Обзор подготовлен

При поддержке Мегафон

версия для печати
Как меняется стратегия оператора фиксированной связи?

Как меняется стратегия операторов фиксированной связи?

2010 год для отечественного телеком-рынка стал периодом активного развития фиксированной связи. Крупнейшие игроки осуществляли сделки слияний и поглощений, предпочитая инвестировать в приобретение готовых активов. Последовавший за тем взрывной рост интернет-доступа в регионах позитивно сказался на динамике самой отрасли телекоммуникаций, а также смежных с ней областей (интернет-коммерции, интернет-рекламы и т.п.).

По данным Росстата, объем телекоммуникационного рынка по итогам 2010 года в России составил 1,35 млрд рублей. Сектор вырос на 1,7%, что с учетом негативной динамики двух прошлых кризисных лет можно интерпретировать как сигнал к восстановлению. Наибольший рост в телекоме сейчас зафиксирован в сегменте сотовой связи и ШПД: в настоящее время эти два направления занимают больше половины (55%) всего рынка. В условиях передела сфер влияния, наблюдаемого здесь в последние годы, можно сказать, что основное внимание сейчас сосредоточено на том, как смогут укрепить свое положение сотовые компании, приобретающие активы магистральных и ШПД-операторов, а также сами ШПД-операторы, стремящиеся к  расширению своего присутствия.

Вместе с тем рынок пока можно охарактеризовать как неразвитый - по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, число пользователей Рунета увеличилось за прошедший год на 22% до 57 млн человек. В настоящее время Рунет меняет географию в сторону региональной составляющей, где главным источником прироста аудитории становятся небольшие российские города. При этом доступ к интернету на территории страны развивается неравномерно: лидируют центральная и западная части России, другие регионы отстают.

В свою очередь, по данным исследовательской компании TNS, 60% населения России пользуется интернетом. Такие показатели не могли не отразиться на более глобальных тенденциях и на смежных рынках. В частности, объем мирового интернет-трафика в 2010 году вырос на 62%, по данным Telegeography, а самую высокую динамику продемонстрировали такие регионы, как Восточная Европа (включая Россию), Средний Восток, Южная Азия и Индия. Аналогичный бурный рост, по оценкам J'son & Partners Consulting, переживает рынок интернет-рекламы в России, который стал самым динамично развивающимся в группе BRIC, составив 42% против 35% в Китае, 31% в Индии и 30% в Бразилии, превысив показатели США, Канады и Европы. Аналитики объясняют такое положение дел активной региональной экспансией ШПД-операторов и снижением стоимости услуг.

Отмеченный выше рост рынка возможен по причине недостаточного насыщения данного сегмента, поскольку он развивается по тем же сценариям, как на Западе. Аналитик  "Райффайзен банк" Сергей Либин сравнивает ситуацию с проникновением ШПД в ЕС в 2004-2010 гг. (в Москве и Санкт-Петербурге, а также крупных региональных центрах, в частности, проникновение услуг уже сопоставимо и в ряде случаев превышает европейские показатели), считая, что с учетом графика роста интернет-аудитории можно говорить, что проникновение ШПД догонит интернет-пользователей через год. Тем не менее, по его оценкам, проникновение в регионах составляет около 24%, и поэтому проводной интернет имеет достаточно серьезный потенциал. "В денежном выражении этот потенциал гораздо ниже, поскольку по мере становления услуги массовой, по мере роста числа игроков, естественным образом снижается ARPU. Тем не менее, по сравнению с другими сегментами, можно говорить о росте", - считает он.

ШПД-провайдеры вступили в схватку с сотовиками

В настоящее время, по оценкам "Райффайзен банка", почти три четверти российского ШПД рынка делят четыре оператора: 43% занимает "Ростелеком" (имеется в виду уже объединенный оператор с учетом бывших МРК "Связьинвеста"). На долю двух других крупнейших операторов фиксированной связи – МТС (с ШПД-активом "Комстар") и "Вымпелком" - приходится по 11,2%  и 9,1%, соответственно. Крупнейший региональный оператор "Эр-Телеком" занимает 8,9%.

Сергей Либин считает, что в таких условиях доля "Ростелекома" сопоставима с долей экс-монополистов Западной Европы - на трех крупнейших провайдеров ШПД в странах ЕС приходится 63% (по данным 2009 года). Однако в условиях конкурентной борьбы "Ростелеком" будет терять свою часть - в среднесрочном периоде его доля окажется на уровне 40%, а МТС, ставший крупнейшим альтернативным ШПД оператором в России, и "Вымпелком" смогут занять около 30%, делая многомиллиардные инвестиции в развитие сетей в регионах. Это произойдет за счет того, что альтернативным провайдерам проще сейчас развивать более перспективные технологии подключения абонентов по оптике (FTTx), чем "Ростелекому", у которого превалируют xDSL-коммуникации.

Из компаний "большой тройки" существенной доли в ШПД пока нет у "Мегафона", несмотря на присоединение "Синтерры" в прошлом году. Однако оператор не оставляет надежду  получить ШПД-актив. Так, в июне 2011 года была куплена компания NetByNet за 270 млн долларов. Очевидно, что у "Мегафона" это не будет последним поглощением – известно, что оператор намерен сконцентрироваться на развитии интернета в провинции, где сейчас очень слабые позиции по фиксированному ШПД. В настоящее время средняя скорость передачи данных в Москве и Санкт-Петербурге составляет 5-10 Мбит/с, тогда как на остальной территории России этот показатель достигает лишь 0,5 Мбит/с. Таким образом, считают в компании, 80% населения России лишены качественного доступа в интернет. В целом по России средняя скорость составляет 75 Кбит/с, тогда в мире этот показатель выше – 211 Кбит/с. По прогнозам замгендиректора "Мегафона" по операционной деятельности Валерия Ермакова, к 2015 г. скорость в России вырастет до 2,448 Мбит/с, что будет больше среднего показателя по всему миру на тот момент – 2,22 Мбит/с.

Рынок ШПД-связи ждет переориентация

Неизбежный рост конкуренции на рынке ШПД приведет к повсеместному снижению средней выручки от абонента (ARPU) в целом, но, как отмечает Сергей Либин, у "Ростелекома" ARPU может снижаться быстрее среднерыночного темпа. Причина– сохранение в ряде регионов монополизма "Ростелекома". В результате, когда альтернативные операторы будут выходить в новые для себя регионы, они предложат цены ниже, чем у "Ростелекома", и ему для удержания доли рынка придется играть на понижение.

С другой стороны, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам "ЭР-Телеком Холдинг" Михаил Воробьев полагает, что конкуренция на российском интернет-рынке продолжает расти, сотовые операторы стали ее полноправными участниками, а потенциал рынка еще не исчерпан, но уже близок к этому. "Чтобы продолжить "раскачивание" рынка и его дальнейшее активное освоение, провайдеры, скорее всего, усилят рекламное воздействие на потенциальных и действующих абонентов. Другая тенденция, которую мы наблюдаем на протяжении нескольких последних лет, - поглощение мелких операторов и домовых сетей крупными игроками. По нашим прогнозам, этот процесс завершится к 2012 году". У самого же телеком-холдинга сохраняются планы по достижению  доли в 20% по выручке на рынке ШПД.

Желание работать в растущем сегменте частных пользователей усиливается, поскольку вследствие кризиса фиксированная связь для юридических лиц стала приносить существенно меньший доход. Коммерческий директор телекоммуникационной компании "Караван" Александра Алексина  характеризует сегодняшнее состояние корпоративного рынка как устойчиво консервативное, потому что основными драйверами высокой прибыли  по-прежнему остаются базовые услуги фиксированной связи – телефония и доступ в интернет, а конвергенция фиксированной и мобильной связи, развиваемая крупными операторами, по-прежнему ощутимого дохода не приносит.

Вице-президент по стратегическому развитию ТТК Шухрат Ибрагимов видит основным драйвером роста для оператора развитие услуг ШПД в интернет для конечных потребителей, при этом ТТК не просто выходит на розничный рынок, а реализует синергию между магистральным сегментом и ШПД. Он описывает стратегию оператора как начало строительства в небольших городах с населением более 50 000 человек, которые расположены вдоль ее магистральной сети и не далее чем на 25 км от нее. Стратегическая задача ТТК, которую таким образом решает провайдер, состоит в том, чтобы до 2015 года стать единой вертикально-интегрированной компанией, входящей в пятерку ведущих телекоммуникационных операторов и предоставляющей полный комплекс услуг связи для конечных потребителей.

Михаил Демидов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS