CNews: «Петер-Сервис» хорошо известен как разработчик ПО для телеком-компаний. Что сподвигло вас расширять консалтинговую практику?
Геннадий Фомин: Действительно, мы разрабатываем и внедряем OSS/BSS-системы много лет. Консалтинг – наше новое бизнес-направление, но на самом деле мы предоставляем наши услуги уже достаточно давно. У «Петер-Сервиса» накоплен большой опыт внедрения наших решений, как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Не каждый проект заканчивается собственно внедрением, хотя консалтинговые мероприятия – обследование инфраструктуры, написание технических заданий – присутствуют всегда. В нашей практике были случаи, когда телеком-компании было достаточно написания только ТЗ, которому предшествовала большая работа по обследованию бизнес-процессов и систем.
В последнее время спрос на технический аудит и услуги консалтинга растет, участились запросы на ИТ-аудит продуктов, в том числе сторонних производителей. Мы решили пересмотреть свою проектную деятельность и предлагаем консалтинговые услуги отдельно перед каждым внедрением. В этом году мы выделили в «Петер-Сервисе» отдельное направление по ИТ-консалтингу. Перспективы мы видим достаточно неплохие. Мы можем помочь потенциальным заказчикам нашим опытом и нашими высококлассными специалистами.
CNews: По каким направлениям вы оказываете консалтинговые услуги?
Геннадий Фомин: Мы выделили три крупных блока ИТ-услуг. Во-первых, это ИТ-аудит – исследование производительности программного обеспечения и ИТ-архитектуры, помощь в ее проектировании, построении и оптимизации. Здесь же мы оказываем сопровождение внедрений, вплоть до аутсорсинга, когда мы берем на сопровождение ту или иную ИТ-систему компании.
Второй блок – это разработка, реинжиниринг и автоматизация бизнес-процессов. Это очень интересное для нас направление. Мы как разработчики программного обеспечения можем посмотреть на бизнес-процессы со стороны самого бизнеса, вникнуть во все тонкости и найти оптимальное применение ИТ-решений.
Геннадий Фомин: Прогресс не стоит на месте, а решения open source развиваются в тренде новых течений
И третий достаточно перспективный блок – это услуги по анализу больших данных и их производных. В области исследования больших данных мы продвинулись достаточно далеко. У нас есть знания, высококлассные специалисты, которые работают в этой сфере, и уже сейчас есть, что предложить нашим потенциальным заказчикам.
Андрей Пожидаев: «Петер-Сервис» работает с высоконагруженными системами в телеком-отрасли много лет. Требования сотовых операторов к отклику систем на запросы абонентов очень высоки. Этот опыт позволяет нам предоставлять услуги технического аудита в области повышения производительности. У нас есть сертифицированные эксперты по системам Oracle, специалисты по базам данных NoSQL, таким как Couchbase, Apache Cassandra. Сейчас мы активно продвигаем наши знания в таких передовых сферах, как создание сервисных шин (Enterprise Service Bus – ESB) на базе решений с открытым кодом (open source).
CNews: Связываете ли вы рост спроса на опенсорсные решения с тенденцией к импортозамещению?
Андрей Пожидаев: Это не связано с текущей ситуацией в мире. Еще раньше наши клиенты стали обращаться к таким решениям. Дело в том, что рынок становится более конкурентным, и заказчики хотят использовать все возможности.
Геннадий Фомин: Причина еще и в том, что прогресс не стоит на месте, а решения open source развиваются в тренде новых течений. Та же ESB, построенная на таких компонентах, позволяет решать интеграционные задачи на основе шины данных, а не плодить адаптеры «точка-точка». Это новый тренд и ближайшая перспектива. К тому же открытые технологии зачастую дешевле.
CNews: Сейчас российский рынок ИТ переживает не лучшие времена: заказчики становятся более экономными, выручка интеграторов снижается. Каких итогов вы ожидаете по окончании этого года?
Геннадий Фомин: Особых изменений мы не видим. Можно сказать, что 2014-ый год не сильно отличается в плане доходности от 2013-го. Мы можем предположить, что в следующем году небольшой спад будет. Но он по большей части будет связан с макроэкономической обстановкой и тем, что крупным заказчикам будет нужен тайм-аут, чтобы пересмотреть свою стратегию развития. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе мы ожидаем увеличение спроса на услуги ИТ-консалтинга.
CNews: Чем может быть вызвано повышение спроса на консалтинговые услуги?
Геннадий Фомин: Основная проблема бизнеса в России заключается в недостаточной производительности труда. В связи со сложившейся политической и макроэкономической обстановкой крупные и малые компании разных отраслей взяли курс на повышение эффективности. Для этого требуется реинжиниринг и автоматизация бизнес-процессов там, где это возможно. Соответственно, спрос на ИТ-консалтинг по оптимизации бизнес-процессов будет только увеличиваться. Мы реально видим это на практике. То же относится к ИТ-аудиту систем. Для оптимизации своих издержек компании в последнее время прибегают к таким видам консалтинга, как аутсорсинг сопровождения части бизнес-задач. Мы предоставляем эту услугу, и она очень востребована.
У нас есть очень интересные кейсы, когда заказчики обращаются к нам для исследования бизнес-процессов от начала и до конца. Мы начинаем искать, где же узкое место в отдельно взятом бизнес-процессе. И видим, например, что в цепочке работ, которая занимает месяц, две недели уходят на ручной подсчет исходных данных в Excel. Получается, что без автоматизации этого участка человек тратит две недели на работу, которую может сделать программа. Это один из ярких примеров, когда предприятие неэффективно использует свои трудовые ресурсы.
Андрей Пожидаев: Я бы добавил, что за последние годы процессы интеграции очень сильно усложнились. Это связано с тем, что сегодня телеком-компании работают со значительно большим числом вендоров, чем несколько лет назад.
CNews: Кроме оптимизации бизнес-процессов, какие еще направления консалтинга вы считаете перспективными?
Андрей Пожидаев: Мы наблюдаем растущий спрос на их унификацию. Многие операторы объединяют свои активы, внедряют единые процессы внутри сложной филиальной сети. Мы сейчас ведем несколько проектов в этой области.
Геннадий Фомин: Рынок живет: случаются поглощения, слияния. Зонтичные ИТ-решения помогают не распылять ресурсы, объединить их в одном месте. Здесь, действительно, требуется высокая квалификация специалистов и больший опыт управления крупными интеграционными проектами.
CNews: Приносит ли консалтинг прибыль вашей компании? Не секрет, что внедрять ПО и поставлять оборудование обычно выгоднее.
Геннадий Фомин: До последнего времени мы не выделяли ИТ-консалтинг в отдельную бизнес-единицу, поэтому нам тяжело оценить доходность консалтинга в прошлом. Мы надеемся, что в будущем на консалтинговую составляющую – обычно это обследование и написание ТЗ – будет отводиться порядка 30–40% стоимости проекта внедрения.
Андрей Пожидаев: Наши заказчики традиционно ожидают от нас не только консультаций, но и законченных решений. Как правило, наши проекты, которые стартуют как консалтинговые, потом выливаются во внедрения. Нельзя оценивать только финансовую составляющую консалтингового проекта, потому что он, по сути, дает толчок к развитию взаимоотношений с заказчиками.
CNews: С какими проблемами чаще всего к вам приходят клиенты?
Геннадий Фомин: Чаще всего возникают проблемы с незнанием того, как работают ИТ-системы, либо появляется необходимость увеличить производительность высоконагруженных систем перед конкретными событиями. Мы реализовали подобный проект для Кавказского филиала «Мегафона» к Олимпиаде в Сочи. Проанализировав функционирующие ИТ-решения, мы снизили нагрузку BSS-системы на 24% и удостоверились, что система достаточно производительна для проведения такого масштабного мероприятия. Нас также часто просят провести полный анализ того или иного бизнес-процесса, протекающего с участием наших или сторонних ИТ-продуктов.
Больной человек приходит к врачу, когда что-то болит или тревожит. Аналогичная ситуация складывается и с ИТ-аудитом. Если все работает, заказчик об этом не задумывается. Мы же сейчас пытаемся построить работу с нашими клиентами таким образом, чтобы обследование систем проводилось планомерно, а не в авральном режиме. Желательно все же делать аудит на периодической основе, как посещать стоматолога раз в год.
Нередко мы видим, что бизнес и ИТ не понимают друг друга. Казалось бы, мы общаемся на одном языке, но бизнес не всегда может сформулировать свои требования так, чтобы их понял блок ИТ. И это, безусловно, влияет на скорость внедрения новых услуг. Бизнесу очень важно всегда быть первым, чтобы получить максимальный доход. Если опоздать с выводом на рынок новых услуг, можно потерять часть прибыли. Услуги консалтинга позволяют сократить время вывода новинок на рынок.
CNews: Есть ли у вас опыт масштабных консалтинговых проектов?
Геннадий Фомин: Мы работаем с такими крупными заказчиками, как «Мегафон», «Киевстар», «Сумма телеком», «Turkcell», «Ростелеком» и другими. В «Мегафоне» мы регулярно проводим аудит работы наших продуктов. Каждый раз в результате применения наших рекомендаций мы добиваемся роста производительности, либо снижаем нагрузку на систему.
Также в «Мегафоне» в рамках очень крупного проекта мы анализировали бизнес-процессы верхнего уровня, в том числе автоматизированные не на наших решениях. За короткое время мы обследовали все филиалы оператора, проинтервьюировали ключевых сотрудников и описали существующие бизнес-процессы. Эта работа послужила хорошей основой для разработки унифицированных бизнес-процессов и безболезненного внедрения зонтичной системы учета сетевых ресурсов (Network Resource Inventory, NRI), которая должна стать системой управления ресурсами всего «Мегафона». До этого каждый филиал имел свое решение, и учет оборудования велся в восьми разнообразных системах.
«Мегафон» остался доволен результатами этого аудита, давшего прозрачную картину функционирования компании. Но на этом работа не закончилась. Так как единый NRI заменяет филиальные системы, он должен быть интегрирован в ИТ-инфраструктуру подразделений. Для интеграций ИТ-решений с NRI компания «Мегафон» решила привлечь именно нас. Собственно, один консалтинговый проект послужил стартом для другого.
В рамках еще одного долгосрочного проекта мы описываем в «Мегафоне» абсолютно все бизнес-процессы от верхнеуровневых до сквозных и процессов нижнего уровня с детализацией вплоть до функций, которые выполняются в различных системах и процедурах. Всего этих процессов почти тысяча. В итоге у заказчика вырисовывается целостная картина того, что и как функционирует.
CNews: Расскажите о вашем сотрудничестве с компанией «Киевстар».
Геннадий Фомин: В «Киевстаре» мы анализировали ИТ-инфраструктуру. Целью проекта было снижение издержек на содержание Hi-End оборудования путем перехода на серверы х86 архитектуры. Этот комплексный аудит подготовил почву для смены ИТ-архитектуры без потери функциональности и с увеличением производительности. В итоге проект позволил снизить как операционные, так и капитальные затраты оператора.
Андрей Пожидаев: Другим ярким примером работы с «Киевстаром», о котором хочется рассказать, является проект автоматизации ключевых финансовых бизнес-процессов компании. По результатам проекта были сформированы внутренние финансовые бизнес-процессы по работе с дебиторской задолженностью абонентов по услугам ШПД, мобильной и стационарной связи. В итоге украинский оператор принял решение внедрить программное решение PETER-SERVICE RMS. «Киевстар» планирует сократить объем своей дебиторской задолженности, снизить кредитные риски и повысить управляемость самим процессом взыскания долгов, в результате чего затраты на их сбор также должны сократиться.
Андрей Пожидаев: За последние годы процессы интеграции очень сильно усложнились
CNews: Расскажите о ваших проектах за пределами СНГ?
Геннадий Фомин: Сейчас мы работаем над большим внедрением для подразделения оператора Turkcell на Северном Кипре (KKTCell), в рамках которого расширяется линейка наших продуктов, в том числе производится перевод сервисов предоставления предоплаченных услуг на решения компании «Петер-Сервис».
Андрей Пожидаев: В конкурсе на реализацию этого проекта мы победили компанию Ericsson. При этом их решения установлены в основном подразделении – Turkcell. Тем ценней этот успех, так как дочерняя компания в данном случае отклонилась от политики головной.
CNews: Благодаря чему вы победили?
Андрей Пожидаев: Свою роль сыграли хорошая репутация «Петер-Сервиса», предшествующий долгий и успешный опыт сотрудничества и качественная поддержка существующих продуктов. Перед стартом основного проекта был проведен пилот, на котором в кратчайшие сроки (за два месяца) были продемонстрированы возможности наших решений в связке с действующим оборудованием сети KKTCell. Опять же, наш продукт выигрывает в цене.
CNews: Кризис способствует или препятствует росту спроса на аутсорсинг?
Геннадий Фомин: Это вопрос спорный. Кто-то пытается оптимизировать свои издержки именно при помощи аутсорсинга. Другие же наоборот считают, что если нанять штат низкоквалифицированных сотрудников и потом их обучить, то можно сэкономить. И те, и другие правы. В каких-то сферах действительно можно оптимизировать издержки при помощи как аутсорсинга, так и привлечения низкоквалифицированных специалистов с их последующим обучением. Здесь однозначного ответа нет. Мне кажется, особенности выбора зависят от перспективы планирования – краткосрочной или долгосрочной.
Если компания ориентирована на то, чтобы все делать самостоятельно, то, наверное, стоит развивать свой штат. Если компания ориентирована только на свои бизнес-процессы и готова поделиться работой по поддержке ИТ – это тоже выход. Все зависит от стратегии.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка консалтингового бизнеса?
Геннадий Фомин: Возможно, некоторые наши клиенты по старинке опираются на собственные силы и исторически не привлекают консультантов. Но все больше компаний приходят к тому, что проще и выгоднее привлекать специалистов. Я думаю, что рынок придет к пониманию, что в долгосрочной перспективе проще и дешевле обратиться к профессионалам.
CNews: Скажите, по вашему опыту, насколько правильно и эффективно компании сегодня используют ИТ-решения в своем бизнесе?
Геннадий Фомин: Как правило, ИТ-департамент имеет достаточно большой объем задач по сопровождению, внедрению, а также реализации запросов бизнеса применительно к ИТ-решениям. Но ресурсы ИТ-департаментов – даже у крупных заказчиков – не безграничны. Чем больше ИТ-решений внедряется и чем больше запросов бизнеса удовлетворяет ИТ, тем больше тратится ресурсов на их сопровождение. В то же время ИТ-решения не стоят на месте, они развиваются, и чтобы осваивать их новую функциональность, надо тратить ресурсы на обучение сотрудников. Мы готовы прийти на помощь: порекомендовать, автоматизировать ряд бизнес-процессов, повысить эффективность новых услуг и так далее.
CNews: Планируете ли вы выходить за пределы телеком-рынка?
Геннадий Фомин: Наша компания изначально ориентировалась на телеком, но мы отнюдь не ограничиваемся этим рынком. Мы готовы выходить за рамки привычной нам отрасли – в банковскую сферу, ритейл, ЖКХ и другие сферы, предъявляющие серьезные требования к высоконагруженным системам.
В области исследования больших данных мы разработали решение для управления маркетинговыми кампаниями (Campaign Managemant). Оно помогает на основании анализа больших данных определить позиции организации на рынке и выработать стратегию развития и методы дальнейшего продвижения. У нас уже есть готовые решения для проведения маркетинговых кампаний в ритейле. С помощью наших ИТ-решений можно получить полную картину состояния маркетинга в организации из любой отрасли и разработать стратегию по улучшению и реинжинирингу этого направления в любой компании.
«Петер-Сервис» известен как разработчик биллинговых решений, но на самом деле наш продукт является конвергентным и может быть применим не только в телекоме, но и других отраслях – от транспорта до туризма.