CNews: Как вы оцениваете итоги 2012 года для российской отрасли ИТ?
Владимир Бакутеев: Я считаю, что год был удачным. На рынке появилось много интересных игроков, что
видно даже по рейтингу «30 крупнейших интернет-компаний», составленному Forbes. В сравнении с 2011 г. некоторые компании значительно
выросли. Растет и сам ИТ-рынок,
эйфория от ИТ-бизнеса еще не угасла и только набирает обороты. Рынок
электронной коммерции тоже не стоит на месте — компании активно разиваются, среди компаний онлайн-консультирования появляются новые игроки. В последнее время появилось немало стартапов,
которые привлекают значительные инвестиции. В целом, я считаю, динамика
положительная.
CNews: Влияние каких факторов ощутила и продолжает ощущать
ваша компания в сегменте сервисов онлайн-консультирования?
Владимир Бакутеев: На нас,
безусловно, влияет рынок e-commerce. Мы напрямую зависим от появления новых игроков и их
развития. Сами компании становятся более открытыми и готовыми к внедрению новых
технологий: аналитики, технологий продаж, систематизации своих бизнес-процессов.
В целом, игроки рынка становятся просто современнее, что тоже имеет значение.
Влияет на рынок и конкуренция: компании,
которые используют более современные подходы к управлению своим бизнесом и
маркетингом, в итоге оказываются в выигрыше. Поэтому интеллектуальное развитие является
для нас важнейшим фактором. К тому же, сама услуга и сервис, как таковые,
становятся все более популяризированными на российском рынке. Все больше и больше
компаний понимают, что использование онлайн-консультантов для поддержки своих
клиентов (как новых, так и существующих) является незаменимым инструментом для
бизнеса, и эта популяризация, безусловно, влияет на развитие нашего бизнеса.
CNews: Как бы вы охарактеризовали этот рынок услуг? Как
он эволюционирует в последнее время, по вашим наблюдениям?
Владимир Бакутеев: Клиент становится более требовательным (если говорить о
наших технологиях), все больше запросов поступает на более грамотное и умное
внедрение продуктов. И это положительная тенденция, так как мы
заинтересованы в успешной интеграции нашего сервиса в бизнес-процессы клиентов.
Безусловно, на рынке существуют конкуренты, и они эволюционируют, но и наша
компания не стоит на месте.
Все более развитым становится функционал, что позволяет
предоставить клиенту больше возможностей и удовлетворить все его потребности. В
целом, эволюция рынка заключается в том, что все больше компаний используют
сервисы онлайн-консультирования. Как следствие, потребители начинают понимать,
что это очень удобно — проконсультироваться или получить необходимую информацию
о компании и ее услугах через подобные сервисы. В связи с этим эволюционирует сама функциональная база всех компаний на
рынке.
CNews: Насколько
растет потребление такого рода услуг?
Владимир Бакутеев: Спрос на подобные сервисы растет очень динамично. Это
подтверждается ростом всех компаний на рынке онлайн-консультирования и появлением
новых игроков в этом сегменте. Мы уже видим компании, которые превратились из
стартапов в современные бизнесы с клиентской базой, насчитывающей более 1 тыс.
заказчиков. По нашим наблюдениям, динамика положительная и никакого спада нет.
CNews: Как бы вы охарактеризовали ключевых заказчиков подобных
онлайн-сервисов? Насколько меняется их структура?
Владимир Бакутеев: Безусловно, есть индустрии, в которых эти сервисы наиболее
применимы. На сегодняшний день, это e-commerce, финансовые услуги, автодилеры, туризм, недвижимость. Какого-то
изменения их структуры мы пока не наблюдаем. Отмечу, что в прошедшем году автодилеры
стали пользоваться нашими услугами еще чаще.
Структура меняется с точки зрения развития бизнеса. Все
больше лидеров рынка в различных отраслях обращают внимание на этот сервис. Только
к нам за последние полгода подключились десятки крупных компаний, таких как
Юлмарт, HeadHunter, Tele2, Kassir.ru, РБК, МегаФон и Связной.
CNews: Как можно оценить уровень удовлетворенности этим
сервисом и его динамику? В частности, как можно определить отдачу для бизнеса?
Владимир Бакутеев: Есть вполне понятные инструменты аналитики: внутренней и
той, которую можно настроить с помощью Google Analytics. Мы не раз делали замеры, и все наши эксперименты
показывают, что при правильном использовании сервиса конверсию можно увеличить
до 20%. Не все пока умеют правильно определять эффективность
онлайн-консультирования, потому что она, в первую очередь, зависит от самого
клиента и его желания. Однако те компании, которые подходят к вопросу аналитики
более структурированно и грамотно, могут с помощью своих аналитических
инструментов убедиться в эффективности данного сервиса.
Есть и другая сторона медали — уровень лояльности
потребителей. Это особенно актуально, когда сервис интегрирован не для продажи
товаров и услуг, а для поддержки потребителей. Определять уровень
удовлетворенности клиента можно по оценкам после диалога. LiveTex предоставляет такую возможность — примерно 20% посетителей после общения со специалистом оценивают его
работу. Имеют значение и сами вопросы, которые задают через систему. У нас это
качественные и правильные запросы, продуманные лиды, вопросы на тему продаж
и использования товаров или услуг.
CNews: Как вы оцениваете итоги 2012 года для вашего бизнеса?
Какие из своих активностей вы считаете наиболее успешными?
Владимир Бакутеев: У нас многократный рост по всем показателям и важным для
нас KPI. Такие
же темпы роста мы планируем сохранить, как минимум, на 2 ближайших года. Наша
значительная маркетинговая активность в прошлом году по большей части была
успешной. Мы приняли участие в разнообразных выставках, выпустили несколько
исследований (чего раньше не делали). Все они располагаются в свободном доступе
на нашем сайте и пользуются популярностью. Поэтому мы продолжаем развиваться в
этом направлении.
CNews: Каковы ваши стратегические планы развития на 2013 год?
Какие направления у вас в фокусе?
Владимир Бакутеев: Мы продолжаем развивать наши продукты, развиваем партнерскую программу и
все больше интегрируемся с нашими новыми клиентами. В ближайшее время у нас запланировано
внедрение еще нескольких продуктов, смежных с нашей тематикой. Планируем
произвести полноценную подготовку выхода за рубеж.
CNews: Каковы ваши прогнозы относительно ключевых тенденций и
драйверов сегмента онлайн-консультирования в 2013 году?
Владимир Бакутеев: Все больше компаний будут стремиться к умному внедрению нашего сервиса онлайн-консультаций.
Заказчики будут заинтересованы в развитии функционала и выборе более качественного
поставщика услуг, каковым является LiveTex. Важным аспектом станет расширение возможностей
данных сервисов и более грамотное их использование.
Компании будут стремиться к
объединению этого сервиса с существующими бизнес-процессами и его интеграции с CRM-системой, call-центром и другими информационными системами, которые
используются в компании. Мы ожидаем популяризации этого сервиса среди конечных
потребителей: посетители сайтов все чаще будут прибегать к онлайн-консультантам
для получения информации. Некоторые наши клиенты полностью отдают предпочтение
онлайн-консультированию и уже отказались от альтернативных способов поддержки
покупателей.