Обзор подготовлен

При поддержке Мегафон

версия для печати
Рынок ЦОД в России: Запад заставляет расти локальных игроков

Рынок ЦОД в России: Запад заставляет расти локальных игроков

Российский рынок центров обработки данных в 2010 году показал существенный рост. Стимулом послужило желание заказчиков оптимизировать свою ИТ-инфраструктуру и сделать бизнес более эффективным. Обращение к облачным вычислениям, распространение концепции восприятия ИТ-услуг как "коммодити" определяли развитие российского рынка дата-центров.

Для российского рынка ЦОД 2010 год завершился с положительными результатами - начали возвращаться клиенты, сумевшие сохранить свой бизнес в кризис. Рост начался за счет компаний, начавших внедрять у себя различные решения в области виртуализации и облачных вычислений. Такие планы анонсировали в течение 2010 – первой половины 2011 года как телеком-компании, так и интеграторы. Подобные события на рынке подогревали интерес к теме построения и эффективного использования ЦОДа, что отразилось в увеличении рыночного предложения решений. В итоге это создало ситуацию "простаивающих" дата-центров, то есть помещений, где есть свободные площади для установки клиентских стоек или сдачи имеющихся серверов в аренду. По итогам 2010 года в одном только московском регионе, составляющим 60% рынка, таких ЦОДов было больше половины.

Регионы двигают ЦОДы в массы

Основой роста рынка ЦОДов в России в последние два года является деятельность региональных игроков, строящих свои дата-центры на Урале, в Сибири, а также в Санкт-Петербурге. Крупными региональными центрами являются Новосибирск, Казань, Самара, Рязань, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. На рынок ЦОДов сильно влияет изменение экономической ситуации, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, доступность энергоснабжения, изменения законодательства и множество других факторов. Снижение операционных расходов хотя бы за счет арендной платы, которая в регионах меньше, чем в Москве, позволяет уменьшить обслуживание ЦОДа, которое достигает 80% от общей стоимости проекта. По этой причине в докризисный период были заложены и в ряде случаев запущены в коммерческую эксплуатацию дата-центры, принадлежащие средним и крупным игрокам телеком-рынка. Это было необходимо для преодоления ситуации 2008 года, когда мощности существующих ЦОДов были практически израсходованы - загруженность стоек достигала почти 100%.

Неблагоприятная конъюнктура 2009 года приостановила рост рынка, однако, как отмечают аналитики компании "Современные Телекоммуникации", только за 2009 г. - 1 квартал 2010 г. в строй было введено порядка 1300–1500 стоек (более 40% московского рынка). Например, в новых дата-центрах компаний "Дата-Лайн", "Крок", "Ай-Теко", "Акадо Телеком", "Мастерхост", "Оверсан-Меркурий", "Центр Хранения Данных" (группа компаний ISG), "Теленэт", "СВС-Связь" и др.

Региональные центры строительства ЦОД в 2009 – 2010 гг.

Город РФ Оператор ЦОД Площадь введенных залов, кв. м. Стойки, шт.
Екатеринбург УралЦОД 100 35
Казань Ростелеком 100 30
Синтерра 100 30
Татавант 150 50
Мурманск ПетерСтар 150 н/д
Новосибирск Сибирьтелеком 200 70
Рязань Сотком 50 н/д
Петербург Infobox 500 140
Миран н/д 40 (100)
Сеть Дата-центров "Селектел" 700 200
ПиН Телеком 200 38
Филанко н/д 50
Linxtelecom 8000 (по проекту) н/д
Самара МегаФон 400 120
Саратов ТТК-Волга 100 30

Источник: "Современные Телекоммуникации", 2010

Посткризисный период привел на рынок новых игроков, вводящих в строй средние по площади ЦОДы. Объем предложения незначительно снизился на 3-6%(по данным "Современных Телекоммуникаций"), но нереализованное предложение будет превалировать над реальным спросом, исходя из текущих темпов строительства дата-центров.

По оценкам экспертов, заказчики ИТ-услуг, предоставляемых в ЦОДах, сейчас повышают свои требования к обеспечению надежности, безопасности и катастрофоустойчивости дата-центра, а также к его соответствию западным нормам. Это стимулирует усиление тенденции перехода клиентов из помещений с морально устаревающим оборудованием в более новые с сохранением прежнего объема расходов, поскольку старые ЦОДы уже не могут обеспечить непрерывность бизнеса и оперативное восстановление ИТ-инфраструктуры после сбоев.

Клиенты стремятся использовать серверные мощности в соответствии с растущими потребностями – например, разворачивая в дата-центре свои бизнес-приложения, строя "корпоративное облако", переводя системы хранения данных (СХД) на обслуживание на стороне. К таким заказчикам относятся сейчас компании СМБ-сектора и некоторые крупные игроки из госсектора, банковской отрасли и ритейла.

Российские ЦОДы проигрывают Западу

На фоне растущего спроса на услуги дата-центров заметны и скептические настроения ряда игроков отечественного рынка, отмечающих, что большинство российских ЦОДов не соответствуют западным стандартам и требованиям, поэтому их использование чревато потенциальными потерями для бизнеса. По данным "Современных Телекоммуникаций", в Москве сейчас сосредоточена довольно крупная часть дата-центров, позиционирующих себя как ЦОДы Tier 3/3+, то есть предшествующих самому высокому уровню надежности (около 22% по числу ЦОД и 40% по суммарной площади технологических залов на конец 2010 года). По мнению участников рынка, подобные дата-центры не соответсвуют такому высокому уровню. Более того, они не стремятся начинать официальную процедуру сертификации, так как шансов пройти ее у них почти нет.

Поэтому тема перспектив развития ЦОДов в России сейчас представляется полемической, поскольку наряду с мнением, что российские дата-центры проигрывают западным, есть и противоположное, заключающееся в том, что развивать ЦОДы в РФ надо с поправкой на местную российскую специфику и реальные финансовые возможности потребителей из разных сегментов бизнеса. Последним уже сегодня необходимы "облачные" мощности, а строгое соответствие всем регламентам реальному бизнесу не требуется. В частности, Алексей Квасников, менеджер по информационным системам по России и СНГ ЭСАБ, считает, что большинство стандартов для дата-центров были разработаны для условий экономически развитых стран, где многие российские проблемы не так актуальны. Разрешая определенные противоречия, возникающие в процессе "приземления" облачных технологий в наших условиях, надо исходить не столько из формальных требований зарубежных стандартов, сколько из имеющихся в действительности потребностей российского бизнеса.

При этом до конца неизвестно, чем именно может обернуться для предприятия в долгосрочной перспективе использование услуг "упрощенного" дата-центра, при создании которого не уделили достаточного внимания вопросам обеспечения нужного уровня доступности сервисов. Обе точки зрения сходятся в одном – современному рынку ЦОДов не хватает системности в построении эффективных решений по лучшим образцам. Заказчики стремятся оптимизировать с помощью ЦОД свою ИТ-инфраструктуру, при этом они становятся более ИТ-продвинутыми, и, анализируя зарубежные сценарии с применением "облачных технологий" и виртуализации, стремятся получить такой же уровень обслуживания и в свой стране.

Сергей Белик, независимый эксперт рынка, уверен, что найти нужный для "облака" канал связи за разумные деньги с гарантированным по SLA (Service Level Agreement) временем восстановления работоспособности, подкрепленным финансовой ответственностью оператора, затруднительно не только в регионах, но и в Москве. Кроме того, по его мнению, есть длинный список причин - от качества имеющейся инженерной инфраструктуры до уровня фактической ИТ-зрелости провайдеров, по которым говорить о предоставлении облачных сервисов в ощутимых для страны масштабах сегодня не приходится. В итоге в России "облака висят в воздухе" и развивать их на рынке B2B весьма сложно из-за ограничений, накладываемых законом о защите персональных данных. Известно, что российские заказчики пока еще достаточно плохо понимают цели и специфику строительства дата-центров, и составленные ими технические задания на ЦОДы иногда представляют собой просто перечень ссылок на нормативные документы, а реальное применение в РФ облачных технологий в отраслях с большими объемами, передаваемых по каналам связи данных, зачастую бывает нецелесообразным в связи с недостаточной развитостью телекоммуникационной инфраструктуры.

Стратегии иностранных сервис-провайдеров, работающих в России, сильно разнятся – ряд игроков выделяют местоположение ЦОДов на территории Евросоюза как конкурентное преимущество, другие операторы стремятся учитывать национальную российскую специфику. "Российский рынок обладает определенной спецификой и гарантировать "страховку" бизнес-процессов клиентов сможет только оператор, проработавший на российском рынке достаточно долгое время", - считает Борис Гехтман, архитектор комплексных инфраструктурных решений Linxdatacenter (компания, владеющая ЦОДами в Москве, Санкт-Петербурге и Таллине). Предложения от европейских ЦОДов, по мнению Гехтмана, не могут полноценно конкурировать с российскими. Для заказчиков они скорее являются дополнением российских площадок, например, в части географического резервирования.

Однако некоторые российские компании могут быть принципиально заинтересованы в использовании зарубежных ЦОДов: например, если для их бизнеса в России есть политические риски или опасность столкновения с правоохранительными органами. Еще один повод воспользоваться зарубежным дата-центром - наличие у российского заказчика иностранных филиалов.

Перспективы неоднозначны

В ближайшие годы тенденции развития рынка ЦОД в мире будут определяться скоростью распространения облачных технологий. Так, по данным исследования Pike Research, к 2020 г. распространение облачных вычислений приведет к снижению общемировых расходов ЦОДов на энергию на 38% по сравнению с "традиционным" сценарием роста мощностей. Расширение применения более эффективных моделей хранения и обработки данных станет одним из главных факторов распространения "зеленых ИТ" на предприятиях.

В силу вышеизложенных фактов в России данный тренд будет менее динамично влиять на этот сектор, поскольку в настоящее время заказчикам важнее другие аспекты. ЦОДы в России продолжают демонстрировать стремление к сокращению затрат и эффективному контролю расходов. Вслед за кризисным спросом на подобные решения поставщики активизировали разработку соответствующих продуктов и услуг. Ряд аналитиков предполагает, что с 2011 г. российский рынок ЦОД ожидает постепенный рост. Этому будет способствовать постепенное движение бизнес-сообщества к докризисным темпам информатизации. По оценке "Коминфо Консалтинг", в общей структуре спроса 80% заказов будут связаны с расширением и модернизацией существующих ЦОДов, а 20% составят новые заказы.

Согласно оптимистичному сценарию, к 2014 г. рынок ЦОД должен вырасти вдвое. Способствовать реализации этих прогнозов может активная позиция заказчиков ЦОД. Большинству из них необходима ИТ-ревизия, которая даст возможность по-новому взглянуть на имеющиеся технологии хранения и обработки данных, пересмотреть существующие схемы услуг, оказываемых при построении и поддержке ЦОД. На этапе пересмотра существующей стратегии в области ЦОД возможным и прогнозируемым результатом станет переход к использованию современных моделей предоставления услуг в области ЦОД (в числе которых - аутсорсинг, SaaS и др.). Такие факторы, как цена и скорость реализуемых проектов по созданию ЦОД, такие требования, как доступность и безопасность хранимой в ЦОД информации будут сохранять для заказчиков доминирующее значение. Кроме того, постепенно будет возрастать роль дополнительных услуг, предоставляемых поставщиками.

Михаил Демидов

Андрей Касьяненко

Андрей Касьяненко:

Клиенты стремятся получить в «одном окне» весь комплекс телеком-услуг

На вопросы CNews ответил Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван».

CNews: Насколько интенсивно ЦОД двигаются в регионы?

Андрей Касьяненко: Сейчас коммерческие дата-центры, в основном, развиваются вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, потому что здесь сосредоточен основной спрос. В регионах проникновение услуг связи и интернета и деловая активность ниже. Для потребителя зачастую важно, чтобы его оборудование, размещенное на аутсорсинговой площадке, было в пределах досягаемости, чтобы он мог приехать и посмотреть на него. У кого не существует такой психологической зависимости, предпочитают размещать свои ресурсы за рубежом. И таких клиентов тоже достаточно много. Динамика строительства новых ЦОД привела к тому, что сейчас на рынке практически отсутствует дефицит площадей для размещения оборудования.

Существует еще одна очень важная тенденция - постоянный рост цен на энергоносители и оплату труда квалифицированного ИТ-персонала. Все это приводит к тому, что доход коммерческих ЦОД постоянно снижается, и они вынуждены бороться за повышение уровня доходности своих услуг. Как и на всем телекоммуникационном рынке, на рынке ЦОД появляются новые дополнительные сервисы, комплексные предложения делают услугу интереснее.

Полный текст интервью
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS