Разделы

Интернет Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Веб-сервисы Законодательство

Артем Кожухов: Опыт Казахстана полезен для "электронного правительства" России

Уже более трех лет в России ведутся работы по созданию "электронного правительства". Аналогично и в Республике Казахстан в настоящее время реализуется проект по созданию единой информационной системы для предоставления гражданам доступа к услугам государственных органов. О ходе работ, отличиях проекта в Казахстане и о возможностях применения этого опыта в России CNews рассказал Артем Кожухов, начальник отдела анализа и проектирования бизнес-процессов компании "Ай-Теко", которая является исполнителем проекта.

CNews: А в чем, на ваш взгляд, заключается основное отличие от проектов в России?

Артем Кожухов: Проекты очень трудно сравнивать между собой, так как каждый из них ориентирован на получение уникального результата. Но я вижу отличие в подходе: в Казахстане проект один на всю страну, подчеркиваю – один! Там все начиналось с оказания услуг Министерства юстиции по принципу "единого окна", затем к этому же проекту стали подключаться другие министерства и ведомства. Такой путь обеспечивает значительное сокращение издержек на создание системы и на ее поддержку, решает вопрос с унификацией оказания услуг, позволяет использовать единую сеть ЦОН для оказания всех услуг. И наконец, благодаря этому гражданам не надо задумываться, какое ведомство или государственный орган выдает ту или иную справку, а в любом случае сразу следует обращаться в ЦОН. Хотя стоит отметить, что в России применить такой подход значительно труднее, учитывая масштабы территории и численности населения.

CNews: Насколько подобная практика может быть полезна для России?

Артем Кожухов: Успешный опыт "Ай-Теко" по реализации одного из самых существенных проектов в области "электронного правительства" в Казахстане, несомненно, может быть применен и в России. И это еще раз доказал VI Тверской социально-экономический форум "Информационное общество", прошедший в начале июля. В ряду основных тем форума было развитие "электронного правительства" в нашей стране, и социально значимые проекты, выполненные в Казахстане, в выступлениях приводились в качестве успешного примера. Напомню, что по данным, приведенным Ильей Пономаревым, председателем подкомитета Государственной думы по технологическому развитию, сегодня только 6% российских ведомств обеспечивают возможность заполнения бланков и передачи информации в онлайн-режиме.


Артем Кожухов: Практика эксплуатации системы ИИС ЦОН наглядно показывает, насколько эффективен этот механизм взаимодействия с населением

Сейчас для России очень актуальны вопросы противодействия коррупции, особенно в свете мер, предпринимаемых государственной властью для борьбы со злоупотреблениями чиновников. В этом отношении наш опыт по внедрению ИИС ЦОН в Казахстане является ценным примером реализации функций контроля над процессом обслуживания граждан. Система позволяет отследить все действия государственных служащих по каждому обращению заявителей. В случае если документы гражданина необоснованно задерживаются на каком-либо этапе подготовки, легко выявить, кто именно их тормозит, а затем и выяснить, почему это произошло. Благодаря такой прозрачности всего процесса работы ИИС ЦОН стала удобным и эффективным инструментом для борьбы с коррупцией.

Практика эксплуатации системы ИИС ЦОН наглядно показывает, насколько эффективен этот механизм взаимодействия с населением. Поэтому у нас есть все основания надеяться, что подобная технология поддержки процесса оказания гражданам государственных услуг найдет свое применение и в России.

Марина Мякишева