Статья

Блог Сергея Меднова: Skype в большой опасности?

Интернет Блог Меднова Интернет-ПО
мобильная версия

В декабре десятки миллионов пользователей популярного сервиса Skype во всем мире на несколько дней оказались без связи. Как объяснила сама компания, это связано с недостаточным количеством "суперузлов" (supernodes) в сети. В преддверии готовящегося IPO Skype данная новость добавила еще больше вопросов относительно целесообразности публичного размещения. О перспективах Skype в новых условиях и шансах выиграть в коркуретной борьбе с Google и Yahoo рассуждает Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".

Ранее только ленивый не писал о том, что на фоне растущей конкуренции на рынке мессенжеров Skype рискует оказаться аутсайдером. Сначала поисковик Google запустил новый сервис, предлагающий пользователям почты Gmail телефонные звонки через интернет, а в начале октября о старте новой версии своего мессенджера объявил Yahoo. В итоге, по мнению , не исключено, что между тремя компаниями начнется острая конкурентная борьба, которую Skype может и проиграть. Интернет-звонки, как для Google, так и Yahoo не являются основным бизнесом и им будет гораздо проще вести ценовые войны.

В первый же день после того, как стал доступен новый сервис Google, с его помощью было сделано более миллиона звонков. Конечно, это существенно меньше, чем средний показатель Skype – более 4 млн звонков ежедневно. Тем не менее, цифры уже вполне сопоставимы. Неудивительно, что инвесторы, которым Skype собирается вскоре в ходе первичного размещения предложить свои акции, тут же задумались об их реальной стоимости. И многие решили, что теперь готовы приобретать их по несколько более низкой цене. Западные агентства цитируют представителей различных инвестиционных фондов, которые считают финансовые перспективы Skype в условиях конкуренции с Google гораздо более туманными.

Действительно, если говорить о Skype, то тут же вспоминается тот самый синдром "интернет-пузырей", который пережила Америка в конце 90-х-начале 2000-х гг. Тогда появилась масса интернет-компаний, стоивших на бирже огромные деньги, однако они не генерировали никакого дохода и были стабильно убыточны. Некоторые из них, такие, как Amazon.com, пережили крах рынка и стали лидерами в своем сегменте экономики, а другие бесславно исчезли и сегодня мало кто вспомнит о них. В ноябре 2009 года группа инвесторов приобрела Skype у компании Ebay за 2 млрд долларов. Тем не менее, эта компания, существующая с 2003 года, еще ни разу по итогам года не выходила в "плюс". Лишь в первой половине года, как сообщили в Skype, удалось получить чистую прибыль в размере 13,1 млн долларов. Хотя не исключено, что руководство просто решило сделать "красивую отчетность" в преддверии IPO, заявка на которое была подана в начале августа и в ходе которого компания планирует получить как минимум 100 млн долларов (общая капитализация по некоторым прогнозам может составить 1 млрд долл).

Эксперты указывают на то, что серьезным слабым местом Skype является как раз невысокая финансовая отдача от ее огромной клиентской базы. Всего лишь 6,5% или 8,1 млн от 124 млн звонков в среднем в месяц являются платными, отмечает агентство Reuters. По данным самого Skype, из приблизительно 560 млн пользователей лишь 1,4% регулярно платят за услуги сервиса.

Компания разрешает бесплатные звонки с компьютера на компьютер и берет деньги только за звонки с компьютера на телефоны. Расценки начинаются от двух центов за минуту в пределах территории США. Конечно, для пользователей эта самая "бесплатность" и является главной приманкой. Однако компания как-то должна генерировать прибыль! Мало кому удается пройти между этими двумя явными противоречиями и не потерпеть фиаско. Инвесторы хорошо помнят пример другой компании на рынке VoIP-телефонии - Vonage Holdings Corp, IPO которой было в мае 2006 года. Размещение состоялось по цене 17 долларов за акцию, однако очень скоро акции подешевели в несколько раз и теперь торгуются на уровне 2,5 доллара.

Финансовый аспект должен беспокоить Skype по той простой причине, что скорее всего именно на это "слабое место" будет давить Google. Конкуренция двух гигантов началась с того, что поисковик предоставил пользователям Gmail.com возможность делать бесплатные звонки на телефоны в пределах США и Канады по крайней мере до конца 2011 года, а международные звонки биллингуются начиная от 2 центов за минуту. То есть совершенно откровенно объявил ценовую войну своему главному сопернику. И с большой вероятностью именно в таком русле и будет в дальнейшем происходить передел этого рынка. На Skype также "давят" и мобильные конкуренты – вроде приложений FaceTime для Apple, позволяющих осуществлять видео-звонки, или Fring. В этой ситуации даже партнерское соглашение с Facebook вряд ли поможет Skype в ближайшее время – скорее это приведет к росту абонентской базы, но не увеличит прибыль.

Насколько Skype готов принять эти вызовы? На мой взгляд, его позиции крайне уязвимы как раз в силу того, что для Google или Yahoo это отнюдь не основной бизнес, и они способны делать деньги совсем на другом. Несмотря на то, что в первом полугодии 2010 года Skype заработал 406 млн долл, его чистая прибыль составил лишь 13,1 млн долл. Для сравнения Google за один лишь третий квартал 2010 года заработал 7,29 млрд долл., а чистая прибыль компании составила 2,17 млрд долл. Google вовсю использует финансовый рычаг для закрепления технологического лидерства – недавно им была приобретена компания Global IP Solution, которая производит оборудования и технологии для VoIP. Куплена она, кстати, была всего за 68 млн долл – т.е. 68% от той суммы, которую Skype рассчитывает получить от инвесторов.

Правда, не исключено, что Skype держит в кармане джокера. Недавно компанию возглавил Тони Бейтс, до этого занимавший пост старшего вице-президента в корпорации Cisco. Бейтс должен помочь Skype создать новые продукты, ориентированные на крупный бизнес. В настоящий момент Skype уже предоставляет услуги B2B, вроде Skype Connect, позволяющие сотрудникам делать международные и местные звонки со своих телефонов. Недавно компания также объявила о заключении партнерского соглашения с Avaya для реализации сервиса Skype Connect. Сейчас, судя по всему, Skype решил выйти на рынок коммуникаций бизнеса с клиентами (В2С), который может принести серьезное увеличение дохода. Именно для этого, похоже, Skype переманил Бейтса. Ведь на данный сегмент рынка, за который Тони Бейтс отвечал в Cisco, приходится 80% бизнеса компании и около 20 млрд долл дохода.

Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова: Целого мира мало