при написании новых постов в ЖЖ, в отличие от вышеупомянутых социальных сетей, перезагрузка страниц все равно будет осуществляться, Дронов объяснил это большей длиной постов в ЖЖ.


Страница «Сервис недоступен» в последние месяцы стала одной из популярнейших страниц «Живого журнала»

Внедрение этой технологии займет несколько месяцев, это произойдет одновременно со сменой дизайна Livejournal на новый, разработанный «Студией Артемия Лебедева». Отчасти переход на Ajax начался еще в прошлом году, когда появилась возможность разворачивать все свернутые комментарии на одной странице без ее перезагрузки. Это привело к уменьшению общего количества просмотров ЖЖ-страниц на 60 млн в месяц, полный же переход на Ajax уменьшит этот показатель на 60%.

«Когда нас спрашивают, почему вы так долго внедряете новые технологии, попробуйте поставить себя на место наших акционеров, - говорит Носик. - Вот приходит к ним Дронов в желтой рубашке и говорит: теперь у вас будет на 60% меньше просмотров страниц. И как это объяснить рекламодателям?». Большинство размещаемой в ЖЖ рекламе было медийной, соответственно, был важен показатель числа показов страниц. Отказ же рекламных доходов сделает этот показатель бессмысленным и и позволит ЖЖ войти в XXI век, считает Носик.

Руководитель сервиса Liveinternet Герман Клименко сомневается, что платные аккаунты и другие функции смогут компенсировать потерю доходов от рекламы. «По всей видимости, доходы от Livejournal в общей структуре выручки холдинга SUP (владеет также «Газетой.ру», Championat.com и другими интернет-проектами) не столь велики и ими было решено пожертвовать, - предполагает руководитель сервиса Liveinternet Герман Клименко. - Возможно, отказом от рекламы руководство Livejournal пытается остановить отток аудитории, однако вряд ли это сильно поможет. Блог-платформы исчерпали свой потенциал также, как, например, чаты, которые были очень популярны в 90-х годах, а сейчас стали нишевым продуктом».

Бывший топ-менеджер Sup Media удивлен принятым решением. «Платные аккаунты не смогут компенсировать выпадение рекламных доходов, особенно с учетом того, что их главное преимущество — отсутствие показов рекламы — теперь бессмысленно, - отмечает собеседник CNews. - При этом Livejournal требует технологических изменений, для этого нужны инвестиции, и не очень понятно, насколько хватит денег акционеров. Увеличить же аудиторию за счет отказа от рекламы также вряд ли получится: для Facebook, куда уходят многие пользователи ЖЖ, реклама не создает проблем».

Игорь Королев