Разделы

Безопасность Стратегия безопасности Интернет Веб-сервисы

62% сайтов в 2013 г. содержали уязвимости высокой степени риска

Атака на корпоративный сайт не только нарушает работу онлайновых услуг и подрывает репутацию владельцев, но зачастую становится первым этапом взлома внутренних сетей крупных компаний. При этом, согласно исследованию компании Positive Technologies, в последнее время заметно возросло количество сайтов с уязвимостями высокой степени риска. Исследователи выявили самые распространенные уязвимости и оценили, насколько эффективны методы их обнаружения, сообщили CNews в Positive Technologies.

Всего в ходе тестов по анализу защищенности, проводившихся компанией в 2013 г., было изучено около 500 веб-сайтов, для 61 из них проводился более углубленный анализ. Значительная часть исследованных порталов принадлежала банкам — из-за участившихся атак в этой сфере. Также увеличился спрос на анализ безопасности сайтов СМИ, что связано с громкими случаями их взломов и распространения дезинформации, пояснили в компании. Кроме того, исследовались сайты государственных учреждений, промышленных предприятий и телекоммуникационных компаний.

Выяснилось, что 62% сайтов в 2013 г. содержали уязвимости высокой степени риска. Данный показатель на 45% превышает прошлогодний. Больше всего приложений с уязвимостями высокой степени риска было выявлено на сайтах СМИ (80%). Что касается сайтов дистанционного банковского обслуживания, то ни одна из исследованных систем ДБО не соответствовала полностью требованиями стандарта безопасности PCI DSS, рассказали в Positive Technologies.

Увеличить
Наиболее распространенные уязвимости (доля сайтов, %)

Самая распространенная уязвимость 2013 г. — межсайтовое выполнение сценариев (Cross Site Scripting) — встречается на 78% исследованных сайтов. Данный недостаток позволяет атакующему влиять на содержимое веб-страницы, отображаемой в браузере пользователя, в том числе с целью распространения вредоносного кода или получения учетных данных жертвы. Например, в случае уязвимой системы интернет-банкинга злоумышленник может сформировать ссылку, относящуюся к реальному сайту банка, при переходе по которой пользователь увидит фальшивую форму авторизации. Введенные пользователем данные будут направлены на сервер злоумышленника.

На втором месте по популярности (69%) — недостаточная защита от подбора идентификаторов или паролей пользователей (Brute Force), например вследствие отсутствия или некорректной реализации механизма CAPTCHA. В топ-10 также вошли две уязвимости высокой степени риска — «Внедрение операторов SQL» (43%) и «Внедрение внешних сущностей XML» (20%).

Самыми небезопасными оказались сайты, написанные на языке PHP: 76% из них содержат критические уязвимости. Менее уязвимы веб-ресурсы на Java (70%) и ASP.NET (55%). Опасная уязвимость «Внедрение операторов SQL» встречается на 62% сайтов, написанных на PHP; для других языков данный показатель значительно ниже, отметили в компании.

Специалисты Positive Technologies также провели сравнительный анализ тестирования приложений методами черного, серого и белого ящиков. Метод черного ящика подразумевает исследование системы без получения данных о ней со стороны владельца; метод серого ящика предполагает нарушителя, который обладает некоторыми привилегиями в системе; и, наконец, метод белого ящика означает анализ с использованием всех внутренних данных о системе, включая исходные коды программ.

Среди веб-ресурсов, исследованных методами черного и серого ящиков, на 60% сайтов нашлись критические уязвимости. Для метода белого ящика этот показатель выше — 75%.

Увеличить
Среднее количество уязвимостей на одном сайте при разных методах тестирования с учетом степени риска

Из среднего количества уязвимостей, приходящихся на одну систему, следует, что тестирование методом белого ящика позволяет обнаружить почти в 10 раз больше критических уязвимостей, чем тестирование методами черного и серого ящиков, указали в компании. При возможности анализировать исходные коды веб-приложений метод белого ящика является предпочтительным. Но пока владельцы сайтов прибегают к нему редко: этим методом были исследованы лишь 13% веб-ресурсов.

Татьяна Короткова