Актуальны ли социальные СЭД для российского бизнеса?
Инвестирование в системы, использующие социальные инструменты и технологии управления информацией внутри компании ("социальные СЭД"), по мнению аналитиков AIIM, станет одним из главных инструментов для восстановления бизнеса в посткризисный период. Российские игроки рынка СЭД признают наличие такой тенденции на рынке и внедряют эти функции в свои продукты, но не могут быть уверенными, что для российского пользователя они будут представлять интерес в ближайшие несколько лет.В исследовании AIIM, посвященном новым трендам развития ИТ в бизнесе, отмечается серьезная тенденция инвестирования в так называемые Social Business Systems (SBS, "социальные бизнес-системы", в данном контексте речь идет , в том числе, и о ECM/СЭД – прим. CNews) и сотрудников, работающих с ними (работников интеллектуального труда, knowledge workers – прим. CNews).
Инвестиции в автоматизацию документооборота, имевшие место в последние несколько десятилетий, выстроили и стандартизовали управление транзакциями и позволили топ-менеджменту получать общую картину развития бизнеса. ECM-системы, являющиеся основой этих проектов, по-прежнему будут интересны компаниям, однако они станут доступными и для СМБ-сектора. Помимо них возникнут и решения, нацеленные именно на повышение эффективности труда работников среднего звена, рядовых менеджеров СЭД – это в своей основе и будет являться SBS. Это будут решения следующего уровня после традиционных ECM/СЭД, поскольку с их помощью работники смогут получать более эффективные инструменты для взаимодействия и повышения производительности (соцсети, блоги и так далее), что повысит конкурентоспособность компаний в целом и выведет их из постризисного времени.
Российские вендоры СЭД не отрицают наличие тенденции возникновения у бизнеса интереса к Веб 2.0-решениям и постепенно включают такие функции в свои продукты, но скептически относятся к тому, что отечественный пользователь заинтересуется ими в практическом смысле в скором времени.
Кризис – не помеха Enterprise 2.0?
Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, отмечает, что инвестирование в Social Business Systems совсем не связано с кризисными тенденциями рынка, поскольку, по ее мнению, их нет, а сам рынок, наоборот, очень далек от насыщения и активно растет.
Три периода в развитии систем управления корпоративным контентом:
1990-2000 - развитие классических СЭД/ECM-решений в рамках автоматизации электронного документооборота (по определению AIIM – это Systems of Record), ориентированные на бизнес-заказчика, автоматизирующие отдельные бизнес-процессы в конкретных подразделениях, являющиеся платформами, эффективность внедрения которых выражается через ROI.
2000-2010 - в результате "перелома" (по версии AIIM, связанного с крупными корпоративными скандалами в области нарушения законодательства в свете деятельности таких компаний, как Enron, FRCP, SarBox) и подъема интереса бизнеса к проблеме управляемости информационного силоса, а также в связи с появлением недорогих решений, например, MS SharePoint), приводящих к возникновению новых бизнес-решений, ориентированных на ИТ и использующих возможности совместной работы и коммуникации, "облачные" и open source-технологии, то есть, собственно "социальных СЭД" (System of Engagement).
2010 – н.в. - в бизнес-среду еще больше проникают идеи достижения большей эффективности и конкурентоспособности в результате внедрения гибких решений для сотрудников среднего звена, то есть, инвестирования в Social Business Systems.
Она согласна с тем, что инвестиции нужны для развития функциональности и возможностей ECM/СЭД, поскольку интеграция с социальными медиа действительно станет необходимостью. На Западе, по ее словам, рынок ECM уже очень зрелый, и социальные медиа прочно вошли в повседневную жизнь, а в России и рынок ECM еще очень молод (у многих организаций вообще нет никакой автоматизации), и социальные инструменты используются в гораздо меньшей степени, поэтому описанные в исследовании технологии появятся только в будущем. "Поскольку рынок ИТ сверхдинамичный, и на нем надо точно идти на шаг или несколько вперед, то ИТ-компании, работающие в рынке ECM, уже сейчас начинают реализовывать интеграцию с такими решениями. Я не думаю, что это маркетинговый прием, это реальное будущее", - утверждает она. По ее словам, сейчас в России нет промышленных СЭД, которые бы включали интеграцию с социальными медиа, но игроки рынка над этим работают. От заказчиков компания ЭОС редко слышит такие требования, но госпожа Иванова полагает, что это связано с неразвитостью рынка и ИТ-инфраструктуры и грамотностью самих пользователей.
Ее слова подтверждает исследование "Корус Консалтинг", проведенное среди более 200 топ-менеджеров российских предприятий и организаций. Оно выявило, что пока социальные сети и другие социальные механизмы общения воспринимаются только в качестве альтернативных СМИ. Опрос показал, что в России 51% менеджеров предприятий общается с коллегами по работе в основном по электронной почте, 23% - в корпоративной информационной системе, 20% в качестве основного средства коммуникации называют мобильный телефон и только 1% общаются посредством социальных средств коммуникации (сетей, блогов, чатов и пр.). "Таким образом результаты исследования говорят о том, что Enterprise 2.0-технологии еще не скоро получат свое развитие в России. Российские компании пока находятся на стадии перевода своих бизнес-процессов, в том числе документооборота, в электронный вид. Пока гораздо более востребованы стандартные функции СЭД – такие, как электронные хранилища данных, обмен электронными данными между организациями и пр.", - подчеркивает Павел Житнюк, эксперт-аналитик "Корус Консалтинг", добавляя, что, с точки зрения развития СЭД на мировом рынке, Social Business Systems могут стать конкурентным преимуществом в том случае, если будут повышать скорость и качество сервисного обслуживания клиентов.
Степень внедрения СЭД в компаниях, 2010 год
Источник: DocFlow, 2010
Такое же мнение создалось и у Натальи Львовой, руководителя проекта DocFlow. Она замечает, что когда на предприятии состояние информационной системы оставляет желать лучшего, процессы по большей части не автоматизированы (а если и автоматизированы, то никак не интегрированы между собой), когда нет налаженной системы хранения, использования и легкого поиска информации и прочее, то говорить о том, что Social Business Systems как-то серьезно повлияют на эффективность этой организации, слишком рано. "Исследования, которые проводит проект DocFlow в России, показывают, что на корпоративном уровне системы управления документооборотом внедрены менее чем у 20% организаций (в опросе участвовали более 500 респондентов)", - добавляет она.