Спецпроекты

На страницу обзора
7 главных тенденций 2015 года: куда движется рынок ИТ-аутсорсинга?
Что будет с рынком ИТ-аутсорсинга в 2015 г.? Как он изменится, куда движется и что ждет заказчиков? Эти вопросы становятся наиболее актуальными в период геополитических осложнений и высоких экономических рисков.

Сергей Соловьев

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга находится на подъеме

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга, несмотря на непростую экономическую ситуацию, продолжает свой рост. Его динамика обусловлена активным развитием технологий и растущими ожиданиями покупателей. По данным исследовательской компании Gartner, расходы на ИТ-аутсорсинг будут увеличиваться вплоть до 2018 г., а подъем в 2015 г. будет замедлен, но все-таки составит в среднем 4,5%. При этом акцент расходов будет сдвигаться от традиционных услуг ИТ-аутсорсинга, таких, как поддержка ЦОДов и корпоративных информационных систем, на новые — стандартизированные и отраслевые предложения, в том числе облачные сервисы.

Рынок ИТ-аутсорсинга в России вырастет

Что касается российских показателей, то они следуют мировым тенденциям. По данным IDC, в IV квартале 2014 г. рост рынка ИТ-аутсорсинга в нашей стране составил 4%. И, хотя в России движение потребителей в сторону ИТ-аутсорсинга начало появляться лишь недавно, заказчики продолжат проявлять активный интерес к данной сфере услуг. Особенно большой рост покажет спрос на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Начав с простых технических функций, клиенты рынка становятся все более опытными, они постепенно, но уверенно движутся к более сложным и комплексным задачам. А соглашение об уровне предоставления услуг (SLA), удовлетворяющее требованиям бизнеса, становится ключевым показателем при принятии решения о заключении контракта.

Темпы развития российского ИТ-аутсорсинга будут опережать мировые

Российский рынок ИТ-аутсорсинга в 2015 г. останется на стадии становления. Однако есть уверенность в том, что этот этап мы пройдем быстрее, чем в свое время США и Европа. Поспособствовать этому, как ни странно, могут сложности в экономике страны, которые заставляют компании оптимизировать расходы, в том числе и на ИТ. В свою очередь, одной из возможностей ИТ-аутсорсинга является экономия ресурсов, как денежных, так и трудовых. К тому же сегодня ИТ-аутсорсинговые компании могут опираться на лучшие международные практики и процессы. Вместе это позволит не только гораздо быстрее и эффективнее поднять уровень зрелости клиента и компании-аутсорсера, но и выйти из кризиса, сократив издержки и одновременно обеспечив стабильный темп развития компаний.

Аутсорсинг может помочь импортозамещению

Вероятность сохранения сложной ситуации в России и связанные с этим риски нарушений информационной безопасности, проблем в управлении информационными системами, отказа зарубежного производителя от предоставления или поддержки своих продуктов будут заставлять отечественные компании задумываться над тем, как снизить зависимость от иностранной интеллектуальной собственности и минимизировать риски. Ответом на вызовы может стать как импортозамещение, направленное на замену патентованных продуктов российскими разработками, так и привлечение аутсорсера.

Как отмечает директор компании ICL Services Сергей Соловьев, реализация программ импортозамещения, безусловно, повысит долю российских решений и сервисов в сфере информационных технологий, однако в настоящее время далеко не все типы информационных продуктов и систем могут быть эффективно замещены российскими разработками. «Замена может осуществляться на продукты с открытым кодом, без создания новых рисков для бизнеса. И здесь роль профессионального аутсорсера и консалтера, который имеет опыт внедрения, настройки и сопровождения широкого спектра различных продуктов, становится определяющей для успеха проекта импортозамещения на открытые технологии», – отмечает он.

Заказчики станут более опытными и уверенными в сложных проектах

ИТ-аутсорсинг – это дорога с двусторонним движением, и эффективный переход на него – во многом вопрос зрелости компаний, которые, безусловно, в 2015 г. обретут новые практики и опыт ведения аутсорсинговых проектов. В то же время клиенты также непрерывно развивают свою компетенцию в управлении, в том числе аутсорсинговыми отношениями, становясь более опытными, и стараются достичь максимального эффекта от работы с аутсорсером.

ИТ-аутсорсинг станет более специализированным

Облачные вычисления, отбирающие клиентов у традиционных аутсорсинговых компаний, неуверенность фирм-новичков в сфере ИТ-аутсорсинга относительно состояния экономики тех стран, где они работают, а также заключение или продление только наиболее прибыльных договоров – все это будет сдерживать рост рынка ИТ-аутсорсинга в 2015 г. В связи с этим ИТ-аутсорсинг пойдет по отраслевому, специализированному пути, а оказываемые сервисы трансформируются преимущественно в поддержку недорогих услуг и цифровых технологий (социальные, мобильные и облачные).

Выгода привлечения внешних исполнителей становится все более очевидной

Несмотря на многие трудности экономического и геополитического характера, рост рынка ИТ-аутсорсинга будет продолжаться. Он позволит открыть компаниям путь к новым возможностям и осуществить структурные и стратегические преобразования бизнеса.

«Сегмент ИТ-аутсорсинга – это одно из самых перспективных направлений российского ИТ-рынка. Предполагаем, что интерес к услугам ИТ-аутсорсинга по базовым стандартным сервисам в 2015 г. повысится, – считает Сергей Соловьев. – В связи с этим мы прогнозируем выход на рынок ИТ-аутсорсинга системных интеграторов, расширение спектра предлагаемых услуг и повышение гибкости условий контрактов. Что касается сложностей, то главная из них будет касаться удержания высококвалифицированного персонала на обслуживании непрофильных функций компаний».

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014 - м
Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2013 (iтыс. с НДС) Рост 2013/2012 гг., %
1 9 275 729 15,74%
2 6 827 467 21,81%
3 6 698 000 62,18%
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014
Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2012 г. (iтыс., с НДС)
1 Москва 23 214 757
2 Москва 20 060 000
3 Москва 17 076 866
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014
Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2012 (iтыс. с НДС)
1 Москва 8 014 110
2 Москва 5 605 235
3 Москва 4 130 000
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014 - м
Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г. (iтыс., с НДС) Рост
1 25 525 864 9,96%
2 22 458 000 11,95%
3 20 479 473 19,93%
Подробнее