Спецпроекты

На страницу обзора
Еще 2 года назад у нас не было собственной системы ДБО
Старший вице-президент, член правления "Бинбанка" Сергей Качура рассказал об ИТ-стратегии, которая регламентирует ИТ-политику банка до 2015 года. Банк отказался от собственной разработки и сделал выбор в пользу централизованных промышленных решений. Так, система ДБО, появившаяся у банка совсем недавно, развернута на стороннем решении. Банк не приобретает софт, а отдает сервис на аутсорсинг.

Сергей Качура

CNews: Какие задачи определяют ИТ-политику банка на ближайший период?

Сергей Качура: Во многом политику в сфере информационных технологий банка определяет ИТ-стратегия, которая была утверждена в 2012 году. Она рассчитана до 2015 года. При формировании стратегии была определена ИТ-архитектура, а затем сформирован пул технологических проектов, которые должны быть реализованы к 2015 году.

Во время формирования стратегии стало очевидным, что реализовать такое количество сложных проектов за раз не представляется возможным. Все проекты были сгруппированы по степени важности, а также определены сроки их реализации по годам.

Большинство проектов предполагало замену ИТ-систем, и, учитывая этот фактор, был сформирован шорт-лист ИТ-решений, которые предлагали вендоры. Затем мы составили верхнеуровневый бюджет.

Мы отказались от собственной разработки и сделали выбор в пользу централизованных промышленных решений. В портфель ИТ-проектов включено около 52 инициатив, 15 из них приходились на 2013 год, 13 находятся в состоянии готовности в соответствии с календарными планами.

Банк сейчас находится в инвестиционной фазе, бюджет на ИТ распределен до 2015 года в соответствии с принятой стратегией. Отмечу, что инвестиции в ИТ составляют существенный объем общебанковских инвестиций.

CNews: Выделите, пожалуйста, основные направления затрат в 2013 году. Изменились ли акценты по сравнению с прошлым годом?

Сергей Качура: Из полутора десятка реализованных проектов можно выделить ряд приоритетных. В первую очередь, это смена платформы кредитной фабрики розничного банка. Связано это с тем, что эксплуатируемое ИТ-решение уже не поддерживалось вендором, и при росте объема продаж не отвечало требованиям по бесперебойности работы. В текущем году этот проект был реализован и успешно функционирует.

Сегодня без дистанционных каналов обслуживания клиентов практически невозможно конкурировать с другими розничными игроками. Поэтому второй, не менее важный проект – это запуск интернет-банка. Два из трех этапов проекта уже реализованы. Завершение реализации проекта запланировано на октябрь 2013 года.

Третий приоритетный и долгосрочный проект, к которому мы приступили в 2012 году, подразумевает замену основной банковской системы, а именно – внедрение АБС ЦФТ. В начале на новую систему был переведен центральный офис, а в 2013 году мы продолжили процесс тиражирования этого решения для региональных подразделений. Уже половина точек продаж банка переведена на АБС ЦФТ. Ежемесячно мы переводим на новую систему по три филиала. Проект планируется завершить в феврале 2014 года.

Проект по построению корпоративного хранилища данных также входит в число приоритетных. Он долгосрочный, на реализацию потребуется от полутора до двух лет. В 2012 году мы выбрали промышленную платформу IBM BDW. Мы сейчас находимся на начальном этапе проекта, ориентировочно он продлится весь 2014 год и к началу 2015 будет завершен. Мало кто из банков реализовал такое решение на практике.

Еще один приоритетный для нас проект – это автоматизация кредитного процесса для клиентов МСБ. На нем мы обкатываем новую для банка платформу IBM BPM. Если проект будет успешным, то платформа будет выступать в качестве основы для построения всех кредитных конвейеров для всех бизнес-блоков. На сегодня функционируют две кредитные фабрики, и сейчас необходимо выбрать одну систему, которая удовлетворит все потребности бизнеса.

CNews: Какие проекты 2013 года являются стратегически важными для банка и почему?

Сергей Качура: В рамках реализации стратегических инициатив можно выделить следующие проекты: во-первых, это запуск операционного CRM на базе системы Siebel. В банке уже внедрен Siebel, и мы сделаем его полноценным CRM-решением, которое должно облегчить работу продавцов в точках продаж и повысить эффективность их работы.

Во-вторых, проект автоматизации по работе с просроченной задолженностью. Учитывая трансформацию бизнес-модели, которая повлекла изменение операционной модели, нынешнее решение не удовлетворяет потребностям бизнеса.

Третий проект, который начали, хотя его основная фаза придется на 2014 год, – это перенос функционала "пластикового офиса" в ИТ-архитектуру банка, так как до настоящего момент мы находимся в уникальной ситуации, когда эта функция аутсорсилась во внешней компании. Это не типично для банковского рынка. Мы создаем традиционную ИТ-архитектуру, которая распространена на рынке и поддерживает бизнес розничных игроков.

CNews: Намерен ли ваш банк создать единое хранилище данных?

Сергей Качура: Проект был инициирован в 2012 году. Сейчас мы близки к завершению первой его фазы. Проект предполагает решение вопросов формирования отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета, отчетности МСФО и часть управленческой отчетности. Второй и третий этап предполагает оптимизацию процесса получения управленческой отчетности.

CNews: Не секрет, что законодательные инициативы могут существенно изменить работу банков. Какие из нововведений 2012–2013 годов могут оказать существенное воздействие на отрасль?

Сергей Качура: Из актуальных нововведений следует отметить вступление в силу с 1 января 2014 года статьи 9 ФЗ-161 "О национальной платежной системе". В первую очередь это касается возникшей на законодательном уровне обязанности банков информировать клиентов о совершении последними операций посредством электронных средств платежа.

Сейчас эти услуги банки предлагают в качестве платной опции, по новому закону банки будут обязаны их предоставлять. Для физлиц законодатель предусмотрел норму, которая позволяет клиенту получить информацию от банка об осуществлении операции, а затем в течение следующего календарного дня заявить о несанкционированном использовании ЭСП. При этом банк обязан в течение 30 календарных дней провести расследование и, если не докажет, что клиент нарушил правила использования ЭСП, то он должен возместить ущерб.

Законодатель пытается защитить клиента, что заставляет розничных игроков хеджировать свои риски. Указанная норма носит социально-ориентированный заказ. Потребуется определенный объем инвестиций для того, чтобы банки обезопасили себя от недобросовестного использования физлицами нормы закона. При нынешней формулировке закона банки становятся уязвимой стороной в правоотношении.

Также можно отметить небольшую, с точки зрения объема инвестиций, инициативу Федерального Казначейства о предоставление физлицам сервиса по информированию клиентов о сумме задолженности перед госорганами. Мы обязаны в режиме реального времени передать информацию о принятых платежах. По сути, на банки теперь легло решение проблем частных лиц, имеющих задолженность по выплате налогов и штрафов, образовавшихся в госорганах.

Объем инвестиций на реализацию не сопоставим с теми суммами, которые мы будем тратить на стратегические проекты. Тем не менее, налицо прямое изменение в законодательстве, которое влияет на состав ИТ-активностей.

CNews: Планирует ли банк развивать компонентную ИТ-архитектуру?

Сергей Качура: Да, в нашей стратегии предполагается построение компонентной ИТ-архитектуры. Для банка нашего масштаба и наших амбиций это позволяет, с одной стороны, иметь независимость и не реализовывать политику моновендорности. С другой стороны, очень сложно вести на равных переговоры с крупными международными корпорациями, такими, как Oracle и IBM. Компонентный подход позволят нам оптимизировать пути к построению ИТ-бюджета и дает возможность выбирать лучшие решения, которые представлены в определенной нише.

10 лет назад ИТ-стратегия предполагала единую платформу для оптимизации как бизнес-процессов, связанных с обслуживанием клиентов, так и платформу, которая являлась средством автоматизации хозяйственной деятельности банка. Этот подход уже изжил себя. Компонентность позволяет выбирать наиболее оптимальные подходы для решения задач бизнеса. Уход от глобальной автоматизации дает возможность гибко осуществлять замену отдельных ее элементов.

Если по истечению времени какой-то компонент системы устаревает и требует замены, то нам не требуется менять платформу целиком, достаточно заменить один из элементов. Тоже непростая задача, но несопоставимо проще.

CNews: Расскажите, пожалуйста, как в вашем банке развиваются сервисы дистанционного обслуживания клиентов?

Сергей Качура: Еще 2 года назад у нас не было собственной системы ДБО. Сейчас семимильными шагами пытаемся наверстать упущенное.

Банки, как правило, делятся на две группы: банки, которые пытаются ввести свою собственную разработку (типичная ситуация для зрелых банков, где заказчик точно понимает, какой уникальный продукт ему требуется). Вторая группа банков использует «коробочные» решения. Это типовые решения, которые как стандарт предлагаются всеми розничными игроками на рынке.

Стоит учитывать скорость и стоимость внедрения данной системы. Мы пошли по второму пути, так как нам нужно догонять рынок. Для платформы ДБО мы выбрали решение компании «ЦФТ Фактура». Его уникальность заключается в том, что мы не приобретаем софт, а «аутсорсим» некий веб-сервис. То есть, со стороны банка не предполагалось инвестиций в лицензии, софт или в инфраструктуру, Это позволяет нам с легкостью пережить период осознания наших потребностей, которые мы хотим заложить в этот продукт в будущем. У нас не будет потери инвестиций, т.к. мы используем услуги аутсорсинга.

Прошел месяц с момента заключения договора до момента ввода системы в эксплуатацию.

В конце прошлого года достигнута договоренность о внедрение ДБО, контракты были подписаны после новогодних праздников. 1 марта был завершен первый этап. Клиентам предоставлена возможность управления текущими счетами, вкладами, конверсионные операции и оплата платежей в пользу юридических лиц, с которыми заключены соответствующие договоры. Внутри нашей системы интегрирована система «Город», которая включает в себя 22 тыс. получателей – юридических лиц.

Второй этап завершился 1 апреля. В это время мы предоставили нашим клиентам возможность осуществлять через интернет-банк операции с пластиковыми картами. В конце сентября – в начале октября мы сможем персонифицировать наши продуктовые предложения для клиентов. Появится возможность запроса кредитной истории из НБКИ, а также появится сервис перевода средств между картами.

CNews: Какие потребности банков в информатизации недостаточно закрываются вендорскими решениями?

Сергей Качура: Мы не строим внутри банка собственную компанию по разработке программного обеспечения. В рамках ИТ-стратегии наша цель – предоставить максимально эффективную ИТ-поддержку бизнесу банка за минимальные средства. У нас мало ИТ-решений, которые могут быть охарактеризованы, как собственные. Большинство задач решается стандартными предложениями, которые представлены вендорами на рынке.

Есть определенные исключения, связанные с тем, что каждый раз, зафиксировав требование заказчиков на внесение изменений в ИТ-системы, мы осуществляем оценку стоимости и способов ее реализации. Если эти изменения не затрагивают функционал ядра системы и могут быть выполнены собственными силами в разумные сроки, то мы делаем это в рамках наших внутренних возможностей.

В любом случае, эти доработки касаются косметических изменений. Новый функционал и существенная модификация существующего осуществляются при помощи аутсорсинговых ресурсов. При прочих равных условиях мы отдаем предпочтение промышленным решениям, то есть официальным вендорам.

CNews: Какие тренды (мировые, локальные) будут определять процесс банковской информатизации в ближайшие пару лет?

Сергей Качура: У большинства розничных банков объем продаж через канал ДБО уже сравнялся или обогнал эти показатели в точках продаж. Сейчас наблюдается тренд у розничных игроков по смещению акцента в сторону ДБО, как приоритетного канала продаж. Банки декларирует принцип, что они общаются с клиентом в том месте и в то время, где и когда удобно клиенту, поэтому мы движемся в сторону соцсетей, наращиваем функционал своего сайта, функционал СДБО.

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее