Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Почему интернет-магазины не популярны в России

Недостаточно проработанная правовая база и отсутствие у российского потребителя навыков отстаивать свои права, привели к широкому распространению "кустарного" интернет-бизнеса, весьма негативно влияющего на развитие рынка в целом. Отсутствие сертификатов, постоянная смена юридического лица в целях "снижения издержек на налоги", работа без кассовых чеков с бракованным или "серым" товаром вполне характеризуют подобный бизнес и, несомненно, только усиливают недоверие покупателей, ориентирующихся не на репутацию магазина, а на низкие цены.

Покупатель не доверяет

В сложившейся ситуации, несомненно, сложность формирования правовой основы и регламентации в сфере интернет-бизнеса оказывают сильное влияние на уровень доверия посетителей к интернет-магазинам. Именно отсутствие адекватной нормативно-правовой базы, механизмов страхования рисков и разрешения конфликтов и споров привели в свое время к появлению существенного количества обманных коммерческих предложений в Сети. Так, в сфере интернет-магазинов сегодня можно столкнуться со следующими примерами "нечестности": продажа некачественного товара, преувеличение достоинств продукта, его работоспособности, различия в заявленном и реальном ассортименте, невозможность своевременной доставки заказа, произвольное изменение цены и многое другое.

В тоже время, следует отметить, что российское законодательство имеет определенные средства для регулирования проводимой в интернете коммерческой деятельности и, надо отдать должное, старается развить и усовершенствовать соответствующую правовую базу. На виртуальную торговлю распространяются законы защиты прав потребителей. Более того, в ноябре 2004г Госдума одобрила во втором чтении поправки к закону «О защите прав потребителей», согласно которому потребительские права интернет-покупателей будут защищены вводимой в закон статьей «дистанционный способ продажи товара». Отныне продавец интернет-магазина должен будет представить покупателю полную информацию "об основных потребительских свойствах товара", его цене, порядке доставки, оплаты товара и "сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора". Даже при немотивированном отказе потребителя от товара, продавец должен в течение десяти дней возвратить ему уплаченные деньги. Из которых, впрочем, имеет право вычесть собственные расходы на доставку возвращенного товара от потребителя на свой склад. В случае предоставления некачественного товара покупатель сможет потребовать заменить товар или вернуть деньги, а заодно и предъявить иск в суд о возмещении ему морального вреда. В такой ситуации для владельцев интернет-магазинов становится насущно необходимым, при заключении сделки с клиентом, составлять текст договора, в котором будут определены все условия покупки, гарантии и методы решения вероятных споров. Одновременно подобный электронный договор должен послужить российскому покупателюг он-лайн магазинов гарантией заключаемой сделки и возможностью в суде отстаивать свои права.

И это еще не все. Озабоченность НАУЭТ (Национальной ассоциации участников электронной торговли) проблемой доверия потребителей к электронной коммерции и развитием существующей правовой базы, может уже в самом ближайшем будущем обернуться обязательной сертификацией интернет-магазинов Рунета. По-видимому, критерии соответствия еще до конца не выработаны, однако уже ясно, что в основу будут заложены европейские стандарты электронной торговли. Подобная политика вполне может привести к существенному сокращению количества интернет-магазинов и к существенному повышению качества обслуживания. А это значит, что значительно большая часть населения страны сможет почувствовать себя в безопасности, осуществляя покупки в онлайновом магазине.

Комплексный подход

Несомненно, что неудачи при взаимодействии клиента с интернет-магазином формируют крайне негативное отношение к подобному способу торговли, и в настоящее время это является серьезной проблемой для электронной коммерции Рунета. Подобная проблема требует принятия решений как со стороны покупателей и продавцов, так и со стороны государства. Это значит, что интернет-магазинам, развивающим онлайновую торговлю, необходимо ориентироваться на построение надежных и успешных отношений с клиентами. Для завоевания рынка это имеет первоочередное значение, поскольку, как показывает статистика, в случае удачной покупки клиент повторно обращается к уже знакомому магазину. Более того, в условиях формирования законодательной базы такой подход станет и залогом выживания магазина. Для пользователей основным критерием выбора должен стать фактор надежности магазина. И здесь, как и на Западе, следует отдавать предпочтение известным магазинам, которые достаточно долго продержались на интернет рынке или, хотя бы, магазинам, которые размещают о себе максимально полную информацию, включая регистрационные данные и фактический адрес.

Ирина Евдокимова