Разделы

Интернет E-commerce

Как эффективно раскрутить интернет-магазин?

С каждым годом интернет-магазинов становится все больше и больше. Конкуренция растет, заставляя искать новые пути привлечения клиентов и выделять дополнительные средства на рекламу ресурсов в сети. В этих условиях владельцы и директора интернет-магазинов начинают задумываться, как сделать раскрутку успешной и эффективной.

Продвижение сайта в поисковых системах – это отдельный комплекс , который может включать в себя оптимизацию сайта под поисковые системы, покупку ссылок, размещение информации в каталогах, написание статей и тп. Здесь каждый магазин самостоятельно решает, что ему предпочтительнее: отдать это на аутсорсинг, взять в штат квалифицированного SEO-специалиста или научиться самому.

К сожалению, в настоящее время все еще существуют так называемые черные методы раскрутки, такие как дорвеи (doorways), клоакинг (cloaking), скрытый текст, "могильники" ссылок, массовый обмен ссылками и тп. Это запрещенные методы, использование которых приводит к бану сайта и исключению его из поисковой выдачи. "Восстановиться" в поисковиках после этого будет очень тяжело.

Среди основных проблем продвижения магазина в поисковых системах Дмитрий Суворов называет большое количество ключевых слов. "Трудно выбирать поисковые фразы, а точнее их наиболее популярные написания, используемые пользователями для поиска товаров, отслеживать позиции сайта по ним ", - объясняет он. Сергей Людкевич считает, что некоторые сложности вызывает высокая конкуренция, когда за ограниченное количество мест в топе может бороться значительное число игроков. " Для продвижения по высокочастотным запросам возникает необходимость в постоянном улучшении входящей ссылочной массы при условии, что поисковые машины непрерывно борются с попытками воздействия на ранжирование. Кто лучше ориентируется в изменчивой ситуации, кто умеет определять, какие именно ссылки играют наиболее важную роль, какие тексты ссылок наиболее эффективны в текущий момент, какие методы получения ссылок наиболее перспективны - тот и выигрывает в долгосрочной перспективе" – говорит он. С трудностями приобретения качественных ссылок, повышающих релевантность сайта по заданным запросам, сталкивается и Константин Каширин.

Реклама лучше?

Еще одним способом привлечения клиентов на сайт является контекстная реклама. Однако мнения специалистов по поводу ее эффективности применительно к раскрутке интернет-магазина различаются. "Контекстная реклама для продвижения товаров магазина подходит плохо", - считает Дмитрий Суворов. – Она может, скажем, на первом этапе заменить поисковую оптимизацию по низкочастотным запросам, но если товаров много, необходимое управление такой рекламой будет отнимать очень много времени. Ее лучше использовать для рекламы спецпредложений и проводимых в магазине акций". По мнению Бориса Преображенского, в настоящее время по соотношению цена/качество контекст сильно отстает от SEO и размещения xml-прайсов. "На сегодняшний день если и есть смысл работать с контекстом, то только с "Директом", отключив при этом отображение Ваших объявлений на партнерских сайтах",- говорит он.

Интернет-магазин "Озон" называет контекстную рекламу одним из основных рекламных каналов. "Мы размещаем текстовую контекстную рекламу в системах "Яндекс.Директ", Google Adwords и "Бегун". Размещаемся регулярно и довольно успешно", - отмечают они. "Контекстная реклама при грамотном подходе является весьма эффективным инструментом привлечения целевой аудитории", - отмечает Сергей Людкевич. С ним согласен Константин Каширин. "Контекстная реклама - очень эффективный инструмент, не зря многие SEO-компании являются также дилерами систем контекстной рекламы," - говорит он.

На сегодняшний день можно выделить три наиболее известные системы контекстной рекламы: "Яндекс.Директ", Google Adwords и "Бегун". Несмотря на то, что в 2007 году Google демонстрировал наибольшие темпы роста, большей популярностью по-прежнему пользуется "Яндекс.Директ". "Там наиболее качественный трафик," – отмечает Дмитрий Суворов. "Мне лично более импонирует "Яндекс-Директ", - говорит Сергей Людкевич, - но мы стараемся использовать и другие системы, такие, как "Бегун" и Google Adwords."

Больше средств, хороших и разных

Партнерские программы. Еще одним способом увеличения продаж интернет-магазина является использование партнерских программ. Партнер размещает у себя на сайте в том или ином виде информацию о продаваемом магазином товаре и ссылку на него уже на сайте магазина и получает деньги. Есть три основные вида вознаграждения. Во-первых, возможна "оплата за посетителя", когда партнерам выплачивается фиксированная сумма за каждого привлеченного на сайт клиента. Во-вторых, существует "оплата за действие", когда вознаграждение зависит от определенных действий, которые совершает посетитель на сайте магазина. В-третьих, используется "оплата за продажи", когда партнер получает определенный процент за товар, проданный магазином после перехода на сайт по ссылке партнера. Для интернет-магазина, безусловно, предпочтительнее последний вариант, поскольку его основная задача - не привлечь клиента на сайт, а продать ему товар.

Так, активно использует партнерскую программу интернет-магазин "Озон". "Сегодня в этой программе работают около 5 000 сайтов, которые ежегодно приносят до 10% от общего количества заказов", - рассказывает Ивашкина. Кроме того, компания имеет еще одну программу работы с интернет-магазинами -"Поставщики", которая предполагает более тесную кооперацию и совместные маркетингово-рекламные мероприятия. В частности, по такой программе "Озон" работает с интернет-магазином Parter.ru.

Каталоги и рейтинги. Как ни странно на первый взгляд, особого эффекта размещение в каталогах не принесет. Не так много каталогов, в которых стоит оставлять информацию. По данным Liveinternet и Spylog, больше всего посетителей приходит с "Рамблер Топ100" ( 53,2% и 54 % соотвественно), за ним следует "Яндекс.Каталог" (38,4% и 31,7%). Переходы со всех остальных составляют менее 5%.

Тем не менее, по мнению Людкевича, "это шаг, который обязательно нужно сделать". Ведь, размещение в хороших каталогах даст сайту трафик и больше доверия со стороны потенциального клиента. К тому же, кроме привлечения прямых посетителей, количество которых существенно варьируется в зависимости от тематики, данные из собственных каталогов учитываются тем или иным образом поисковыми машинами при ранжировании. Другими словами, размещение информации в каталоге может помочь раскрутке, но только как один из элементов общей целостной рекламной кампании.

Бесплатный обмен баннерами и ссылками. Для повышения популярности некоторые магазины прибегают к обмену баннерами и ссылками. Однако далеко не все специалисты считают такой подход эффективным. Дело в том, что прямой обмен ссылками может восприниматься поисковыми системами как ссылочный спам, что в свою очередь сопряжено с санкциями "Яндекса" и в конечном счете может привести к бану. Большое количество размещенных на сайте баннеров не принесет ему популярности. Более того, он будет выглядеть достаточно аляповато. Баннерные показы можно просто покупать, но прогнозировать отдачу сложно: может быть много переходов, а может не быть ни одного.

Баннерная реклама. Интернет-магазин можно продвигать с помощью размещения баннеров на тематических сайтах и просто популярных сайтах. Баннерная реклама для магазина может быть эффективной, но только при условии ее грамотного планирования. Обычно затраты на баннерную рекламу значительно превышают затраты на поисковое продвижение, контекстную рекламу и размещение на прайс-площадках. Кроме того, эффективность баннерной рекламы обычно ниже, однако она способна обеспечить бОльшие объемы продаж. Специалисты сходятся во мнении, что использование баннерной рекламы обоснованно после того, как будут максимально использованы остальные методы продвижения интернет-магазина.

Существуют и другие методы привлечения клиентов, такие как рекламные и новостные рассылки, размещение в СМИ пресс-релизов и статей. Однако их рекомендуется использовать только в комплексе.

В целом, общая концепция раскрутки интернет-магазина включает в себя продвижение в поисковых системах, контекстную рекламу, использование прайс-площадок и различные партнерские программы. Все остальное директора или владельцы магазинов определяют для себя: кто-то предпочитает обратиться в профессиональное агентство, кто-то берет в штат квалифицированного интернет-маркетолога, а кто-то занимается этим самостоятельно.

Яна Станкевич / CNews