Разделы

Интернет E-commerce Веб-сервисы Интернет-ПО

Платежные системы в России: как уйти в отрыв

Несмотря на бурное развитие российского рынка электронных платежей, исторически первая ЭПС в нашей стране — "Киберплат" — уже почти 10 лет сохраняет лидирующие позиции, занимая свыше 30% рынка. По мнению аналитиков, удается ей это за счет гибкой политики работы с агентами, партнерства с "мобильной тройкой", надежной технологической платформы и применению инноваций, таких как разработка ПО с открытым кодом.

Для дальнейшего развития бизнеса "Киберплат" планирует увеличить количество платежных шлюзов к учетным системам различных провайдеров услуг. В 2006 году к платежной системе подключились "Центртелеком", "Дальсвязь", "Кодотел", "Акос" и другие. Кроме того, компания ищет новые виды сервиса, которые могут быть востребованы населением. Так, в 2006 году был реализован проект по приему абонентской платы за пользование спутниковыми и радиопоисковыми противоугонными системами "Цезарь Сателлит" и "АвтоЛокатор", а также за интернет-локацию.

Впрочем, особые надежды "Киберплат" возлагает на возможность приема коммунальных платежей в ряде крупнейших регионов. В частности, в последние годы прием коммунальных платежей в торгово-сервисных точках ритейловых сетей был реализован в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Пензе. Все игроки рынка отмечают огромный потенциал этого сегмента, однако из-за ряда факторов его развитие сдерживается. В частности, к барьерам можно отнести потенциальное недоверие потребителя к новому сервису и вопросы информационной безопасности. Однако, эксперты "Киберплат" в качестве основной проблемы обозначают задачу технической интеграции системы с местным отделением ЖКХ, сетуя, что инфраструктура последнего зачастую просто отсутствует. Для решения этой задачи, "Киберплат" выступает нередко в качестве партнера, предоставляя все необходимое оборудование для организации приема платежей.

Бизнес с открытым кодом

Эксперты и игроки рынка отмечают, что 2006 год стал годом активного развития рынка приема электронных платежей с помощью терминалов самообслуживания. Ориентируясь на эти тенденции, специалисты "Киберплат" разработали и отладили программное обеспечение для предпроцессинга, позволяющее осуществлять удаленный мониторинг функционирования терминальных сетей, а также оконечное ПО для терминала. Примечательно, что в новой версии программного обеспечения реализована возможность работы терминала в двух режимах: on-line и off-line. Терминалы с таким ПО могут вести прием денежных средств с отложенным зачислением на счет в случае временного отсутствия связи с процессинговым центром. Впрочем, специалисты "Киберплат" не рекомендуют прием платежей в режиме off-line, акцентируя внимание на обязательном наличии у ЭПС надежной технологической платформы и партнерских отношений, позволяющих проводить максимально возможное количество платежей в режиме онлайн. Также в 2006 году группа компаний "Уникум" начала производство отказоустойчивых платежных терминалов под брендом "КиберПлат" с установленным ПО от рассматриваемой ЭПС.

Стоит отметить, что "Киберплат" открыл исходные коды ряда своих программ для всех желающих, а партнеры получили доступ к исходным кодам клиентских приложений для мобильных телефонов, КПК и платежных терминалов. Открытый код позволяет при необходимости дорабатывать приложения под локальные требования пользователей, интегрировать их в различные учетные системы, системы управления предприятием, бухгалтерские системы и т.п. "Приложения с открытым кодом — это завтрашний день индустрии информационных технологий. Мы уверены, что совместная работа с нашими партнерами по доработке и оптимизации решений "Киберплат" позволит сделать наши услуги еще более удобными и востребованными рынком" — считает генеральный директор компании "Киберплат" Андрей Грибов.

Особое внимание в 2006 году было уделено разработке программных продуктов, позволяющих осуществлять прием платежей в местах, не оборудованных компьютером и фиксированной связью. В частности, был успешно запущен в эксплуатацию программный модуль CyberplatMobile, позволяющий принимать наличные платежи с помощью мобильного телефона.

Также специалисты "Киберплат" разработали уникальную технологию, позволяющую генерировать и подписывать с использованием ЭЦП документ любого формата непосредственно на мобильном телефоне. Технология позволяет пользователю обходиться в работе — например, при генерации платежных поручений — исключительно своим сотовым телефоном. Благодаря ЭЦП с длиной ключа 512 бит, интегрированной в программу, документы, создаваемые при ее помощи и пересылаемые адресату, обладают полной юридической силой, признаются российскими судами и являются неоспоримыми. Примечательно, что "Киберплат" имеет соответствующие лицензии Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и других инстанций.

Неудержимая экспансия

Платежная система "КиберПлат" пытается сделать свое присутствие в регионах России максимальным. Так, в 2006 году были открыты региональные представительства компании в пяти федеральных округах: Северо-Западном, Уральском, Центральном, Южном и Приволжском. Тогда же была запущена программа "Региональный представитель", ориентированная на формирование региональной сети контрагентов, которые займутся привлечением новых дилеров платежной системы.

Примечательно, что "КиберПлат" начала реализовывать программу международной экспансии. В сентябре 2005 года в Казахстане была открыта дочерняя компаниия — "Киберплат-Казахстан". Первые платежи через систему были осуществлены в апреле 2006 года. А уже к концу 2006 сеть пунктов приема платежей на территории Казахстана составила более 2500 точек. В число клиентов платежной системы "Киберплат" на территории Казахстана вошли как российские партнеры: "Евросеть" и Dixis, так и крупные игроки местного рынка: салоны сотовой связи Mzone, NTN, "Орбита-Telecom", Sim-Mobile, сеть электроники и бытовой техники Sulpak. Активно развивается партнерский проект с "Казпочтой", которая располагает свыше 3 тыс. отделений.

Активно развивался и терминальный бизнес "КиберПлат". В частности, в рамках глобального партнерства с компанией "Билайн" был запущен проект по установке терминалов "КиберПлат" в офисах продаж оператора связи на всей территории Казахстана. Кроме того, в рамках этой же глобальной программы в 2006 году было открыто и начало операционную деятельность представительство платежной системы "Киберплат" на Украине, на стадии запуска аналогичный проект в Узбекистане.

Василий Полевой / CNews