CNews: Какие средства были выделены на информатизацию здравоохранения
Алтайского края? На что они были израсходованы?
Ирина Долгова:
Если судить по Алтайскому краю, то средства на информатизацию потрачены
достаточно эффективно. Все запланированные задачи выполнены в срок и с
оптимальными затратами.
Основные средства на информатизацию
здравоохранения в крае в 2011 и 2012 гг. были получены по «Программе
модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы» и составили
398,4 млн. руб., в том числе средства Федерального фонда обязательного
медицинского страхования - 372,6 млн. руб., средства краевого бюджета - 25,8
млн. руб. В 2012 году за счет дополнительно выделенных распоряжением
Правительства №2076-р средств направлено на информатизацию 53,0 млн. руб.
CNews: Что удалось сделать за это время?
Ирина Долгова: Основные работы по информатизации
медицинских учреждений края были выполнены во второй половине 2012 г. и первом
квартале 2013 г.
Во-первых,
создана современная региональная ведомственная сеть передачи данных как
региональный фрагмент ЕГИСЗ. В 242 узлах (площадках) 153 медицинских учреждений
построены локальные вычислительные сети (6 135 портов). Все 242 узла по
оптическим линиям связи объединены в защищенную корпоративную сеть передачи
данных в полном соответствии c требованиями по обработке персональных данных. В
настоящее время основные узлы подключены по выделенным каналам со скоростью
передачи данных 10 и 2 Мб/сек, второстепенные узлы - со скоростью 1 Мб/сек.
Корпоративная сеть по защищенному каналу подключена к федеральному центру
обработки данных Министерства здравоохранения РФ.
Во-вторых,
проведено оснащение рабочих мест врачей вычислительной техникой. В ЛПУ
поставлено 2809 компьютеров с принтерами, 142 сервера, 138 информационных киосков.
Для сравнения, в 2011 г. на рабочих местах врачей использовалось менее 3000
компьютеров, т.е. оснащенность техникой увеличилась почти в 2 раза.
В-третьих, во всех ЛПУ, работающих в
системе ОМС, внедрены региональные медицинские информационные системы (МИС),
обеспечивающие базовый функционал - электронную регистратуру с возможностью
записи пациентов на прием к врачу через интернет и автоматизированное
формирование реестров и счетов за оказанную медицинскую помощь для предъявления
их в страховые организации.
CNews: Каковы
первые практические результаты проведенных работ?
Ирина
Долгова: В 2012 г.
в крае началась активная автоматизация рабочих мест регистраторов и
статистиков.
Во всех
ЛПУ, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, внедрена система
электронной записи на прием к врачу. Ведение электронных расписаний работы
поликлинических учреждений позволило более рационально распределять и
использовать ресурсы медицинских организаций, повысить прозрачность их работы и,
соответственно, доступность первичной медицинской помощи. Граждане получили
альтернативные возможности записи на прием (интернет-запись, запись через
информационные киоски). Появилась возможность расширения функциональных
возможностей используемых МИС, внедрение новых сервисов.
Снизилась
нагрузка на регистратурно-статистические подразделения. С внедрением в
медицинских учреждениях «электронной регистратуры» пациенты могут
самостоятельно записаться на прием к врачу через единый портал государственных
услуг или региональный портал. Кроме того, врач во время приема может сам
записать пациента на прием к другому врачу. Таким образом, устраняется
необходимость дополнительного обращения пациента в регистратуру, что значительно
облегчает жизнь пациентам и работу регистраторам. Для жителей сельских районов
через систему врачебно- диспетчерской службы медицинских организаций обеспечена
возможность предварительной записи в краевые учреждения.
Медицинский
персонал, независимо от возраста, достаточно быстро привыкает к новым условиям
работы. Если первоначально чувствовалась некоторая напряженность со стороны
регистраторов, то сейчас они уже не представляют себе работу без информационной
системы.
В
настоящее время идет внедрение МИС на рабочих местах врачей. Они начинают вести
медицинские записи в электронном виде. Разумеется, первоначально это приводит к
увеличению временных затрат - не все врачи хорошо владеют вводом данных с
клавиатуры, требуется определенное время на освоение интерфейса МИС. Та часть
врачей, которые освоили работу с МИС, уже сейчас почувствовали изменения в
работе - МИС позволяет намного быстрее получить всю необходимую информацию о
пациенте, использование шаблонов документов ускоряет ввод новых данных,
сокращается время получения данных от других служб и врачей, в том числе и из
других медицинских учреждений. Кроме того, с рабочего места врача обеспечена
возможность доступа к электронным юридическим системам и справочным системам
лекарственных средств.
С января 2013 г. с помощью системы
видеоконференцсвязи проводятся селекторные совещания с руководителями и
специалистами медицинских учреждений края, в том числе на регулярной основе.
Например, отдел сетевых технологий краевого МИАЦ каждый четверг проводит
селекторное совещание с системными администраторами и программистами всех
медицинских учреждений, на котором происходит активное обсуждение возникающих
задач, проблем и путей их решения. Столь же активно используют
видеоконференцсвязь для оперативного решения задач специалисты Главного
управления, заслушиваются главные врачи медицинских организаций по вопросам
выполнения плана мероприятий по снижению смертности и др.
CNews: Расскажите
о ваших планах на ближайшие годы.
Ирина Долгова:
В ближайшие годы предстоит серьезная работа по значительному расширению
функционала информационных систем и их интеграции между собой, развитию
корпоративной сети передачи, дополнительного оснащения рабочих мест медицинских
работников вычислительной техникой.
К корпоративной сети необходимо
подключить участковые больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты,
аптеки. В электронной медицинской карте необходимо обеспечить ввод электронных
медицинских документов, содержащих не только простой текст, но и строго
структурированные данные, мультимедийные данные (изображения, видео, графики).
Для унификации и исключения дублирования данных необходимо провести большую
работу по интеграции всех информационных систем (и медицинских, и
административно-хозяйственных) в единую автоматизированную систему управления
здравоохранением края.
CNews: Какие, на ваш взгляд, проблемы в области информатизации
здравоохранения остаются по-прежнему нерешенными? Какие пути их решения вы
могли бы предложить?
Ирина Долгова: В результате сделанных в 2012 г.
инвестиций, расширивших информационную инфраструктуру, существенно возросли
расходы на сопровождение информационных систем.
Внедрение и обслуживание большого количества современного высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения повышает требования к количеству и квалификации сотрудников ИТ-отделов. Возрастают требования к квалификации медицинских сотрудников в области информационных технологий, необходимо проведения регулярных мероприятий по обучению. Все это также сказывается на увеличении затрат на обслуживание.
В
настоящее время недостаточна приспособленность персонала к работе с
автоматизированными рабочими, что снижает эффективность использования
информационных систем, увеличивает временные затраты персонала, создает
дискомфорт в деятельности медицинских работников. Крайне необходимо готовить
будущий и имеющийся персонал к работе в новых условиях с применением
симуляционных комплексов реально существующих в регионе компонентов
информационной системы. Это снизит временные, психоэмоциональные затраты на
адаптацию персонала на рабочем месте, повысит эффективность использования
информационной системы.
Требуется
разработка и внедрение в систему образования студентов высших и средних
специальных медицинских учебных заведений, а также постдипломного образования
медицинских работников, программ обучения работе с компонентами информационной
системы региона. Это снизит затраты на адаптацию персонала на рабочем месте,
повысит эффективность использования информационной системы.