Разделы

Интернет Веб-сервисы

Будущее интернета: нужен "умный" визуальный поиск

Визуальный поиск становится столь же важной составляющей "всемирной паутины", как и традиционный текстовый. Однако существующие на сегодня решения не всегда могут достойно ответить на запросы пользователей. Какие технологии дадут реальную эффективность? Рассмотрим реалии рынка.

И, наконец, нужна бизнес-модель. Потребители привыкли к тому, что поиск – это бесплатная услуга. Отучать их уже поздно. Значит, нужно найти механизм зарабатывания денег на результатах поиска, благо что они могут представлять и коммерческую ценность.

Реалии рынка

В общей сложности около 50 компаний по всему миру включилось в гонку за главный приз – лидерство в сфере потребительского поиска по изображениям. В частности, молодая питерская компания Kuznech на средства исследовательского гранта Сколково доработала и запустила технологию создания и сравнения "цифровых отпечатков" миллиардов изображений по сотням различных параметров, включая композицию, контрольные точки и линии, цвета, текстуру. Теперь можно задать любую картинку в качестве шаблона для поиска и найти похожие изображения во всей проиндексированной базе.

"Сейчас в тестовой базе Kuznech всего несколько миллионов изображений, - рассказывает Михаил Погребняк, основатель и генеральный директор Kuznech, - мы отрабатываем механизмы похожести, экспериментируем с пользовательским интерфейсом, понятным широкому кругу потребителей. Приходится решать множество вопросов не только технических, но даже из области психологии. Например, женщины и мужчины по-разному определяют понятие визуальной похожести. Это все нужно учитывать".

Основатели Kuznech предполагают в первую очередь использовать свою технологию в партнерстве с крупными фотохостингами, социальными сетями, библиотеками изображений – так легче получить доступ к большим массивам изображений, а также достучаться до широкого круга пользователей, не вкладывая в рекламу.

Результаты поиска могут настраиваться в зависимости от задачи. Например, поиск товаров в интернет-магазине ориентирован на определение ярких четких объектов на белом или однотонном фоне, а поиск иллюстрации для сайта или блога более чувствителен к цветам и текстурам. В перспективе, объединяя визуальные предпочтения потребителя с его социально-демографическими характеристиками можно будет предлагать любому пользователю релевантные и интересные изображения. Частично эту проблему сейчас решает Pinterest – самая быстрорастущая в мире социальная сеть, где пользователи "рассказывают визуальные истории", собирая коллекции любимых изображений и публикуя их для широкого круга своих подписчиков.

Сейчас в карманах миллиардов людей лежат мощные средства создания фото и видео, а системы связи способны за секунды разместить новые данные в практически безграничных сетевых хранилищах. Рост визуального онлайн-контента идет в геометрической прогрессии. По словам Сергея Белоусова, основателя и главного архитектора компании Parallels, если до 2000 года вся человеческая цивилизация накопила около 1 миллиарда изображений, то в июне 2012 года такое же количество размещается в Сети каждые пару часов. "Количество опубликованных в интернете изображений перевалило за 3 триллиона и продолжает расти", - уверен он.

Свои исследовательские подразделения, занимающиеся данной проблематикой, есть в Amazon, Google, Microsoft, Hitachi. Канадская компания Idee уже несколько лет назад запустила свой поисковик по изображениям под названием TinEye с проиндексированным каталогом в 4 миллиарда изображений – он, правда, ориентирован на поиск дубликатов изображений, а не похожих. Это не удивительно, ведь основная специализация материнской компании – защита прав интеллектуальной собственности на изображения в интернете и печатных изданиях. Интересный потребительский продукт на основе поиска похожих изображений предлагает израильский стартап Superfish – пользователь может бесплатно установить плагин к браузеру, который для каждого изображения продукта в интернете будет показывать аналогичные предложения других магазинов – вдруг найдется что-то дешевле. "Тенденция к увеличению предложения программных продуктов в сфере визуального поиска будет только усиливаться, так как именно эта сфера на ближайшие 10 лет станет основным "полем битвы" лидеров ИТ-индустрии, начиная с крупнейших поисковых систем и заканчивая национальными операторами интернет торговли. Тот, кто сумеет грамотнее и быстрее интегрировать визуальный поиск под потребности массового потребителя, получит шанс сохранить или завоевать глобальное лидерство в интернет коммерции, - говорит Александр Потапов, исполнительный директор РВК.

В общем, можно с уверенностью утверждать, что кто бы ни победил в этой гонке, в течение нескольких лет потребительский интернет станет совсем другим – основную массу контента в нем будут составлять изображения и видео, а поисковые системы будут уметь находить нужную пользователю информацию на основе визуальной похожести, а не текстовых описаний. Так, как это делает человеческий мозг.

Павел Черкашин