Разделы

Интернет Интернет-доступ E-commerce Интернет-реклама Веб-сервисы Интернет-ПО

Интернет-бизнес в России: стартапы прорываются сквозь кризис

Инвестиции в российские интернет-стартапы в 2008 году испытали влияние экономического кризиса, что сказалось на развитии этого сегмента рынка в целом. Эксперты сдержанно смотрят на перспективы 2009 года, а инвесторы ждут "взросления" рынка.

Эксперты по-разному оценивают рынок всех инвестиций в ИТ-стартапы за 2008 год - пиковый для этой индустрии период. По мнению Виктора Захарченко, руководителя контент-проектов компании e-generator.ru, проблема оценки связана с тем, что не вся информация о получении инвестиций является публичной, а та, что оглашается, не всегда соответствует действительности. Егор Данилов, исполнительный директор "Муви", оценивает все инвестиции в веб-стартапы на уровне 50 млн долл., отмечая, что существенная доля (заявлено было около 15 млн долл.) была вложена в проект "Топфотоп". Михаил Гуревич, генеральный директор компании "МедиаМир", считает, что за первое полугодие 2008 года объем инвестиций в стартапы составил 40-50 млн долларов (с учетом траншей, которые еще не выплачены): "Многие инвестиции, которые были направлены на стартапы, из-за кризиса в сентябре 2008 года просто не дошли до счетов получателей". По мнению Дмитрия Гришина, генерального директора Mail.ru, речь должна идти о нескольких сотнях миллионов долларов. Рост объема инвестиций в 2008 году Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс", объясняет тем, что основными инвесторами в стартапы являются бизнес-ангелы, то есть частные инвесторы, а в связи с нагрянувшим кризисом в ноябре их расходы на реализацию инновационных проектов сократились почти в два раза. Помимо этого, по мнению опрошенных CNews участников и игроков рынка, в ИТ-стартапы стало инвестировать государство, малый бизнес, а также средние и крупные компании (в том числе и интернет-компании), которые в последние годы активно вкладывались в стартапы для диверсификации своего бизнеса, сокращения стоимости собственных разработок и для реинвестирования собственной прибыли. По оценке Татьяны Меньковой, аналитика ИК "Финам", такие корпоративные инвесторы в России в прошлом году обеспечили не менее трети вложений в данный сегмент.

Тем не менее, параллельно с рынка ушли несколько инвесторов – из самых известных вкладывать деньги в интернет-стартапы перестали Ruvento и Embria. Для сравнения, в США стартапы получают поддержку со стороны инвестиционных компаний и крупных стратегических игроков, которые обратили внимание на интернет после неудач других проектов. "В России же этот тренд пока носит умозрительный характер – люди думают о том, что сейчас очень плохо на рынке, поэтому им не до интернета. Тем не менее, многие ждут, что и в России интернет станет объектом для инвестирования. Это ожидания будущего, но они отнюдь не завышенные", - комментирует текущее положение дел г-н Гуревич.

Инвестиции упали

Основное влияние, которое оказывает экономический кризис на стартапы, состоит в изменении заемных средств, которые получают руководители интернет-проектов. "В первую очередь, кризис коснулся социальных сетей, рассчитанных на первичный сбор аудитории и последующую их монетизацию при помощи продаж медийной рекламы", - рассказывает Виктор Захарченко. "У такой модели две слабых позиции. Во-первых, определилась группа лидеров, которая обеспечивает максимальное предложение в плане рекламного показа. Во-вторых, практика Facebook и MySpace показала, что сама медийная реклама, даже на условиях максимального таргетирования, не дает качественных результатов. По этой причине рекламные бюджеты социальных сетей сильно урезаются". Михаил Гуревич отмечает, что сейчас нет эффективной оценки стоимости активов: в связи с этим, стартапы сложнее покупать (большая часть их не успела монетизироваться или не ставила перед собой такой задачи). "Если нет доходности, то проект неинтересен. Поэтому многие инвесторы, которые потенциально готовы вкладывать в стартап, не делают этого, поскольку не понимают, как производить оценку". В итоге в ИТ-стартапах начались сокращения сотрудников, а также острее стала проблема монетизации проектов – те, что не давали дохода, покрывающего более 50-70% издержек, по оценке Кирилла Рожковского, руководителя компании Wapstart.ru, были или заморожены или закрыты полностью. Это привело к увеличению конкуренции между стартапами за инвестиции, а также усложнило разработку бизнес-модели, на перспективу реализации которой все чаще и чаще стали обращать внимание инвесторы. Тем не менее, как отмечает Егор Данилов, кризис дал рынку труда большое количество хороших специалистов, что даст возможность сегодняшним стартапам сэкономить на зарплатах и ожидать, что люди бережнее будут относиться к своим рабочим местам: "Что касается инвестиций, то ситуация стала более здоровой, поэтому для стартапов, в основе которых лежит понятная и рабочая бизнес-модель, ничего не поменялось".

Приоритеты сменились

В условиях кризиса инвесторы активно пересматривают свое отношение к тем или иным нишам рынка интернет-стартапов. Игроки рынка отмечают, что в последнее время наблюдается смещение акцентов в сторону технологичных проектов, особенно тех, которые связаны с реальными секторами бизнеса. Татьяна Менькова считает, что сейчас постепенно сокращается популярность социальных сетей, но растет интерес к более прикладным сервисам с понятной моделью монетизации, мобильному интернету, электронной коммерции. По ее словам, подобные проекты могут оттянуть на себя до 15-20% инвестиций, однако не смогут потеснить традиционно популярные направления, например, поиск. Виктор Захарченко замечает, что SaaS-стартапы в России пока только зарождаются, поэтому инвестиции в эту отрасль весьма осторожны. Кирилл Рожковский отмечает, что проекты в сфере поиска не рассматриваются как перспективное поле для инвестиций в силу их долгосрочности. С мнением игроков рынка не согласен Сергей Рыжиков. По его словам, "ранее инвесторы с удовольствием вкладывали деньги в проекты, которые хорошо перекупались следующими инвесторами. Но на сегодняшний момент инвестиционная перекупка крайне затруднена, поэтому инвестиции идут в проекты, которые имеют модель монетизации и хорошо окупаются, в этом случае отрасль уже не имеет принципиального значения".

Основные инвестиции в стартапы (по направлениям)

Источник: Webmasterradio, 2009

Аналитики замечают, что до ситуации с кризисом кадровый рынок в сегменте интернет-стартапов был перегрет, поэтому привлечение высококлассных специалистов для реализации качественного проекта являлось затратным мероприятием. Сейчас ситуация несколько изменилась, поскольку из-за большей конкуренции квалифицированных кадров оплата труда снизилась. Однако объем инвестиций, которые готовы вложить инвесторы, также сократился.

Поддержки не дождаться?

Экономический кризис внес коррективы и в процедуру получения инвестиций, и в их размер. Эксперты отмечают, что сейчас поддержку получает только 10-20% проектов, подавших заявки в инвестиционные фонды. Многие проекты, не прошедшие "инвестиционный отбор" в России, на Западе смогли бы легко получить деньги. Срок ожидания транша также увеличился – теперь он находится в пределах от 1-2 месяцев до полугода. При этом в России средний размер инвестиций, по данным ИК "Финам", находится на уровне 1 млн долларов и редко превышает 5 млн долларов на стартап (для сравнения, в США верхняя граница в несколько раз больше - вложения в стартап могут превышать 20 млн долларов). "В США более распространены инвестиции в несколько раундов, а в России эта практика только приживается", - объясняет этот факт Татьяна Менькова. Кроме того, игроки рынка солидарны с тем, что низкий уровень инвестиций в эту отрасль связан с тем, что венчурное инвестирование находится в зачаточном состоянии по причине отсутствия законодательной базы. По мнению экспертов, американский рынок более структурирован, он исходит из более реальной экономики, там выше процент пользователей, монетизация выше (рынок глобальнее, чем просто США, это англоязычный рынок – он более надежен (плохая ситуация в одной стране не влияет на другую)). "Хеджирование рисков в момент инвестирования в англоязычные стартапы существенно ниже, чем в российские", - замечает Михаил Гуревич. "Потолок (равно как и дно) суммы на сегодняшний день очень сильно определяется той доходностью, которая есть у проекта: организаторы очередных социальных сетей для олигархов просто не получат денег, предпосылок для увеличения спонсорских проектов от крупных игроков нет, а государственные инвестиции в социально значимые стартапы могут быть урезаны". В конечном счете, при условии, что идея стартапа одобрена, сумма венчура будет равна объему денег, необходимому на запуск пилотного проекта (то есть, на создание продукта, реализующего его основную концепцию и минимальное продвижение), чтобы понять насколько данная идея вообще работает. Кирилл Рожковский оценивает стоимость пилотной версии в не более чем 100-300 тыс. долларов. Генеральный директор интернет-инкубатора InVenture Александр Локтев называет сумму инвестиций в пределах 100-200 тыс. долл. достаточной для выращивания проекта.