Разделы

Бизнес Законодательство Кадры Интернет Веб-сервисы Интернет-реклама Техника

Российским госкомпаниям запретят рекламироваться в запрещенных соцсетях

В Госдуме разрабатывается запрет для компаний с госучастием размещать рекламу на запрещенных в России социальных сетях, а также проводить рекламные интеграции с блогерами-иноагентами.

Запрет для госкомпаний на рекламу в запрещенных соцсетях

В России готовится введение запрета для компаний с госучастием на размещение рекламы в иностранных социальных сетях, в том числе на рекламные интеграции с блогерами.

Об этом депутат Антон Горелкин рассказал на презентации исследования АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России) по теме сравнения российских и зарубежных социальных сетей.

Горелкин считает постыдным тот факт, что компании с госучастием продолжают поддерживать онлайн-площадки из недружественных стран. «В мире больших денег этические нормы не работают», - говорит он, в связи с чем необходимо вводить запреты.

В разговоре с CNews Горелкин уточнил, что запрет будет касаться размещения рекламы в запрещенных социальных сетях, а также интеграций у блогеров, признанных иноагентами. Запрет на использование иностранных соцсетей вводить не планируется.

Какие социальные сети были заблокированы в России

Весной 2022 г. после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине в России были заблокированы социальные сети Facebook и Instagram, а их владелец корпорация Meta была признана экстремистской. Также был заблокирован сервис микроблогеров Twitter (заблокирована на территории России на основании требования Генпрокуратуры).

Правильная реклама в России в представлении нейросети «Кандинский»

Китайский TikTok не был заблокирован, но он сам ограничил российских пользователей: они не могут загружать новые видео и просматривать новые видео из других стран.

Видео-хостинг YouTube отключил монетизацию для российских пользователей и возможность показывать рекламу для России. Социальная сеть для деловых контактов Linkedin была заблокирована в России еще в 2016 г.

Переход блогеров на российские социальные сети

Горелкин отмечает, что популярные российские блогеры, даже в условиях отсутствия монетизации, продолжают размещать свою рекламу в зарубежных социальных сетях.

Депутат призывает блогеров открывать параллельные блоги на российских площадках, потому что противостояние между Россией и Западом будет только нарастать. При этом появляются «кладбища» российских аккаунтов на зарубежных площадках: «мертвы» порядка 40% российских аккаунтов в Instagram и 90% - в Facebook (Facebook и Instagram заблокированы на территории России по основаниям осуществления экстремистской деятельности).

В то же время с момента начала СВО «во всех уголках страны» стали появляться проекты, претендующие на статус социальных сетей. Горелкин полагает, что 95% из них закроются, но считает этот момент позитивным.

Депутат обещает, что государство продолжит поддерживать российские социальные сети, а своей задачей видит создание ситуации, при которой между, блогерами, пользователями и российскими социальными сетями возникнет «метч» (термин, обозначает взаимность в приложениях для онлайн-знакомств).

Сравнение аудитории иностранных и российских социальных сетей

В России насчитывается 115 млн пользователей социальных сетей, уровень проникновения составляет 80%. Это один из самых высоких показателей в мире.

В начале 2023 г. аудитория Facebook в России составляла 26 млн пользователей. Аудитория его ближайших российских аналогов следующая: «Вконтакте» - 84 млн пользователей, Telegram - 82 млн пользователей, «Одноклассники» - 37 млн пользователей.

У Instagram в России на начало 2023 г. было 25 млн пользователей (на 25% меньше, чем в 2022 г. и в 2,5 раза меньше, чем в 2021 г.). У его российских аналогов ежемесячная аудитория значительно меньше: Looky - 1,2 млн, «Грустнограмм» - 200 тыс.

Ближайшим российским конкурентом видео-хостинга YouTube является RuTube. На конец 2023 г. его ежемесячная аудитория в России составила 40 млн пользователей, продемонстрировав рост на 57,5%. В качестве аналога можно рассматривать и площадку «ВК Видео» - у нее 78 млн пользователей.

Ежемесячная аудитория TikTok в России составляет 55 млн пользователей. У российского аналога Yappy аудитория значительно меньше: 4 млн пользователей.

У Linkedin до блокировки было в России 7,2 млн пользователей. Сейчас – около 1 млн. Российский аналог сети Tenchat насчитывает 2,5 млн пользователей.

У российской Wikipedia на русском языке насчитывается 1,95 млн статей, 7,8 млн страниц, 3,5 млн участников и ежемесячная аудитория в 73,4 млн пользователей. У проекта «Рувики», представляющего из себя копию русскоязычной Wikipedia с отредактированной версией некоторых статей (например, про СВО), аудитория составляет 4,5 млн пользователей. Другой аналог «Руниверсалис» собрал аудиторию в 5 млн пользователей.

С началом СВО из России полностью ушел музыкальный сервис Spotify. Сервисы YouTube Music и Apple Music перестали принимать платежи из России. В 2021 г. эти сервисы, по числу пользователей в России, занимали, соответственно, второе, четвертое и пятое места. На первом месте был «Яндекс.Музыка», на третьем – Boom (сервис социальной сети «Вконтакте»).

После ухода иностранных игроков музыкальный сервис «Звук» (ранее принадлежал Сбербанку) увеличил свою аудиторию до 8 млн пользователей. Аудитория «Яндекс.Музыка» выросла в два раза до 19 млн. При этом аудитория YouTube Music сократилась на 65%, Apple Music – на 43%. У Spotify остается в России 500 тыс. пользователей.

Распределение рекламных бюджетов между социальными сетями

В рамках исследования АКАР были выявлены самые популярные для размещения рекламы площадки: «Вконтакте» – 66%, Telegram – 58%, YouTube – 47%, Instagram – 46%, OK – 44%, RuTube – 37%, «Яндекс.Музыка» – 34%, «Звук» – 32%, Yappy – 18%, TikTok – 8%.

По рекламным бюджетам лидерами являются «Вконтакте» – 28%, YouTube – 18%, Telegram – 16%, Instagram – 11%, OK – 9%.

Игорь Королев