Спецпроекты

На страницу обзора
В ближайшем будущем ИТ-проекты будут развиваться под знаком централизации и унификации
Подходы к информатизации госсектора всё меньше отличаются от подходов к информатизации бизнеса. Госзаказчик знает цену деньгам и готов инвестировать только в те проекты, которые позволят ему в обозримые сроки выйти на определённые целевые показатели. О том, какие ИТ-проекты сегодня интересны государству, в интервью CNews рассказал Тимур Ахмеров, генеральный директор компании «БАРС Груп».

Тимур Ахмеров

CNews: Какие основные события определяли развитие ИТ в государственном секторе в 2014-2015 гг.?

Тимур Ахмеров: За минувший год сфера государственной информатизации стала более управляемой. Мы движемся к тому состоянию отрасли, когда проекты федерального и регионального уровней будут осуществляться по единой логике, а лучшие практики органов власти и регионов станут доступны всем заинтересованным участникам. Стандарты, безусловно, задаются государственными информационными системами и федеральными сервисами. Однако подходы к их созданию поменялись. Появилось понимание, что системы федерального уровня должны представлять собой единую информационную сеть со множеством региональных систем. Именно в этом направлении сегодня осуществляется развитие единого портала государственных услуг, ЕГИСЗ, «Электронного бюджета», ГИС ЖКХ и других федеральных сервисов.

Произошло смещение приоритетов. Так, оказание государственных услуг в электронном виде, которое долгое время было направлением номер один, стало уступать место задачам отраслевой информатизации. Ещё лет пять назад эксперты нашей компании озвучили идею, что для полноценного оказания электронных услуг сначала следует привести в порядок внутренние бизнес-процессы. Теперь приятно осознавать свою правоту, оценивая спрос заказчиков на проекты и деятельность наших конкурентов.

И, главное, я бы не стал переоценивать влияние спада в экономике. Основные тренды ИТ в госсекторе представляют собой закономерное развитие государственной политики или заданы естественной эволюцией рынка.

CNews: Произошло ли сокращение финансирования ИТ-проектов? Если да, то как вы оцениваете его масштабы? Где сокращение более существенно – на федеральном или на региональном уровне?

Тимур Ахмеров: Финансирование снизилось в среднем на 20-30%. В большей степени сокращение затронуло региональные ИТ-проекты, но оно ощущается и на федеральном уровне. При этом не уменьшились объёмы задач. Современный госзаказчик редко бывает доволен формальным исполнением требований технического задания. Нужна работающая система, пусть даже для этого требуется функционал сверх утверждённого ТЗ. Такие условия хорошо дисциплинируют поставщиков и производителей. Поэтому эффективность производства и проектной деятельности нужно держать на очень высоком уровне. Иначе работать и развиваться будет невозможно.

CNews: Изменились ли потребности госзаказчиков в ИТ с учётом новых условий? Какие решения сегодня в приоритете на федеральном и региональном уровнях?

Тимур Ахмеров: Главные изменения коснулись менталитета заказчиков. Подходы к информатизации госсектора всё меньше отличаются от подходов к информатизации бизнеса. Госзаказчик знает цену деньгам и готов инвестировать только в те проекты, которые позволят ему в обозримые сроки выйти на определённые целевые показатели. Даже масштабные проекты по созданию комплексных и межведомственных информационных систем идут шаг за шагом, от решения одной конкретной задачи к другой.

Самый большой приоритет всегда у решений, которые обеспечивают реализацию государственной политики в определённых отраслях. В целях улучшения демографических показателей государство приняло программу развития перинатальных центров, а для её реализации нужны системы мониторинга беременных. Существует задача мониторинга численности учащихся школ и их идентификации – для этого создаётся ГИС «Контингент». Примеров можно привести множество.

Другая группа приоритетных решений – информационные системы, которые обеспечивают заказчику экономию средств и повышение поступлений в бюджет. В этом плане универсальный интерес для федеральных и региональных органов власти представляет тема управления собственностью. Практически у каждого ведомства есть объекты недвижимого имущества, которые используются недостаточно эффективно, ветшают, а их содержание требует постоянных вложений. А мы предлагаем систему, с помощью которой можно извлекать из этих объектов прибыль, оптимизировать энергозатраты, планировать капремонт. Сфера её применения этого весьма широка: от административных зданий и ведомственных гостиниц до судоходных шлюзов, каналов и дамб. На региональном уровне потенциальным клиентам чрезвычайно интересны централизованные системы биллинга ЖКХ, которые помогают увеличить собираемость платежей и делают этот процесс более прозрачным. Большинство решений, которые востребованы сегодня, находятся на стыке ИТ и консалтинга. Предлагая технологии, мы всё чаще предлагаем и методологию.

CNews: Способно ли сокращение финансирования стать стимулом для внедрения информационных систем, позволяющих автоматизировать управление проектами, бюджетирование, сбор аналитики?

Тимур Ахмеров: Безусловно это так. Например, про мобильность как передовой технологический тренд было много разговоров ещё лет пять назад. Но, честно признаться, мобильные приложения для аналитики и управленческих задач рассматривались тогда как модная маркетинговая фишка, «вишенка на торте», которая может использоваться, но не обязательно. Сегодня мобильные BI-инструменты – это уже не красивое дополнение, а рабочее средство, к которому прибегают минимум раз в день. Я сам постоянно использую наше аналитическое приложение на телефоне и знаю, что заказчики приобретают его не для красоты. То же самое могу сказать в целом про BI. Бизнес-аналитика перестала быть дорогой игрушкой для очень богатых компаний. От неё ждут не фантастического избыточного функционала, а выполнения прикладных функций. Цена тоже должна соответствовать возможностям покупателя.

Под каждый крупный государственный проект сегодня обязательно закладываются средства на создание информационных инструментов контроля и управления. Один из самых крупных государственных контрактов нашей компании – создание системы подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года – хорошо показывает, насколько заказчики нуждаются в информации. Ведь от того, насколько оперативными и достоверными будут данные о работе на объектах в одиннадцати городах, зависит престиж страны.

Повысилось внимание к расходованию бюджетных средств. Поэтому автоматизированные системы, которые обеспечивают управление бюджетным процессом, должны быть увязаны с учётными системами ведомств – так проще осуществлять финансовый аудит и контроль в условиях кризиса. Строже нормируются государственные закупки. Работая на проектах в Минфине России и Федеральном казначействе, специалисты «БАРС Груп» реализуют актуальные требования к управлению финансами в системах федерального уровня, и эти же подходы мы успешно продвигаем в регионах.

CNews: Государство выступило с инициативой импортозамещения в сфере ИТ. Как это сказалось на поведении госзаказчиков? Насколько эффективно, на ваш взгляд, реализуется эта стратегия?

Тимур Ахмеров: В работе органов государственной власти разработки западных компаний использовались в большей степени для решения инфраструктурных задач. В сегменте отраслевых управленческих систем для госсектора конкурировали между собой в основном российские компании. Замена аппаратной части и инфраструктурного ПО российскими аналогами – процесс небыстрый, но, так или иначе, импортозамещение как маркетинговая стратегия уже влияет на умы.

Например, существует проблема использования западных проприетарных компонентов, которые лежат в основе многих систем, позиционирующихся как отечественные. После провозглашения политики импортозамещения разработчики, которое использовали западные компоненты, стараются перейти на Open Source или применять российские. Но и раньше применение проприетарного ПО иностранного происхождения в государственных информационных системах было не особенно выгодно. Объясняется это просто: с одной стороны, за счёт лицензионных отчислений существенно увеличивалась стоимость конечного продукта, с другой – процессы деятельности, заложенные в импортные программные продукты, не соответствовали процессам государственного управления и требовали значительной переработки.

Хорошо зная сферу региональной информатизации, я не могу так вот сразу назвать регионы, в которых, например, для автоматизации деятельности государственной власти применялся бы SAP или MS Dynamics. Если брать софтверный рынок и рынок интеграции, то импортозамещение гораздо актуальнее для госкорпораций, госкомпаний и других коммерческих организаций с долей государственного участия.

CNews: Еще пару лет назад на вопрос о критериях оценки эффективности ИТ-проектов в госсекторе чиновники отвечали, что для них важнее всего социальный или управленческий эффект. Изменился ли их подход сегодня, в сложной экономической ситуации?

Тимур Ахмеров: Социальный эффект по-прежнему занимает важное место в иерархии потребностей госзаказчиков. Даже испытывая определённые сложности с финансами, государство не имеет права пускать на самотёк ситуацию в образовании, здравоохранении, ЖКХ, соцзащите. Проекты, благодаря которым для граждан упрощается доступ к услугам, сокращается время ожидания или становятся более прозрачными взимаемые платежи, положительным образом сказываются на репутации федеральной и региональной власти. Губернаторы и высшее руководство государства прекрасно понимают это, поэтому спрос на соответствующие решения сохраняется, а с федерального уровня исходят новые инициативы.

CNews: Как развиваются ИТ-проекты в Крыму?

Тимур Ахмеров: Новые субъекты Российской Федерации представляют большой интерес. Это идеальный объект для внедрения ИТ, возможность применить там передовой опыт региональной информатизации без повторения ошибок, допущенных в прошлом. Можно брать готовые технологические и методические наработки и внедрять их без долгой ревизии предшествующих бизнес-процессов. Это окно возможностей, которое обязательно нужно использовать. В целом эксперты и практики российского ИТ-рынка оказывают большую поддержку крымским и севастопольским коллегам. Но, единственное – нужно переждать сложности переходного периода.

CNews: Каковы перспективы импортозамещения в государственных корпорациях, госкомпаниях и крупных российских холдингах?

Тимур Ахмеров: Госкорпорации, госкомпании, холдинги, связанные с оборонной промышленностью, выступают драйверами в сфере импортозамещения. В прошлом западные производители первыми вышли на этот рынок. На них работало множество факторов: громкие имена, репутация глобальных игроков, производственные бюджеты, исчисляемые миллионами долларов. Было ли их сотрудничество с крупными российскими заказчиками успешным? Отчасти, да. В подтверждение этому можно привести ряд успешных кейсов.

Но в ряде случаев использование дорогостоящих западных систем можно рассматривать как пример неэффективной ИТ-стратегии. Избыточный функционал, за который ежегодно уплачиваются немалые суммы, на практике не используется, а реальные задачи решаются в настольных офисных приложениях. И это не преувеличение, а реальность многих крупных компаний.

Сфера для применения российских ИТ-решений в этом сегменте достаточно широкая. Желание получить решение конкретных задач, изначально созданное с учётом российского законодательства и предлагаемое по понятной цене, у заказчиков есть. 2015 год в этом направлении стал чрезвычайно плодотворным для нашей компании. Ряд крупных контрактов либо уже заключен, либо находится на стадии подготовки. Широко освещалось в прессе партнёрство «БАРС Груп» с «РТ-Информ» и задействование нашей платформы BarsUpв интересах госкорпорации «Ростех».

CNews: Как сказались санкции и рост курса доллара на проектах, которые реализует для госсектора ваша компания?

Тимур Ахмеров: Курс рубля и санкции больше затронули тех, кто занимается поставкой импортного оборудования и ПО. Наша компания не привязана к доллару. Все наши производственные мощности располагаются в разных городах России, налоги мы платим здесь же, и суммы контрактов прописаны в рублях. Конечно, сокращение ИТ-бюджетов чувствуем и мы. Но это повод более тщательно выстраивать отношения с клиентами, идти им навстречу и сохранять хорошие отношения. Ведомство, которое неплатёжеспособно сегодня, завтра может стать эпицентром прибыльных и прорывных проектов. Мы прошли это ещё на примере кризиса 2008-2009 годов.

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития ИТ в госсекторе в 2015-16 гг.? Какие решения будут приоритетны?

Тимур Ахмеров: За 2014-2015 годы российская ИТ-индустрия научилась работать в условиях финансовых ограничений, поэтому замедления темпов информатизации не будет. Более того, инвестиции и усилия, которые мы вкладывали в проекты с конца 2000-х годов, именно сейчас начинают приносить настоящие результаты. Учётные и транзакционные системы, которые создавались в органах государственной власти, накопили уже достаточно информации, чтобы превращать эти данные в полноценную аналитику, строить прогнозы и моделировать процессы. В ближайшем будущем ИТ-проекты будут развиваться под знаком централизации и унификации, чтобы дать руководству страны, отраслей и регионов надёжные инструменты контроля социально-экономической ситуации.

По-своему расставляет приоритеты международная обстановка. В сложной внешнеполитической ситуации всегда возрастает значение оборонной промышленности и агропромышленного комплекса (АПК) как отраслей, где формируется военный потенциал и продовольственная безопасность страны. Задачи увеличения объёмов производства и модернизации в данных секторах экономики невозможно выполнить без использования информационных технологий, и очевидно, что эти технологии должны быть отечественными. Деятельность российских ИТ-компаний в ОПК и АПК существенно активизируется.

Перспективный тренд ближайших лет – развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Доля проектов в госсекторе, которые осуществляются на средства частных инвесторов без привлечения бюджетных денег, растет. Перечень отраслей, где модели ГЧП находят применение, достаточно широк. Это энергосервис, ЖКХ, дорожное хозяйство, АПК, образование. Наибольший интерес к инвестированию проявляют телекоммуникационные компании и банки, имеющие разветвлённую структуру по всей России. При этом идеологами ГЧП нередко выступают ИТ-компании, хорошо знающие предметную область и способные обозначить выгоды как для госзаказчиков, так и для инвесторов.

Ответственность участников российской ИТ-индустрии многократно возросла. От проектов, которые осуществляются в госсекторе, зависит экономическое развитие и социальная стабильность. Но успешно решая задачи в рамках России, мы делаем шаг к успехам в глобальной конкуренции.

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг ИКТ-затрат регионов 2015
№ в 2015 г. Регион Динамика суммарных расходов на ИКТ 2015/2014, %
2015
1 Москва 24 803
2 Санкт-Петербург 6 687.5
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2014 г.
Исполнитель Предмет контракта
1 ЦКБ "Геофизика" Поставка технических и программных средств
2 ГНИВЦ ФНС Поддержка в актуальном состоянии и сопровождение автоматизированной информационной системы, ИТ-сервисов, прикладного ПО на федеральном и региональном уровне
3 ЭйТи сервис Поставка ПЭВМ
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2015
№ 2014 Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2013 г., ₽тыс.
1 Техносерв 6 988 113
2 Cognitive Technologies 8 362 337
3 ITG (INLINE Technologies Group) 7 277 040
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов 2015
№ в 2015 г. Регион Динамика суммарных расходов на ИКТ 2015/2014, %
2015 2015 2015
1 Москва 24 803
2 Санкт-Петербург 6 687.5
Подробнее