Прошедший 2022 г. оказался волатильным и непредсказуемым для ЦОД-отрасли. Санкции привели к тому, что с российского рынка ушли ведущие поставщики оборудования для дата-центров. Одновременно отечественные ЦОД-провайдеры потеряли заказчиков из числа международных компаний, которые ранее составляли до 40% от общей клиентской базы. Генеральный директор IXcellerate Андрей Аксенов рассказал CNews, каким образом дата-центрам удалось импортозаместить и клиентов, и оборудование, а также объяснил, зачем для этого потребовалось создать новый отдел инженерной экспертизы.
Смена вендоров
CNews: Как поменялся состав поставщиков инженерных систем ЦОД и привело ли это к остановке проектов?
Андрей Аксенов: Место ушедших мировых грандов заняла сразу целая россыпь производителей из России и Китая. Если полтора-два года назад большую часть ключевого оборудования поставляли иностранные поставщики, то теперь эта доля заметно сократилась, причем сейчас речь идет только о представителях «дружественных» стран. Таким образом, на рынке инженерных систем ЦОД не образовалось дефицита (за исключением некоторых компонентов), хотя сам рынок претерпел серьезные структурные изменения. Это позволило нам во второй половине 2022 г. продолжить проекты по строительству новых объектов. Аналогичная ситуация наблюдалась и у наших коллег. Сейчас, на первую половину 2023 г., рынок адаптировался к новой реальности и развивается вполне динамично.
CNews: Как происходил выбор новых поставщиков?
Андрей Аксенов: Мы провели огромную работу по актуализации условий и выбору поставщиков для строительства новых фаз наших дата-центров. В каждом случае мы оценивали вендоров, исходя из ряда важных для нас критериев, среди которых соотношение качества и уровня надежности, стоимость, сроки поставки, гарантийные обязательства поставщиков. Помимо изучения документации, наша техническая команда выезжала на предприятия и уже на месте оценивала производственные процессы для разного типа оборудования на территории России. Мы видим сильных локальных поставщиков по целому спектру оборудования, например, это источники бесперебойного питания (ИБП), чиллеры, батареи, системы пожаротушения, трансформаторы.
CNews: Каких конкретных производителей вы могли бы отметить?
Андрей Аксенов: Я думаю, что выделить лидеров среди новых поставщиков можно будет через пару лет, так как нам нужно проверить новое оборудование в условиях эксплуатации, а также получить опыт взаимодействия по сервисному обслуживанию. Например, в прошлом году на рынке был печальный пример, когда качество продукции и техподдержки одного из широко представленных отечественных брендов оказались гораздо ниже заявленных. Именно поэтому IXcellerate провел тщательный анализ рынка и отобрал только те продукты, которые соответствуют нашим требованиям по техническим характеристикам и уровню сервиса. Пока наше взаимодействие с отечественными поставщиками я оцениваю как позитивное, но не хотел бы давать преждевременную рекламу и называть конкретных производителей.
CNews: В каких случаях IXcellerate использует продукцию альтернативных иностранных вендоров из Азии?
Андрей Аксенов: Главным критерием выбора для нас является не страна производства, а надежность решения и его цена. Мы не проводим четкое разграничение между российскими и азиатскими вендорами, так как приобретая оборудование у отечественных поставщиков, мы не можем на 100% определить, какова глубина локализации производства этих решений. В некоторых случаях это просто крупноузловая сборка завезенного из Китая оборудования с российской этикеткой и штампом отечественного юрлица в документах. В других ситуациях речь идет действительно о российской сборке, хотя, как правило, полностью избежать использования иностранных компонентов все равно нельзя. При этом необходимо оговориться, что и в решениях ушедших западных вендоров редко бывало так, чтобы все компоненты производились в рамках одной страны. При современном уровне глобализации почти любой технологически сложный продукт является результатом коллаборации различных стран.
Но если все же говорить о продукции именно азиатских брендов, то здесь, как и с российскими поставщиками, необходимо детальное изучение рынка. Мы не хотим покупать кота в мешке, поэтому в начале июня у нас состоялась запланированная командировка в Китай и Республику Корея, чтобы на месте ознакомиться с продукцией и условиями поставок и обслуживания местных производителей.
CNews: Есть ли позиции, по которым невозможно найти качественные аналоги ушедшим западным вендорам?
Андрей Аксенов: Нет таких категорий продуктов, которые невозможно было бы найти в России. Просто есть проблемы с отдельными комплектующими для этих решений. Например, отсутствуют моторы для ДГУ (дизель-генераторные установки) необходимой мощности, поэтому приходиться закупать их за границей. Недавно мы заключили договор с российским поставщиком, который приобретает иностранные моторы и собирает ДГУ уже здесь под отечественным брендом. Сейчас выполнены поставка и монтаж первой партии таких установок. Среди других проблемных компонентов я бы выделил литий-ионные батареи и компрессоры для установок охлаждения – и то, и другое приходиться импортировать из Китая.
Кроме того, после ухода западных вендоров возникли сложности с системами мониторинга дата-центров. Российские разработчики сумели быстро заместить программные решения иностранных компаний, однако физические контроллеры по-прежнему отсутствуют в России и их приходится импортировать. Логистика и запуск такого оборудования стали намного сложнее, но, как показали практика, и эти задачи решаемые.
CNews: В чем именно заключаются сложности в логистике?
Андрей Аксенов: Всегда есть риск, что страна, через которую осуществляется поставка, может столкнуться с импортными ограничениями по тем или иным причинам, поэтому при выборе вендора большое значение имеет маршрут поставок. Кроме того, увеличились сроки поставок – от заказа крупногабаритной продукции до ее доставки в Россию проходит от 9 до 12 месяцев.
CNews: Насколько санкции и усложнение логистики привели к росту цен на оборудование для дата-центров?
Андрей Аксенов: В целом капитальные затраты выросли на 20-30%, а по некоторым позициям в полтора раза. Мы стараемся полностью не перекладывать возросшие издержки на наших клиентов, а частично берем увеличившиеся затраты на себя, и стараемся компенсировать их за счет оптимизации технологии сборки – если раньше IXcellerate покупал готовое решение из коробки, то теперь мы можем приобретать отдельные компоненты и уже сами собирать или комплектовать необходимое нам технологическое решение у себя на площадке. Например, для охлаждения воздуха в системах вентиляции. За счет закупки отдельных комплектующих также снижается риск задержки товара на границе из-за санкций.
CNews: Кто именно занимается изучением новых продуктов и разрабатывает новые подходы к сборке оборудования?
Андрей Аксенов: В связи с возросшей нагрузкой из нашего многопрофильного технического департамента был выделен отдельный центр экспертизы, который был усилен в том числе за счет найма новых специалистов. В общей сложности это команда из 6-7 человек, они освобождены от задач непосредственного монтажа и эксплуатации оборудования и занимаются вопросами проектирования систем жизнеобеспечения ЦОД, анализом наилучших практик, оптимизацией технологических решений, а также выезжают на заводы, чтобы оценить качество продукции вендоров. Данный отдел представляет собой наш внутренний R&D, в рамках которого есть выделенные эксперты по энергетике, холодоснабжению, слаботочным системам и т.д. Это дорогостоящая экспертиза, однако IXcellerate продолжает вкладывать деньги в это направление, чтобы адаптироваться к новым условиям рынка и при этом сохранить привлекательное ценовое предложение для клиентов.
Клиенты дата-центров и стоимость услуг ЦОД
CNews: Сколько у вас сейчас клиентов и какой средний размер инсталляции заказчика?
Андрей Аксенов: В целом масштаб клиентских размещений продолжает расти. В общей сложности у IXcellerate около 150 заказчиков, и мы условно делим их на четыре категории – ритейлеры (до 500 кВт), subscale (500 кВт-1 МВт), wholesale (1-2 МВт) и гиперскейлеры (более 2 МВт). На нашей первой площадке MOS1, запущенной в 2013 г., до сих пор не менее половины клиентов – это «ритейлеры» с размещением от 1 до 30 стоек. В то же время, в последнем запущенном ЦОД MOS5 более 90% стоек приходятся на клиентов класса гиперскейлеров. Это общемировая тенденция, когда большую часть площадей дата-центров занимают сверхкрупные заказчики, в первую очередь, это крупные облачные провайдеры. В России схожая тенденция, и крупнейшими клиентами являются российские и «дружественные» облачные игроки.
CNews: Как изменилась структура заказчиков в 2022 г.?
Андрей Аксенов: До 2022 г. примерно 40% наших заказчиков составляли международные компании, многие из которых свернули деятельность в России, поэтому сейчас доля отечественных клиентов увеличилась с 60% до 85%. Это соотношение изменилось не только за счет оттока зарубежных заказчиков, но и в результате существенного роста потребления со стороны российских компаний, которые выкупали как мощности, освобождаемые уходящими западными компаниями, так и стойко-места в наших новых машинных залах.
CNews: Насколько быстро клиенты раскупают стойко-места в новых машинных залах?
Андрей Аксенов: С одной стороны, мы стараемся, чтобы к моменту ввода у нас оставалась часть нераспроданных стойко-мест (около 20-30%), например, на случай, если кому-то из действующих заказчиков потребуется расширение. С другой стороны, у нас есть возможность управлять сроками строительства таким образом, чтобы к моменту запуска большая часть мощностей уже была распродана и не было простоя.
CNews: Если клиент встает в дата-центр, это навсегда? Каков средний срок «жизни» клиента в одном ЦОД-е и насколько существенна ротация клиентов между разными площадками?
Андрей Аксенов: Если проанализировать цифры за последние 3 года, среднегодовой отток клиентов исчисляется от нескольких до десятка стоек, что при общей базе в тысячи стоек является минимальным показателем. Как правило, такая ротация затрагивает только небольших заказчиков из сегмента «ритейл» или сервис-провайдеров, которые корректируют объем ресурсов в зависимости от потребностей своих клиентов. Для крупных заказчиков размещение в ЦОД-е означает высокие затраты на организацию каналов связи, поэтому для переезда на другой объект требуются более чем серьезные причины. В целом, для бизнес-модели дата-центров мобильность клиентов не характерна – большинство заказчиков, которые въехали в наш первый ЦОД 10 лет назад, до сих пор остаются с нами.
CNews: Почему IXcellerate выбрал модель ценообразования по потребляемой мощности, а не по количеству стойко-мест?
Андрей Аксенов: Запросы клиентов могут быть неравномерными в плане нагрузки на стойки, например, заказчику может потребоваться 20 стандартных стоек по 10 кВт, 3 высоконагруженные стойки по 15 кВт и 2 нулевые стойки для резерва. По-хорошему, все они должны тарифицироваться по-разному в зависимости от потребляемой энергии, поэтому ориентация на мощность позволяет привести зоопарк тарифов к единому знаменателю. Это общемировая практика, и IXcellerate не является исключением. На этапе проектирования мы рассчитываем наши затраты на 1 кВт мощности и предлагаем соответствующую тарификацию клиентам, основанную на объеме потребляемой электроэнергии.
CNews: Есть ли разница в коммерческих предложениях для четырех упомянутых выше категорий клиентов?
Андрей Аксенов: Деление по категориям достаточно условно, конечно, есть скидки для крупных заказчиков, но, в целом, каждый клиент – это отдельный проект и условия обсуждаются индивидуально, так как требования к размещению могут быть разными: кто-то заезжает со своими шкафами, другие берут их в аренду, третьи хотят, чтобы в зале было определенное количество камер наблюдения и т.д.
CNews: Есть ли разница в стоимости услуг в зависимости от площадки? Ведь разные дата-центры IXcellerate были возведены в разное время, с различными типами оборудования и разным объемом финансовых затрат на строительство.
Андрей Аксенов: Да, мы учитываем в модели ценообразования затраты на строительство площадки, но это только один из параметров. Базовой цены для того или иного дата-центра нет, каждый раз стоимость рассчитывается индивидуально исходя из потребностей клиента. Также важно отметить, что независимо от цены строительства мы оказываем услуги в рамках одного стандартного SLA.
CNews: Как меняются цены на ЦОД-услуги и предусматривают ли контракты с клиентами индексацию цен?
Андрей Аксенов: На рынке наблюдается тенденция к росту цен, и она сохранится в ближайшие годы, так как увеличиваются капитальные затраты, операционные затраты ЦОД-провайдеров на электроэнергию и эксплуатацию площадок (в среднем на 7-15% в год). В большинстве контрактов зафиксирована базовая цена, которая ежегодно корректируется в соответствии с индексом потребительских цен. Это распространенная практика как на рынке ЦОД, так и в целом на рынке инфраструктуры и недвижимости.
Прогноз и планы по развитию бизнеса
CNews: Каким оказался прошедший год с финансовой точки зрения?
Андрей Аксенов: Прошлый год был крайне непредсказуемым, в определённый момент горизонт планирования составлял не более недели. Произошла ротация заказчиков – часть иностранных клиентов ушла, но освободившиеся мощности быстро заняли новые заказчики, поэтому простоя удалось избежать. В результате, несмотря на трудности, в финансовом плане год оказался успешным, наши показатели по выручке увеличились более чем в полтора раза.
СNews: Новые машзалы быстро заполняются, что свидетельствует о наличии неудовлетворенного спроса на рынке. Насколько он велик и каков запас емкости для расширения бизнеса коммерческих ЦОД-провайдеров?
Андрей Аксенов: По факту сейчас на рынке ощущается определенный дефицит услуг ЦОД, но если бы все заявленные планы на 2021-2022 гг. были осуществлены, то емкость российского рынка коммерческих ЦОД составила бы чуть ли не 90 тыс. стоек вместо имеющихся 55 тыс., и, скорее всего, мы столкнулись бы с ситуацией переизбытка мощностей. Дело в том, что в последние несколько лет наблюдается асимметрия между анонсированными ЦОД-проектами и реальными запусками – количество вводимых в эксплуатацию стойко-мест всегда оказывается ниже. Половина проектов вообще остается на бумаге и не реализуется, а еще около трети задерживаются на этапе строительства и переносятся на более поздний срок. Для этого есть как технические, так и организационно-финансовые причины. Я думаю, что, с учетом государственного курса на цифровизацию, определенный дефицит коммерческих стоек в перспективе ближайших нескольких лет может сохраниться.
CNews: Задержки запусков новых ЦОД связаны с техническими причинами или, как вы упомянули, операторы ЦОД управляют сроками сдачи объектов в эксплуатацию, чтобы дождаться заполнения площадки клиентами на момент запуска?
Андрей Аксенов: Сложности, как правило, возникают у новых игроков и/или в новых локациях, так как требуется большой объем экспертизы на местах. Кроме того, на сроки запуска повлиял COVID – до пандемии на доставку оборудования уходило 4-8 недель, после введения карантинных ограничений срок вырос до 6-9 месяцев, а после начала СВО увеличился еще более, до 9-12 месяцев. Так что последние 2 года ЦОД-индустрия живет в постоянно усложняющихся условиях, что негативно сказывается на соблюдении первоначальных планов. Кроме того, существуют бюрократические сложности, связанные с приобретением участка земли в собственность и получением разрешения на строительство, особенно в Москве. Принимая во внимание эти факторы, я думаю, что PR-службы ЦОД-провайдеров ориентируются на чересчур оптимистические сроки по сдаче объектов, в реальности все оказывается гораздо сложнее.
Мы также были вынуждены скорректировать сроки запуска первой фазы нашего дата-центра MOS5 в 2022 г., в первую очередь это было связано со сложностями наших клиентов при заполнении залов серверным оборудованием, так как цепочки поставок были нарушены из-за санкций. Однако управление сроками запуска может означать корректировку и в противоположную сторону – сейчас мы вводим вторую очередь MOS5, а при наличии соответствующего спроса у нас есть возможность форсировать процесс строительства и запустить третью очередь MOS5 не к концу, а в первой половине 2024 года.
CNews: Каковы планы IXcellerate по строительству новых объектов?
Андрей Аксенов: Планы по возведению новых мощностей просматриваются, по крайней мере, до конца 2025 г. Сейчас мы сдаем в эксплуатацию вторую очередь ЦОД MOS5 на 836 стойко-мест, таким образом, работающая емкость этого объекта увеличится до 2352 (из запроектированных 4722). После этого мы приступим к строительству третьей фазы на 850 стоек, которую рассчитываем завершить в 2024 г. Вслед за этим последует четвертая и пятая очереди, запуск которых намечен на 2025 г. Таким образом, в течение двух лет IXcellerate планирует полностью завершить свой первый крупный объект в Южном кампусе в Бирюлево. После этого мы сможем приступить к освоению соседних участков земли, которые заранее были приобретены нами в собственность, уже получены технические условия по электричеству, в перспективе здесь предполагается построить еще три крупных дата-центра общей емкостью порядка 15,000 стойко-мест (ЦОДы MOS6, MOS7, MOS8).
Также, IXcellerate планирует расширить свой Северный кампус – недавно мы получили разрешение на возведение нового объекта MOS3. По сравнению с Южным кампусом, это относительно небольшой дата-центр общей проектной мощностью в 2400 стойко-мест, который будет представлять собой четырехэтажное здание. Уже в ближайшее время мы планируем силами генподрядчика развернуть здесь строительный городок и приступить к возведению объекта. Запуск первой очереди на 800 стоек запланирован на следующий год.
Таким образом, несмотря на сложности, с которыми столкнулся рынок ЦОД в 2022 г., мы продолжаем активно развиваться, а объем строительных работ в 2023-2024 гг. будет превышать аналогичные показатели предыдущих лет.
■ erid:Kra23wZtRРекламодатель: ООО «ИКСЕЛЕРЕЙТ»ИНН/ОГРН: 7715904744 / ОГРН 1127746106773Сайт: https://ixcellerate.ru/