Статья

Поисковые машины давят "черных оптимизаторов"

Интернет Бизнес Веб-сервисы
мобильная версия

Сегодня интернет стал реальной бизнес-средой, и позиция сайта компании в результатах поискового запроса оказывает значительное влияние на ее бизнес. "Верхние строчки" являются предметом острой борьбы. При этом далеко не всегда первые места занимают наиболее адекватные запросу ресурсы. Противостоять "черным оптимизаторам" могут лишь сами поисковые машины. Полный текст статьи опубликован в одном из номеров журнала CNews.

Поисковики, представляющие собой на сегодняшний день один из самых востребованных интернет-сервисов, оказывают серьезное влияние на бизнес. По статистике, пользователи редко заходят даже на вторую страницу результатов поиска, поэтому, чем выше расположен сайт, тем больше посетителей он привлечет. Это приводит к стремлению манипулировать результатами, выдаваемыми наиболее популярными поисковыми машинами. С другой стороны популярность поисковика напрямую зависит от того, насколько релевантные ссылки он выдает. Соответственно, чем совершеннее механизм поиска, тем популярнее машина и тем изощреннее становятся способы продвижения сайтов.

Как все начиналось

Первоначально поиск воспринимался как одна из составляющих всемирной паутины, облегчающая жизнь пользователям, а разработчикам поисковых систем и в голову не приходило скрывать механизм своей работы. Сам поиск при этом базировался на обработке специальных тегов в HTML-документах. Но активные вебмастеры практически сразу воспользовались этим и начали заполнять рассматриваемые теги так, чтобы оптимизируемый ресурс оказывался в первых строчках результатов поиска. Более того, очень часто содержание тегов не имело никакого отношения к тематике сайта, но полностью соответствовало словам, составляющим самые популярные запросы.

Поисковики решили эту проблему, прекратив учет содержимого тегов и переключив внимание на текст самой страницы. В тот момент логично было предположить, что чем чаще определенное слово встречается в тексте документа, тем более он релевантен запросу. Но и этот раунд поисковые системы проиграли. Создать множество страниц, в которых сотни раз встречается популярное слово, например, "мобильник", чтобы попасть на первые места по этому запросу, оказалось достаточно просто. В результате интернет наполнился бессмысленными, напичканными ключевыми словами страницами. Посетитель с них мгновенно перенаправлялся на другой сайт, наполненный рекламой или информацией, часто не имеющей никакого отношения к поисковому запросу. Такие ловушки получили название doorway (входная страница). Поисковики быстро среагировали и на эти действия, введя ограничения на частоту использования ключевой фразы на странице. Это частично исправило ситуацию, но не сделало результаты поиска чистыми.

Эпоха Google

Появление на рынке Google, предложившего качественно новый способ организации поиска, принесло существенный перевес в борьбе с поисковыми спамерами. Алгоритм его работы основывается на определении для каждого ресурса, так называемого, авторитета страницы – Page Rank (PR), представляющего собой обобщенный показатель ее популярности. То есть при определении позиции сайта в результатах поиска, помимо количества нужных слов на странице, решающее значение также имеет то, сколько и какие страницы по всему интернету на него ссылаются. Учитывается не только количество, но и качество ссылок. За счет этого верхние места при ранжировании результатов поиска достаются именно сайтам с высоким PR.

Заказать исследования CNews Analytics по теме «Рынок поисковой оптимизации»

Механизм Google открыл новый этап в развитии поисковых систем – практически все современные поисковые машины применяют вариации Page Rank. В "Яндексе" – это индекс цитирования, в "Рамблере" – ссылочный вес документа. При этом наученные горьким опытом разработчики поисковых движков уже не раскрывают точный алгоритм: известны лишь общие принципы работы системы. Дальнейшее развитие принципов авторитетности страницы вылилось в появление "ссылочного ранжирования", когда учитывается текст ссылок на сайт, что придает ему большое преимущество перед другими ресурсами. Например, ссылка, на которую нажимает пользователь, может выглядеть как www.zr.ru, а может содержать слова "за рулем", соответствующие тому же сайту. Если ссылок с такими словами много, то при запросе "за рулем" именно этот ресурс оказывается на первом месте.

Разработчики сайтов ответили созданием системы Search Engines Optimization (SEO) – поисковой оптимизации ресурсов. Специалисты SEO, или оптимизаторы, специализируются как раз на привлечении поисковой аудитории, концентрируют свои усилия на том, чтобы написать текст для сайта, сформировать структуру страниц, расставить ссылки на ресурс и т.п. таким образом, чтобы сайт оказался в самом верху поискового ранжирования при релевантных, а иногда и не очень запросах. В пределе может создаваться несколько различных страниц, каждая из которых оптимизирована под алгоритм конкретной поисковой машины.

При этом, фактически поисковики не против оптимизаторов, соблюдающих правила и создающих полезные сайты, но как в любом деле, где замешаны деньги, желание использовать запрещенные приемы никуда не исчезло. В результате текстовые ссылки стали продаваться, и сформировался стихийный рынок, на котором появилось множество "продавцов лиц", то есть ссылок, размещаемых на главной странице сайта. Поисковики в ответ на это ввели специальные фильтры.

Таксономия и фолксономия

Растеряв часть доверия пользователей, поисковые системы продолжают совершенствовать алгоритмы, но в интернете уже начали появляться альтернативные способы организации и поиска информации. Например, таги – ключевые слова, с помощью которых информация обобщается по категориям. Простейшая иллюстрация – категории на блоге: к примеру, "интернет-сервисы", "новости", "поисковые системы" и т. д. Когда таги образуют иерархию, получается таксономия, принцип организации интернет-каталогов, когда ссылки на сайты расположены в рубриках, имеющих несколько уровней вложенности.