Антироссийские санкции привели к задержке ряда проектов по запуску новых ЦОД, однако они не смогут помешать стратегическим планам по развитию отрасли, уверен генеральный директор оператора коммерческих дата-центров IXcellerate Андрей Аксенов. По его словам, налаживание новых каналов поставок займет до нескольких месяцев, а новый пул вендоров будет определяться исходя из их возможностей импортозамещения и способности российских поставщиков решить проблемы с иностранными комплектующими. При этом из-за замедления темпов ввода новых площадок спрос на услуги colocation будет по-прежнему превышать предложение. Поскольку ЦОД-индустрия стратегически важна для построения цифровой экономики, в долгосрочной перспективе поддержать высокие темпы ввода новых стоек можно будет благодаря льготному финансированию, полагает собеседник CNews.
Все стратегические цели IXcellerate сохранились, при этом по некоторым направлениям, разумеется, пришлось частично скорректировать сроки реализации
СNews: Вы провели первый год в должности генерального директора IXcellerate. Какие цели перед вами были поставлены собственником и как эти планы корректировались в 2022 г.?
Андрей Аксенов: У компании уже была утверждена долгосрочная стратегия, направленная на строительство и эксплуатацию коммерческих нейтральных ЦОДов, и моя задача была продолжить ее реализацию. Было важно сдать строящиеся объекты и подготовить запуск новых площадок, включая определение источников финансирования и закупку оборудования. После февраля 2022 г. мы больше сфокусировались на тактических задачах, горизонт планирования резко сократился: в начале марта мы могли планировать деятельность максимум на неделю вперед, однако уже сейчас перспектива просматривается на несколько месяцев, и я достаточно четко представляю себе деятельность компании до конца года. Все стратегические цели IXcellerate сохранились, при этом по некоторым направлениям, разумеется, пришлось частично скорректировать сроки реализации. В целом же, несмотря на турбулентность, компания продолжает работать в штатном режиме.
CNews: Расскажите подробнее, каковы ваши планы по вводу в строй новых мощностей дата-центров и как на них повлияли текущая экономическая неопределенность?
Андрей Аксенов: У нас две локации в Москве: Северный кампус, расположенный в Алтуфьево, и Южный – в Бирюлево. На данный момент основная строительная активность сосредоточена на Южном кампусе, где мы запустили первый машинный зал дата-центра MOS5 на 629 стойко-мест в конце прошлого года, а в самом начале этого года осуществили полный ввод всей первой очереди общей емкостью 1406 стойко-мест и телеком-зоны (MMR). Сейчас за счет уже ранее приобретенных активов мы продолжаем дальнейшее строительство. Что касается Северного кампуса, то в течение ближайших месяцев мы планируем запустить новый ЦОД на 512 стойко-мест. Кроме того, на севере мы расширили территорию кампуса (получив в конце 2020 года права на cоседний земельный участок) и планируем возведение новой площадки MOS3, этап проектирования которой сейчас находится на завершающей стадии.
Корректировки планов строительства, если и случаются, составляют пока не более нескольких месяцев. Дело в том, что большую часть оборудования, необходимого для строек текущего года, мы закупили еще в конце 2021 г. На конец февраля 2022 г. по этим двум площадкам 80-90% оборудования уже было оплачено и, что еще более важно, доставлено. В этом для некоторых из наших коллег по отрасли заключалась главная сложность: оборудование было оплачено, но так и не пришло, застряв на границе. Мы приняли решение не переносить сроки запусков MOS5 и MOS4 и дозакупить оставшееся оборудование из запасов на российских складах или закрыть недостающие позиции альтернативными вендорами.
CNews: Насколько выросли цены на ЦОД оборудование?
Андрей Аксенов: На пике паники, когда рубль резко обесценился, некоторые компоненты оборудования подорожали в два раза, однако позднее, на фоне стабилизации рубля, цены отскочили назад.
CNews: С какими из вендоров инженерного оборудования ЦОД возникли сложности и кто из крупных поставщиков уже заявил об уходе из России или приостановке деятельности?
Андрей Аксенов: Вендоров можно разделить на несколько групп. Есть те, кто заявили о своем уходе и действительно ушли. Есть компании, которые декларировали о своем уходе, но по факту продолжают деятельность, и мы по-прежнему работаем с ними. В третью группу входят те, кто приостановил новые поставки, но продолжает сервисные контракты по уже работающему оборудованию. Если в конце февраля — начале марта сотрудники представительств в России сами не понимали, какой ситуация будет завтра, то теперь появилось больше определенности. В целом, если смотреть сегодня, 2 июня, обстановка оказалась не столь мрачной, как она рисуется в прессе.
CNews: получается, что ключевые вендоры инженерных систем ЦОД продолжают работать в России?
Андрей Аксенов: Вопрос про вендоров распадается на две части: это техническое обслуживание текущего оборудования и новые поставки. По направлению сервиса и поддержки ситуация оказалась не столь драматичной, мы не видим массового закрытия представительств иностранных вендоров. Что касается поставок, то сейчас обсуждается тема импортозамещения. Как именно будет работать эта схема и какова будет реакция вендоров, мы пока не знаем, вероятно, этот вопрос прояснится ближе к концу лета или осенью. Кроме того, некоторые локальные каналы поставок сохраняются и сейчас, если требуется закупить небольшое количество техники. В итоге с каждым вендором приходится индивидуально выяснять ситуацию. При этом мы исходим из того, что те, кто заявлял об уходе, по крайней мере, в ближайший год не вернутся.
Мы рады использовать отечественные решения, если они соответствуют нашим высоким требованиям
CNews: По каким категориям инженерного оборудования для дата-центров ситуация с поставками оказалась наиболее сложной и как обстоят дела с импортозамещением в этих областях?
Андрей Аксенов: В целом проблема коснулась всех категорий оборудования, поэтому мы стали активно изучать альтернативные предложения. Мы рады использовать отечественные решения, если они соответствуют нашим высоким требованиям. Уже сейчас мы успешно эксплуатируем отдельные виды оборудования, произведенные в России, например, распределительные устройства низкого и среднего напряжения. Кроме того, можно применять отечественные системы пожаротушения и вентиляции.
Чиллеры и дизеля у нас, наоборот, импортные, поэтому в последние месяцы мы изучили продукцию около десятка российских поставщиков аналогичных продуктов. В принципе, эти решения можно использовать, однако вопрос упирается в степень локализации. Общепринятой мировой практикой является закупка заводами части комплектующих и компонентов у других компаний, в том числе зарубежных, и российские предприятия не являются исключением из этого правила. Таким образом, даже если мы покупаем российские ДГУ, моторы для них все равно в большинстве случаев завозятся извне.
Я смотрю на тему импортозамещения с осторожным оптимизмом, так как часть отечественных продуктов, с которыми мы ознакомились, оказались приемлемого/высокого качества. Сейчас мы изучаем возможности закупки оборудования для площадки MOS3 и рассматриваем варианты различных конфигураций вендоров, в том числе, российских.
Ожидания первых недель, что всех западных вендоров можно будет заменить китайской продукцией, не оправдались
CNews: А какую позицию в отношении российского рынка заняли китайские производители?
Андрей Аксенов: Они заняли выжидательную позицию и не спешат наращивать объемы поставок. Ожидания первых недель, что всех западных вендоров можно будет заменить китайской продукцией, не оправдались, так как производители из КНР cами опасаются санкций и поэтому ведут себя осторожно.
CNews: Сколько времени уйдет на выстраивание новых логистических цепочек и каналов поставок в рамках параллельного импорта?
Андрей Аксенов: Все зависит от позиции вендоров: если они «внутри себя» примут такой подход, то достаточно будет пары месяцев, если же они будут сопротивляться, то потребуется гораздо больше времени и, возможно, импортозамещение вообще не станет решением проблемы. Исходя из той ситуации, которую мы наблюдаем сейчас, вряд ли все пойдет по самому легкому сценарию.
CNews: Как изменилось поведение ваших клиентов после февраля 2022 г.?
Андрей Аксенов: В конце февраля и начале марте мы зафиксировали заморозку спроса, так как заказчики пытались оценить, каким образом происходящие события отразятся на их бизнесе. А в апреле пружина разжалась – мы увидели всплеск интереса к услугам colocation. Есть отдельные прецеденты, когда клиенты откладывают размещения в ЦОД, которые планировались в рамках долгосрочных стратегий на 5–10 лет, однако в целом спрос по-прежнему опережает предложение, и заказчики научились находить каналы поставок серверного оборудования для своих целей.
Ранее мы исходили из того, что предложение догонит спрос осенью этого года. Дело в том, что потребность в ресурсах ЦОД во время пандемии заметно выросла, однако поскольку строительство дата-центра – это длительный проект, рынку потребовалось время, чтобы отреагировать на него. Сейчас, из-за того, что ряд проектов по строительству новых площадок затягивается, а некоторые инвесторы ушли из этого бизнеса, мы по-прежнему наблюдаем превышение спроса над предложением, и, вероятно, такая ситуация сохранится по крайней мере до конца года.
CNews: Вы упомянули, что вашим клиентам удается найти новое серверное оборудование для размещения. Каким образом его удается получить несмотря на санкции? И не складывается ли у вас впечатление, что в условиях недостатка площадей ЦОД и дефицита серверов клиенты будут арендовать мощности дата-центров впрок без размещения оборудования и по факту ЦОД-ы будут пустовать?
Андрей Аксенов: Клиенты находят разные способы, чтобы стабилизировать или расширить свою ИТ-инфраструктуру: это могут быть внутренние резервы, продукция не присоединившихся к санкциям вендоров или логистические поставки через третьи страны. Как правило, речь не идет об очень больших партиях на десятки тысяч серверов, но небольшие инсталляции на сотни серверов реализовать вполне реально.
Сценарий пустующих дата-центров мне кажется маловероятным. Как правило, компании с крупными размещениями на несколько сотен стоек имеют четко проработанный план, откуда они возьмут оборудование, среди них не бывает оппортунистов. Если планы меняются, то такие заказчики приходят к нам и мы обсуждаем изменение в договорах, на начало июня у нас у нас было только «полтора» таких кейса, когда заказчик сообщил, что у него отменился проект, и нам пришлось модифицировать наши взаимоотношения.
Сейчас количество зарезервированных, но неиспользуемых стоек у нас минимально.
CNews: Появились ли среди ваших клиентов цифровые беженцы, которые переносят ИТ-инфраструктуру из иностранных облаков?
Андрей Аксенов: Мы ожидали, что такой сегмент в России должен быть, и к нам приходили соответствующие вопросы, но по факту таких клиентов у нас пока нет. Полагаю, что на подобную миграцию требуется достаточно длительный срок, поэтому такие заказчики, вероятно, появятся позднее. Кроме того, некоторые действующие заказчики могут расширять свое присутствие в ЦОД-ах IXcellerate в результате ухода из западных облаков, однако для нас они по-прежнему остаются традиционными клиентами colocation. Возможно, более показательными в этом плане будут цифры облачных провайдеров, которые располагают инсталляциями, в том числе в наших дата-центрах,.
В целом, colocation по сравнению с облаками более инертный бизнес, поэтому структурные сдвиги у нас носят более длительный характер
CNews: Правильно ли я понимаю, что после спада в марте, рынок colocation вернулся к естественным темпам роста?
Андрей Аксенов: Действительно, у нас не наблюдалось такого ажиотажа, как у «облачников», где спрос вырос в разы, а цены подскочили на 30-60%. В целом, colocation по сравнению с облаками более инертный бизнес, поэтому структурные сдвиги у нас носят более длительный характер. Половина наших клиентов — это облачные провайдеры, и мы видим, что сейчас они демонстрируют более высокую заполняемость стоек, а это значит, что они придут к нам за расширением раньше, чем планировались. Таким образом, рост спроса на облака обязательно скажется и на нас, но это будет отложенным во времени.
CNews: Меняются ли цены на colocation вслед за ценами на облачные услуги?
Андрей Аксенов: Как правило, мы корректируем цены в зависимости от инфляции, однако существует вариативность в зависимости от кейса конкретного клиента. Думаю, цены в этом году будут расти также в связи с ростом стоимости оборудования и более сложной логистикой, но детально схема ценообразования будет понятна ближе к осени. Скорее всего, мы увидим рост в пределах 20% исходя из прогноза годовой инфляции в 15-20%. Пока радикального пересмотра цен, как это произошло в облаках, у нас нет.
CNews: Согласны ли вы с тем, что в связи с дефицитом ИТ-оборудования для ЦОД будут активнее развиваться edge-вычисления?
Андрей Аксенов: Я считаю, что edge-вычисления имеют иную фундаментальную природу, поэтому в ближайшее время проблема с ИТ-оборудованием не будет приводить к перекосу в пользу периферийных вычислений. Пока edge находит нишевое применение, например, под задачи умных городов или транспорта, где нужно быть максимально близко к источнику сигнала. Кроме того, как я уже говорил, проблема с ИТ-оборудованием на данный момент оказалась не столь драматичной, как ожидалось.
CNews: IXcellerate ранее привлек крупный раунд инвестиций от международных компаний. На ваш взгляд, каким образом закрытие доступа к иностранному финансированию повлияет на развитие российской отрасли ЦОД?
Андрей Аксенов: Закрытие иностранного капитала не приведет к тому, что отрасль замрет и перестанет расти, так как ситуация на российском финансовом рынке пока стабильная. В марте мы видели заградительные ставки в 20-25%, которые делали кредитование бессмысленным. Но ситуация улучшается, и к осени ставки еще упадут, и этот сегмент финансирования вновь станет доступен. Кроме того, внутри России нет недостатка с рублевым финансированием, поэтому мы не прогнозируем проблем в этой области.
CNews: Регуляторы прорабатывают возможность установления льготных тарифов на электроэнергию для операторов ЦОД и снижению налоговой ставки на занимаемые ЦОД-ами здания и земельные участки. Насколько подобные меры могут быть существенными для поддержки отрасли?
Андрей Аксенов: Я думаю, следует приветствовать любые меры по поддержке операторов дата-центров. Однако годовые операционные расходы ЦОД не сравнимы с капитальными затратами, которые необходимы для развития и строительства новых площадок. В связи с этим, на наш взгляд, более полезным было бы развитие программы льготного финансирования, чтобы операторы ЦОД продолжали вводить в строй новые дата-центры.