Условия использования аналитического ПО должны
соответствовать уровню властной структуры
Первый заместитель директора Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Юрий Захаров рассказал, какие задачи в сфере госуправления решаются с помощью инструментов бизнес-аналитики. Несмотря на возрастающее количество интересных и масштабных задач, ИТ-рынок пока не готов предложить госсектору стандартные решения. Да и чиновники не всегда могут оценить потенциальные возможности аналитики.
CNews: Как вы
оцениваете динамику спроса на аналитические ИТ-решения со стороны госсектора в
России в 2013 году по сравнению с 2012-м?
Юрий Захаров: Сейчас
наблюдается своеобразный мораторий на распространение аналитических ИТ-решений
в органах государственной власти, хотя если говорить о Санкт-Петербурге, мы
продолжаем развиваться. Скоро будет 10 лет, как наряду с другими решениями используется
аналитика от SAS. Наши разработчики, пройдя соответствующее обучение, создают аналитические
приложения на базе решений SAS и других стандартных продуктов.
Динамика их
внедрения стабилизировалась, мы постепенно распространяем свои решения на
уровни муниципальных образований, районов и города в целом как субъекта РФ. С
точки зрения финансов, объем расходов на аналитику для обеспечения внутренних
потребностей органов государственной власти остается практически неизменным. Однако,
если раньше шло внедрение новых систем, то сейчас речь идет, как правило, о
повышении качества аналитики, расширении ее функционала.
CNews: Как
меняется качество аналитики?
Юрий Захаров: Меняется
круг решаемых задач и характер аналитики. Наш Центр осуществляет аналитическую
поддержку деятельности органов госуправления. Мы мониторируем и аккумулируем
официальную информацию о развитии региона, как по городу, так и по отдельным
территориям – 18 районам и 111 муниципальным образованиям, а также по
отраслевым направлениям: всего у нас более 30 отраслевых комитетов и
управлений. В зависимости от задачи, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно мы
анализируем информацию и по установленным правительством Санкт-Петербурга
критериям представляем данные по оценке деятельности органов власти.
Что
касается конкретных решений, внедрение SAS обеспечило наших аналитиков
необходимым инструментарием для прогнозирования и работы с электронным
бюджетом. На базе SAS создан прогнозно-аналитический комплекс, позволяющий разрабатывать
модели в масштабе отраслей и отдельных процессов. При этом разрабатываются типовые
модели, которые затем загружаются в банк моделей и впоследствии могут использоваться
предметными специалистами без специальной физико-математической подготовки.
Хотя еще несколько лет назад аналитика на SAS не была столь
доступной пользователям.
Содержание
аналитики в госсекторе – сложный вопрос. Уровень федерального управления
устанавливает для регионов количество расчетных показателей. Иногда их
количество сокращается. Наверное, это правильно с точки зрения обобщения
информации от регионов. Но на своем уровне мы стараемся сохранять все первичные
и расчетные показатели. Таким образом, формируется классическая
"пирамида" – для более высокого уровня управления используется
агрегированная аналитика, для муниципального и регионального – она более
детализированная.
CNews: Речь идет об укрупнении?
Юрий Захаров: Нет,
об агрегировании. Например, раньше надо было собрать численные значения по 3
тыс. показателей и рассчитать 200 значений, а сейчас при сохранении объема
первичной информации мы должны рассчитать только 100 значений. Возможно,
подробная детализация на федеральном уровне излишня, но для обеспечения
деятельности регионального правительства и губернатора, местной власти,
наоборот, необходимо расширить спектр первичных и рассчитываемых показателей,
чтобы предоставлять руководству больше информации. В целом число показателей
для регионального уровня практически не меняется последние 2–3 года.
CNews: Как вы считаете, нужна ли госсектору аналитика в
ежедневном режиме?
Юрий Захаров: Обязательно,
и такой аналитикой мы также занимаемся. Описанный выше фронт работ – это
стратегия, а ежедневная аналитика – это тактика. Город живет, интенсивно
развивается, где-то воду отключили, где-то авария произошла... Поэтому
обязательно должна решаться задача мониторинга ситуации в городе в режиме онлайн.
CNews: Если сравнивать Россию с развитыми странами, то какие новые
задачи будут решать системы бизнес-аналитики в госсекторе через 2–3 года?
Юрий Захаров: С
точки зрения анализа и прогнозирования экономического развития, мы пока не
видели продвинутых аналогов не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Если
иметь в виду опыт Швейцарии, Австрии, о котором мы часто слышим на
конференциях, то это не тот масштаб и несколько другие задачи, которые стали бы
однозначным ориентиром для нас.
CNews: Какие новые задачи вы
решали бы с помощью аналитики?
Юрий Захаров: Таких
задач много. Во-первых, каждая команда руководителей формулирует новые
требования, например, к той же визуализации – кому-то нравятся графики и
диаграммы, кому-то столбики, а также к внутреннему содержанию отчетов.
Во-вторых,
каждому уровню власти соответствует и свой уровень аналитики. В связи с этим,
на каждую систему поддержки принятия решения разрабатывается ТЗ, а затем – программное
обеспечение. Чем ниже уровень иерархии управленческой структуры, тем проще и
дешевле оно должно быть. Так, например, для уровня поселений или районов такие масштабные
решения, как SAS,
по критерию "стоимость/эффективность", на наш взгляд, применять
нецелесообразно.
Юрий Захаров: Прекрасный вопрос, пожелания есть. Прежде всего, вендорам
нужно учитывать специфику работы с российскими госструктурами. Это и
ограничение доступа к информации, и особенности бюджетирования, и схемы
расчетов. С государством не получается сотрудничать по принципу "сначала
деньги – потом стулья", как это иногда допускается в бизнесе. Если,
например, аналитики в организации хотят расширить свои возможности, для этого
им сначала нужно продемонстрировать руководителям, что дает тот или иной новый
инструмент. Соответственно, нужно иметь права и уметь пользоваться этим ПО, а
лицензия и обучение стоят денег. В этом случае нужны специальные тестовые
лицензии. Иначе мы попадаем в замкнутый круг: не можем обосновать покупку
продукта, потому что не можем его купить, чтобы опробовать и показать его
возможности.
Дальше,
что касается лицензирования... Почему бы в сфере сотрудничества с
госструктурами вендорам не перейти на более приемлемую схему, основанную на
бюджетном кодексе, нормативных документах? Например, для широкого
распространения в госсекторе решений SAS надо пересмотреть лицензионную
политику. Ведь когда мы работаем по схеме пролонгации прав, наш заказчик не
может ничего записать в нематериальный актив. А это для него связано со многими
сложностями.
Кроме
этого, мы неоднократно предлагали русифицировать больше решений SAS. С одной
стороны, это расширит использование потенциальных возможностей продукта
российскими разработчиками и повысит его привлекательность в целом, а с другой
– нам будет гораздо проще доказывать и показывать органам власти и целому ряду
проверяющих бюджетные расходы структур, для чего и почему мы выбрали это
решение.
CNews: Изменился ли ИКТ-бюджет центра в 2013 году?
Юрий Захаров: В
целом он остался на уровне прошлого года. Если же говорить о его сегментации,
то она меняется в соответствии с задачами. Появляются новые масштабные проекты,
например, в конце прошлого года мы решали задачу модернизации сегмента
"Здравоохранение". В целом расходы по этому направлению составили
около 1 млрд рублей. В основном это были разовые федеральные инвестиции. Сейчас
вся страна решает вопрос перевода услуг в электронный вид. В следующем году наверняка
будут новые большие задачи, которые, надеюсь, будут связаны с мониторингом и
анализом социально-экономического развития.
Юрий Захаров: Примерно
треть. Мы бы хотели тратить на аналитику больше, развивать ее, но пока такой
возможности нет. К сожалению, целевым образом не выделяются средства на оценку
возможностей новых решений.
CNews: Можно
поподробнее о желаниях в сфере бизнес-аналитики?
Юрий Захаров: Хотелось
бы, чтобы в органах власти реально функционировали ситуационные центры –
своеобразные пункты коллективного управления территориями. Они должны
обеспечивать деятельность руководства в плане стратегического развития, на базе
их данных должны обсуждаться программы социально-экономического развития, итоги
реализации, должны составляться различные рейтинги для органов власти и т.д.
Ситуационные
центры должны также аккумулировать информацию и отражать состояние региона в
режиме онлайн: там трубу прорвало, там света нет, там техногенная ситуация, там
преступление или ДТП, там социальная напряженность. Для этого необходимо иметь
соответствующие источники данных на нижнем уровне и инструменты анализа и
представления данных на верхнем – в ситуационных центрах. Такая схема уже реализуется
в Санкт-Петербурге, примерно 60% работ уже выполнено.
Другая
сторона вопроса – повышение спроса на визуализацию информации. При этом надо
учитывать потребности и губернатора, и начальника какого-нибудь управления. Нам
нужны такие гибкие инструменты. В этом направлении мы тоже работаем – создаем
интерфейсы для разных уровней ответственности.
CNews: Какие системы
бизнес-аналитики используются центром сегодня и для каких целей? Когда они были
внедрены? Охарактеризуйте, пожалуйста, масштаб их нагрузки.
Юрий Захаров: Мы
интенсивно используем три информационно-аналитические системы. Нашей базовой системой
обрабатывается около 27 тыс. показателей социально-экономического развития.
Реализуем прогноз на 5–7 лет вперед. По макроэкономике для генплана города
делали прогноз до 20 лет. Так что можно представить диапазон решаемых задач и
объем информации, накапливаемый в хранилище данных. Аналитические приложения (визуализация
информации для ситуационного центра, бюджетирование, прогнозы и т.д.) центра
используют разный аналитический инструментарий, в том числе реализованный на
базе решений SAS.
CNews: Какие задачи вы
решаете с помощью ваших собственных разработок?
Юрий Захаров: На
базе приложения SAS Enterprise Guide нашими специалистами разработано
собственное приложение, которое назвали "Банк моделей". Его можно
развивать, наращивать, им могут пользоваться специалисты-предметники. Для
специалистов по анализу информации реализовали на SAS тонкий клиент, аналог
веб-интерфейса для руководства. Для финансистов сделали «Электронный бюджет» и
т.д.
CNews: Можно ли оценить объем
доработки функционала вендорского аналитического решения к нуждам госзаказчика?
Юрий Захаров: В
99% случаев приходится что-то дорабатывать, хотя вендорские решения очень
качественные и мощные, отличаются гибкой настройкой. Почте всегда среди тех,
кто работает с приложениями, должны быть продвинутый аналитик, администратор и
просто пользователь. В результате повседневной работы рождаются новые идеи и
предложения.
CNews: Какова степень
интеграции ваших аналитических систем?
Юрий Захаров: Каждое
приложение, как правило, решает определенные самостоятельные задачи, при
условии обеспечения информационного взаимодействия. Поэтому, было бы хорошо
видеть в одном окне весь перечень имеющихся аналитических возможностей.
Накоплено уже много разработок: аналитик по демографии использует одни модули,
аналитик по здравоохранению – другие, руководитель должен сразу видеть
возможности своих подчиненных. Поэтому пока этого нет. Требуется единый,
объединяющий интерфейс. Мы к этому идем. Надеюсь, к концу этого года он у нас
появится.