Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет

Как выходцы из России и Украины создали «убийц SMS» и стали мультимиллионерами

Уроженец Украины Ян Кум, создавший мобильный мессенджер WhatsApp, продал его социальной сети Facebook за $19 млрд. Несколькими днями ранее японская компания Rakuten за $900 млн приобрела конкурента WhatsApp - сервис Viber, основанный выходцем из России Игорем Магазинником и разработанный белорусскими программистами. CNews вспоминает историю мессенджеров и биографию их создателей, в одночасье ставших мультимиллионерами.

За последние несколько дней были анонсированы сразу две крупные сделки на рынке мессенджеров. 14 февраля стало известно о приобретении за $900 млн японским конгломератом Rakuten компании Viber Media, разработчика популярного приложения Viber, а вчера Facebook объявил о приобретении за рекордную сумму $19 млрд (с учетом акций) сервиса WhatsApp.

Объединяет эти два события не только то, что оба приложения подменяют собой SMS, но и другой интересный факт - их создателями являются выходцы из России и Украины, а разработка одного из сервисов ведется в Белоруссии.

Основатель WhatsApp Ян Кум (Jan Koum), которому, по оценке Forbes, принадлежит 45% компании, родился и вырос в небольшой деревне около Киева. В доме, в котором жил Кум, не было горячей воды и электричества. Он был единственным ребенком в семье. Родители - домохозяйка и прораб, руководивший строительством больниц и школ.

В 1992 г., когда Куму было 16 лет, он со своей матерью эмигрировал в Маунтин-Вью, город в Калифорнии, расположенный в Кремниевой долине. Причинами переезда стали нестабильная политическая ситуация и антисемитские настроения в Украине. Мать Кума взяла с собой чемодан, набитый тетрадями и карандашами, которые должны были потребоваться ее сыну в обучении, чтобы сэкономить на их покупке в США. Американское государство выделило семье небольшую квартиру с двумя кроватями (по информации Forbes, детали не уточняются). Мать устроилась няней, а сам Ян Кум пошел работать уборщиком в бакалейную лавку - так им удалось свести концы с концами. После того как у матери обнаружили рак, семья жила на денежное пособие.

В школе Кум увлекся изучением вычислительных сетей. И когда поступил в Университет штата Сан-Хосе, устроился на подработку в консалтинговую компанию Ernst & Young. В 1997 г. Куму поручили проанализировать рекламную платформу Yahoo, и его коллегой в решении этой задачи стал сотрудник Yahoo Брайан Эктон (Brian Acton).

Эктону Кум понравился - за свой характер, за то, что был настроен чересчур серьезно и не стал добиваться его расположения, как это делали другие, пишет Forbes. Шесть месяцев спустя Кум прошел собеседование в Yahoo и был принят на работу в качестве инженера по инфраструктуре. Ради этой работы впоследствии он бросил учебу в университете.


Основатели WhatsApp: справа - Ян Кум, слева - Брайан Эктон

После смерти матери в 2000 г. Кум остался один. Ему помог Эктон. Он пригласил его пожить в своем доме, возил его с собой кататься на лыжах, играть в футбол и фризби. В течение следующих 9 лет они наблюдали за взлетами и падениями Yahoo. Эктон вложил миллионы долларов в «дот-комы» и потерял их, когда пузырь лопнул в 2000 г. В 2007 г. коллеги покинули Yahoo. Кум жил на сбережения, которые удалось скопить во время работы в Yahoo ($400 тыс). Позже они попытались устроиться в Facebook, но оба получили отказ. В январе 2009 г. Кум купил iPhone и понял, что магазин App Store, который создала Apple, откроет огромные перспективы разработчикам мобильных приложений. Тогда у него возникла идея собственного приложения.

«Ян показал мне его адресную книгу. Он сказал, что было бы здорово, если бы напротив имен были указаны статусы этих людей», - вспоминает друг Кума Алекс Фишман (Alex Fishman), который организовывал в своем доме в Сан-Хосе встречи русских эмигрантов. Напротив имени могло быть написано, доступен ли этот абонент для вызова, сколько заряда осталось в его батарее или находится ли он на тренировке. Куму требовался разработчик, и Фишман познакомил его с русским программистом Игорем Соломенниковым.

Кум быстро выбрал имя новому мессенджеру - WhatsApp, потому что оно звучало как «what’s up» («в чем дело?») - что демонстрировало характер Кума. 24 февраля 2009 г. он зарегистрировал компанию WhatsApp в Калифорнии, хотя самого приложения еще не было. Следующие несколько месяцев были потрачены на написание кода и отладку приложения, чтобы оно работало с телефонными кодами разных стран. В первое время проект не получил какого-либо импульса. Лишь около сотни владельцев iPhone загрузили WhatsApp - и в основном это были друзья в США. Кум отчаялся и заявил Эктону, что намерен вернуться к наемному труду и будет искать нового работодателя. «Ты будешь идиотом, если бросишь все сейчас. Подожди еще пару месяцев», - ответил тот.

Помощь пришла от Apple - в июне 2009 г. она запустила Push Notifications, технологию мгновенной доставки сообщений на мобильные телефоны. Кум тут же обновил приложение, добавив в него возможность мгновенного оповещения контактов из адресной книги о смене статуса: «Я в тренажерке и не могу говорить», «Я за рулем», «Я проспал» и т. д. На тот момент WhatsApp еще не был мессенджером, но пользователи могли задавать друг другу вопросы и получать ответы, меняя статус. К тому времени существовали BBM и Skype, но WhatsApp был уникален тем, что использовал телефонный номер для регистрации.

Кум выпустил вторую версию приложения, с полноценной функцией обмена сообщениями, и число пользователей почти мгновенно возросло до 250 тыс. В октябре Эктон уговорил своих бывших пятерых коллег по Yahoo вместе инвестировать в проект четверть миллиона долларов и получил статус второго основателя (на сегодняшний день Эктону принадлежит около 15%).

Сравнение WhatsApp и Viber

WhatsApp Viber
Год основания 2009 2010
Основатели Ян Кум, Брайан Эктон Талмон Марко, Игорь Магазинник
Число пользователей на момент продажи 450 млн 280 млн
Покупатель Facebook (США) Rakuten (Япония)
Сумма сделки $19 млрд (с учетом акций Facebook) $900 млн

Основной статьей расходов WhatsApp в первое время была оплата услуг по подтверждению доставки сообщений, которые оказывала телекоммуникационная компания Click-A-Tell. Приложение было бесплатным, и поэтому основателям приходилось платить за эти услуги из своего кармана. Сегодня WhatsApp платит за них по $500 тыс. в месяц. Позже основатели сделали приложение платным - установив цену в $0,99, - что несколько замедлило прирост пользовательской базы. В декабре 2009 г. в обновленной версии появилась функция отправки изображений, и число пользователей приложения вновь начало быстро расти, несмотря на то, что оно оставалось платным. В начале 2011 г. WhatsApp вошел в двадцатку самых популярных программ для iPhone в США. И сейчас им пользуются около 450 млн людей на планете.

Помимо основателей WhatsApp, инвестором компании является фонд Sequoia. Партнеру фонда Джиму Гоэцу (Jim Goetz) пришлось потрудиться, чтобы Кум и Эктон согласились на его участие. Он потратил 8 месяцев на то, чтобы хоть как-то заинтересовать основателей и добиться встречи. За это время он провел переговоры с представителями многих других мессенджеров - включая Pinger, Tango и Baluga, - но в конечном счете понял, что WhatsApp является безусловным лидером рынка. В конце концов создатели согласились на встречу с Гоэцом и приняли инвестиции в размере $8 млн с условием, что в WhatsApp не появится абсолютно никакой рекламы (на этом с самого основания настаивал Кум). К февралю 2013 г. штат WhatsApp увеличился до 50 человек, а пользовательская база достигла 200 млн абонентов. Основатели решили, что им нужны новые деньги, и Sequoia согласилась вложить еще $50 млн, что увеличило стоимость компании до $1,5 млрд.

Интересно, что Кум настолько против рекламы, что даже не спешит устанавливать вывеску над входом в офис WhatsApp (в котором уже работает 100 сотрудников) - этой вывески никогда и не было, куда бы компания ни переезжала. «Мы все отлично знаем место, где мы работаем. Вывеска - это чтобы вы могли потешить свое самолюбие», - говорит он.


Один из основателей Viber Игорь Магазинник

У компании Viber Media, разработчика сервиса Viber, изначально было сразу два основателя: Талмон Марко (Talmon Marco) и Игорь Магазинник. Магазинник родился в Нижнем Новгороде. В 1991 г., в возрасте 16 лет, переехал в Израиль, где окончил школу, университет и отслужил в армии. Именно в армии он познакомился с Марко, на почве общей любви к гаджетам. Когда друзья выполнили свои обязанности перед государством, они основали первый стартап - файлообменную сеть iMesh.

Позже друзья решили создать аналог Skype для мобильных устройств, но чтобы пользователям не пришлось предварительно добавлять друг друга в списки контактов для совершения звонков. По такому же принципу работает WhatsApp - после установки пользователь сразу видит всех людей из своей адресной книги, у которых тоже есть приложение. Но Viber, в отличии от американского конкурента, фокусировался на голосовых вызовах, хотя и позволяет обмениваться бесплатными текстовыми сообщениями.

Деньги на разработку приложения основатели взяли у друзей и семьи. Сейчас 11,4% компании принадлежит семье Марко, а 55,2% - израильской семье Шабтай. Доля Магазинника не раскрывается, но известно, что основатели вложили в компанию часть тех денег, которые заработали с помощью iMesh. Суммарный объем инвестиций в Viber к моменту покупки японской Rakuten составил $20 млн. Viber Media зарегистирована на Кипре и в США, но программисты находятся в Белоруссии - из-за более дешевой рабочей силы (по оценкам основателей, в 2-2,5 раза по сравнению с Израилем).

Viber пока не приносил прибыли. К монетизации сервиса основатели приступили лишь в ноябре 2013 г., запустив магазин стикеров - красочных рисунков, которые можно прикреплять к сообщениям. Пользователям доступен и набор бесплатных стикеров, но их количество ограничено. За деньги предоставляется гораздо более широкое разнообразие. На конец января 2014 г. пользователями было загружено 100 млн стикеров.

В декабре компания запустила вторую платную услугу - звонки по дешевым тарифам на мобильные и стационарные телефоны. В настоящее время пользовательская база Viber составляет около 280 млн человек.

Сергей Попсулин