CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка облачных услуг в 2012 году, и какую долю на нем занимает КРОК? Ваш прогноз ситуации на 2013 год?
Руслан Заединов: Еще 1,5-2 года назад этот сегмент только формировался. Сейчас он уже существует, хотя его объёмы еще очень малы. Каждый новый крупный заказчик, приходящий в «облака», меняет расстановку позиций провайдеров. При этом динамика развития рынка облачных услуг в России действительно впечатляет – он развивается гораздо быстрее, чем на западе, где ежегодный рост составляет 30-50%. В частности, по данным аналитиков IDC, в 2010 году объём российского рынка составил $35 млн., в 2011 году уже $59,4 млн., и почти $145 млн. в 2012 году. Облачное направление КРОК растет тоже активно — в 2012 году в 5 раз по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
В 2013 году эта динамика как минимум сохранится. В своих оценках я основываюсь уже только на том, что все заказчики, с которыми мы работали в прошлом году в рамках облачных проектов, в среднем в 1,5-2 раза увеличили объемы потребления ресурсов.
CNews: В чем специфика российского рынка публичных облачных сервисов и каковы основные отличия от более развитых рынков западных стран?
Руслан Заединов: Ответ на этот вопрос, как ни странно, не имеет прямого отношения к «облакам». На развитых рынках, в частности, в США, основным драйвером публичных «облаков» являются небольшие компании и стартапы, то есть SMB-рынок. В нашей стране одна из проблемных экономических особенностей заключается в малочисленности SMB-сектора и его слабом развитии.
Все наши заказчики — это крупные компании enterprise-сегмента. Компаниям такого масштаба свойственны инерция, вдумчивость при принятии решений, сложные механизмы обоснования затрат. Переход на публичное «облако» – это часто некая реформа. Смена поставщика услуг компаний в этом сегменте — тоже сложная процедура. В конце концов, столь крупные заказчики (со штатом от 1 тыс. человек) сформируют в России значительный облачный рынок, но произойдет это не раньше чем через 3-5 лет.
CNews: Возможна ли ситуация, когда заказчик хочет начать пользоваться облачными услугами, но по каким-то причинам не может?
Руслан Заединов: Да, такое бывает. Одна из ключевых технических проблем связана с тем, что Россия – страна с централизованной системой связи. Самолеты у нас в стране как летают? Через Москву. Долететь из Благовещенска, например, в Сургут напрямую просто невозможно – для такого путешествия нужно сделать солидный крюк через всю страну. Со связью проблема идентичная — вся она стекается к Москве. В связи с этим возникает проблема «последней мили»: в Москве с интернетом все в порядке, а условно говоря, в двух шагах от нее — уже нет. Потреблять облачные услуги по таким каналам связи практически невозможно. Здесь я могу привести в пример крупное производственное предприятие в Московской области, у которого, казалось бы, есть все для пользования облачными услугами — современное оборудование, новейшие технологии, квалифицированный персонал. Но в лесу, где находится завод, услуги предоставляет только один провайдер. Этой фабрике стоило огромных усилий и сумм проложить оптические каналы связи до места, где начинается зона покрытия этого единственного оператора. Однако пропускная способность этих каналов все равно настолько мала, что не может обеспечить даже резервирование данных, не говоря уже об облачных сервисах. И подобных примеров среди зрелых Enterprise-заказчиков довольно много.
CNews: Какие еще технические проблемы возникают при переходе компаний на публичные «облака»?
Руслан Заединов: Корпоративному заказчику всегда непросто интегрироваться в «облако» из-за огромного «наследия», которое было накоплено за его «необлачную жизнь». Этот багаж слишком многогранный (технически и организационно), чтобы просто перенести его в облачную среду. Но я могу с уверенностью сказать, что КРОК раньше всех начал предоставлять публичные облачные сервисы для enterprise-сегмента. И у нас уже накопился определенный опыт по вытаскиванию заказчиков из рутины традиционной ИТ-инфраструктуры.
Благодаря этому мы можем решать конкретные задачи заказчиков, а не навязывать ему некий стандартный сервис. Мы подходим к «облаку» с позиции интегратора, а не хостинг-провайдера. Это означает, что каждый следующий облачный проект для нас не похож на предыдущий. Технически сложные задачи, которые мы решали для разных заказчиков, по-своему уникальны.
CNews: А что касается организационных проблем, есть ли такие?
Руслан Заединов: К числу ключевых «облачных» проблем, относится 152-ФЗ (федеральный закон «О персональных данных»). В России еще нет стандартов безопасности облачной инфраструктуры, которые бы удовлетворяли требованиям этого закона. Сейчас эти стандарты только разрабатываются ФСТЭК по согласованию с ИТ-компаниями. Мы тоже участвуем в этом процессе. Год назад во ФСТЭК утверждали, что дорожная карта по созданию этого стандарта безопасности расписана на 3 года. Значит, где-то через 2 года у нас появятся нормативы.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о наиболее востребованных облачных услугах, предоставляемых компанией КРОК.
Руслан Заединов: Доля услуг в общем обороте компании постепенно растет. В направлении публичных «облаков» тенденция примерно такая же. Бурный рост облачных услуг КРОК по большей части обеспечивается за счет IaaS: аренды виртуальных вычислительных мощностей – например, систем хранения или каналов связи. Это можно назвать hardware-as-a-service, хотя такого термина и не существует. Во многом востребованность IaaS объясняется меньшей чувствительностью к вопросам информационной безопасности.
Кстати, в арсенале наших облачных сервисов есть и услуги по информационной безопасности, при которых развернутая в «облаке» инфраструктура дополнительно защищается. В нашем распоряжении есть сертифицированные в России средства защиты, которые позволяют заказчику использовать облачные решения для работы с персональными данными.
По мере привыкания рынка к «облакам», психологические барьеры заказчиков снимаются. Становятся востребованными и другие облачные сервисы, в частности, услуга резервного копирования данных — Backup-as-a-service (BaaS). В частности, для гарантии сохранности информации при любых чрезвычайных ситуациях в публичном «облаке» КРОК развернута система резервного копирования на базе продуктов EMC Avamar. Решение не требует большой пропускной способности каналов и предполагает автоматическую шифрацию данных при передаче.
Целый перечень услуг в SaaS (Software as a service) портфеле КРОК. За счет того, что компания является партнером всех крупнейших производителей продуктов для построения «облаков», мы можем объединять технологии разных вендоров и на их базе предоставлять заточенные под каждого конкретного заказчика облачные сервисы.
CNews: Можете привести примеры таких SaaS?
Руслан Заединов: Например, мы автоматизируем деятельность логистических компаний и предоставляем приложения по управлению цепочками поставок в режиме SaaS. Это эксклюзивное решение, которого нет ни у одного другого интегратора. В своей нише, среди логистических компаний, этот сервис очень востребован.
Кроме того, в нашем виртуальном дата-центре работает сервис по управлению электронным архивом первичной бухгалтерской документации. Фактически это система электронного документооборота, «заточенная» под потоковую обработку огромного количества однотипных документов. Этот сервис особенно актуален для ритейлеров, которым нужно обрабатывать очень большое количество счетов-фактур, так, в «облаке» КРОК уже хранится бухгалтерский архив компании «М.Видео». Стоимость пользования подобной услугой за пять лет в среднем в 2-3 раза ниже совокупной стоимости владения собственным электронным архивом. КРОК предоставляет и SaaS-решение для корпоративной видеоконференцсвязи. Мы и сами им пользуемся для связи с региональными офисами.
Вскоре мы планируем предоставлять решения в области BI как услугу, BI-as-a-service. Такого рода услуга может стать востребованной среди компаний, которые обладают определенным объемом информации, обрабатываемым на периодической основе. Если в остальное время им нечем занять вычислительные мощности, то облачный BI значительно сэкономит ресурсы компании.
CNews: В каких отраслях публичные облачные сервисы наиболее востребованы?
Руслан Заединов: Ритейл – это заметный драйвер роста облачных сервисов. Финансовая отрасль тоже начала проникать в публичные «облака» самыми различными способами. В частности, в облачных сервисах заинтересованы коллекторские компании, у которых есть удаленно работающие сотрудники, «преследующие своих жертв». ИТ-системы, например, с базами данных, нужны им дистанционно, а потому не имеет смысла держать их в собственной серверной. К тому же такие компании не используют большое количество ИТ-систем.
Некоторые проекты в «облаках» запускают даже банки. Чаще все это стартапы, испытания новых ИТ-систем, в выгоде которых нет определенной уверенности.
CNews: Исходя из уже накопленного опыта, можно ли сравнить экономику публичного и частного «облаков»?
Руслан Заединов: На мой взгляд, с точки зрения экономики частные «облака» мало отличаются от другой ИТ-инфраструктуры, которой владеет компания. Ресурсам компании всегда необходимо свободное пространство для роста, а потому ей все равно придется вкладывать деньги в вычислительные мощности, которые простаивают. Безусловно, у частного «облака» существуют операционные преимущества, которые можно перевести в деньги. Однако публичные облачные сервисы избавляют заказчиков от капитальных затрат, которые в случае с частными «облаками» все равно сохраняются.
CNews: Какие требования заказчики предъявляют к публичным «облакам»? Как долго длится тестирование сервиса?
Руслан Заединов: Прежде всего, заказчики enterprise-сегмента предъявляют требования к надёжности дата-центра, где располагается «облако». Например, в нашем случае это дата-центр «Компрессор», он сертифицирован на соответствие уровню надежности Tier III, подтверждающему коэффициент отказоустойчивости 99,982%. Также для повышения надежности нашего «облака» в 2012 году мы разнесли его на две площадки, используем круглосуточный мониторинг, резервирование каналов связи от нескольких операторов, дублирование сервисов, лучшие промышленные решения.
Ещё одним важным критерием качества облачных решений считают SLA. Но если говорить об общерыночных тенденциях, то облачные провайдеры стараются вообще не давать никаких гарантий. Возьмём, например, тексты SLA ведущих международных провайдеров: в них чёрным по белому написано, что провайдер не несёт никакой ответственности. То есть заказчик должен самостоятельно распределять нагрузку на свои приложения между несколькими «облаками» и дата-центрами, обеспечивать отказоустойчивую работу сложной взаимодействующей инфраструктуры. В случае с крупным корпоративным заказчиком такой подход, безусловно, неприемлем. Поэтому мы, как провайдер, обеспечиваем своим заказчикам и SLA, и поддержку: отвечаем на сервисные инциденты, разрешаем проблемы, гарантируем сохранность данных и бесперебойность работы.
Мы понимаем, что переход в «облако» — это кардинальные изменения в подходе бизнеса к ИТ, поэтому прежде чем на это решиться, а также сформировать свои требования, мы предоставляем компаниям бесплатный демо-доступ к Виртуальному дата-центру КРОК. Любой желающий может просто нажать кнопку на нашем сайте и после подтверждения от специалистов начать пользоваться сервисом. В среднем заказчику хватает одного-двух месяцев тестирования, чтобы определиться – подходит бизнесу компании такой подход к ИТ или нет.
CNews: Ваш прогноз, как будет развиваться рынок публичных облачных сервисов в России в течение ближайших 5-ти лет?
Руслан Заединов: На мой взгляд, ошеломляющие темпы роста направления публичных «облаков» будут сохраняться еще в течение 3-4 лет. Потенциал у этого сегмента большой. В итоге накопится объем, при котором каждый новый крупный облачный заказчик уже не будет так кардинально менять ситуацию на рынке, как это происходит сейчас. Кроме того, в России множество небольших компаний с огромным потенциалом потребления информационных технологий. Но, во-первых, их руководство не видит прямой связи между правильно выстроенными ИТ-процессами и оптимизацией затрат. Во-вторых, не хватает грамотных ИТ-специалистов. Между тем, «облака» предоставляют все те же возможности, что и собственная ИТ-служба, но не требуют высоких капитальных затрат и большого штата квалифицированных специалистов. Поэтому, вероятно, для потребления публичных «облаков» вскоре «созреет» и российский сектор SMB.