CNews: Какой объем ИТ-бюджета вашей организации в 2014 году? Какова его динамика по сравнению с 2013 годом, какие изменения вы ожидаете в 2015 году? Сказались ли на ИТ-бюджете кризисные тенденции в экономике?
Сергей Харитонов: Ключевые составляющие ИТ-бюджета: телекоммуникации (IP-телефония, интернет), оборудование, печать и лицензирование программного обеспечения. Ценообразование по каждой из них различается.
Стоимость пользования каналами связи и телеком-услугами снизилась по сравнению с 2013 годом, что учитывается при планировании инвестиций на 2015 год. Телекоммуникационная структура компании уже находится на том уровне развития, когда существенные вложения не требуются.
Что касается оборудования, сервисов печати и лицензирования ПО, то все это приобретается у зарубежных компаний, поэтому зависит от кросс-курсов валют. Очевидно, что стоимость ПО и оборудования будет увеличиваться или уже увеличилась из-за роста курса доллара. Предварительный проект бюджета департамента ИТ был составлен еще до столь резкого изменения курса, поэтому сейчас корректируется, исходя из текущей стоимости доллара и евро.
ИТ-бюджет 2014 года всего на 5% превысил показатель прошлого года. Это обусловлено тем, что ИТ-инфраструктура компании уже выстроена.
CNews: Какова ваша ИТ-стратегия на ближайшее время? Какие приоритетные задачи стоят перед ИТ-департаментом?
Сергей Харитонов: Наша главная цель в ИТ – повышение эффективности процессов, обеспечивающих операционную деятельность. Эту цель мы преследуем независимо от изменений экономической ситуации в стране.
Несмотря на колебания рынка, мы сохраняем приоритетные проекты, важные для повышения эффективности бизнеса. Например, в 2015 году мы планируем внедрение технологий аналитики больших данных, создание новых современных мобильных приложений, объединение и интеграцию текущего контура ИТ-систем и существенное расширение онлайн-сервисов. Мы не отказываемся от этих целей, поскольку структурирование и повышение доступности информации для наших сотрудников и клиентов – одна из важнейших составляющих всех бизнес-процессов и сервисов.
CNews: Поможет ли аутсорсинг в выполнении этих задач?
Сергей Харитонов: Аутсорсинг является важным инструментом для достижения наших целей. Мы активно используем внешние ресурсы для решения как ряда текущих задач, так и для новых проектов. На аутсорсинге у нас находятся техническая поддержка, обслуживание оргтехники и сервисов печати. Мы также пользуемся услугами аутстаф-персонала: привлекаем специалистов для разработки новых приложений и поддержки облачных технологий в части DevOps.
CNews: Многие предприятия, имеющие разветвленную сеть, прибегают к услугам ИТ-аусорстеров для обслуживания оргтехники. Используете ли вы такой подход? Выгодно ли это?
Сергей Харитонов: Экономия от сотрудничества с аутсорсинговыми компаниями, занимающимися обслуживанием оргтехники, есть, хотя она небольшая. Мы меньше тратим на штатный персонал, который мог бы заниматься этими операциями.
CNews: Как вы относитесь к аутстаффингу, считаете ли его экономически выгодным?
Сергей Харитонов: Мы пользуемся услугами аутстаф-персонала: берем специалистов извне, а они работают в нашей команде и под нашим управлением. Такое решение обусловлено не только экономическими соображениями. Сейчас очень сложно найти качественных специалистов на сравнительно новые, но важные направления, например, облачные сервисы, построение онлайн-платформы и большие данные. Соответственно, проще воспользоваться услугами тех специалистов, что уже имеют опыт внедрения в западных компаниях нужных нам технологий и исторически работают в этих областях.
CNews: Как часто перед реализацией масштабных ИТ-проектов вы прибегаете к услугам внешних ИТ-консультантов?
Сергей Харитонов: При реализации комплексных, больших и долгосрочных ИТ-проектов мы пользуемся услугами консультантов, особенно на старте, когда закладываются ключевые архитектурные и технологические решения. Это обусловлено теми же факторами, что и в случае с аутстафингом. Если продукт, технологии или техника новые, работе с ними нужно учиться. Для повышения эффективности бизнес-процессов компании логичнее воспользоваться услугами тех, кто уже знает, как работает «железо» или программное обеспечение, и уже имеет опыт внедрения и функционирования этих решений в других компаниях.
CNews: Как вы оцениваете качество российского аутсорсинга?
Сергей Харитонов: На мой взгляд, ИТ-аутсорсинг в России пока не дотягивает до стандартов Европы и Северной Америки. У «Связного» очень высокие требования к сотрудникам, что обеспечивает нам лидерские позиции на рынке, поэтому мы всегда стараемся «доводить» аутсорс- и аутстаф-специалиста до наших требований и стандартов, исходящих из наших внутренних стандартов и KPI. Таким образом, мы не только учимся у специалиста, но и обучаем его сами.
CNews: Какие тенденции в сфере аутсорсинга и консалтинга будут преобладать в России в ближайшие 2–3 года?
Сергей Харитонов: Я думаю, что в количественном отношении в крупных компаниях соотношение ИТ-специалистов «outsource-in house» в следующем году останется на том же уровне, что и сейчас. Кроме того, исходя из мировых тенденций, уровень вовлечения аутсорс-специалистов в бизнес-процессы в долгосрочной перспективе должен пропорционально расти. Что касается ИТ-консалтинга, то можно ожидать еще большего вовлечения консультантов в оптимизацию и повышение эффективности бизнес-процессов различных организаций по существующим сервисам и развитию новых.