Разделы

Интернет Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Портал с "Листа"

Заокеанские инвестиции продолжают с типично американской энергичностью и настырностью заполнять российский интернет. Компания netBridge существует всего около полугода, но за этот короткий срок ее проекты (особенно аукцион «Молоток») успели «примелькаться» в Рунете и стать привычной и неотъемлемой частью российского сетевого пейзажа.

netBridge был основан в ноябре 1999 как интернет-инкубатор и инвестиционный фонд. Стратегия компании - создание собственных проектов и инвестирование в существующие. На данный момент сотрудниками компании являются около 130 человек. Среди учредителей и владельцев акций фонда – крупная группа инвестиционных фондов New Century Holdings, управляющая инвестиционным портфелем на сумму $1.2 млрд в странах СНГ и Восточной Европы.

Самыми крупными инвестициями компании стали инвестиции в каталог List.ru (в наследство от “Листа” компании достался юмористический сайт fomenko.ru и маргинальный развлекательно-эротический ресурс lovers.ru). netBridge заявил, что размер сделки составляет 6 млн. долларов, и это немедленно породило слухи, что владелец «Листа» реально получил за свой проект как минимум в десять раз меньше. «Мы заявляем, что в течении нескольких лет мы инвестируем в «Лист» 6 млн. долл., а кто сколько получил денег – это не самый важный вопрос. Это разумная интеллигентная сделка» – комментирует ситуацию вице-президент netBridge Владимир Коновалов.

Каталог был приобретен для превращения его в «полноценный горизонтальный портал», создание которого было необходимо netBridge для интеграции в него отдельных проектов. Юлия Сигунова, директор по маркетингу netBridge, рассказывает, что найти подходящий объект для вложений было достаточно непросто: «Мы общались со многими владельцами ресурсов. Проблема состояла в том, что точка зрения на развитие ресурсов большинства владельцев не совпадала с нашей. В случае с Германом Клименко, владельцем сайта List.ru, его и наши взгляды на развитие проекта совпали, и мы пришли к обоюдовыгодному решению”.

List должен быть превращен в портал уже в июле. Над его новым содержанием и дизайном работает смешанная команда старых работников проекта и сотрудников компании-инвестора. «Портал мы будем наполнять полезным и нужным контентом из разных провереных источников, однако все это будет делаться постепенно и вокруг того, что уже существует на «Листе» - рассказывает г-жа Сигунова, - большое внимаение будет уделяться счетчику TopList – кстати, уже сейчас количество его счетчиков сравнялось с количеством счетчиков «Рэмблера».

В «Листе» появятся новости (в том числе спортивные), разделы, посвященные отдыху и досугу. Они будут производиться своими силами. «Есть и специальные тематические ниши, которые мы сейчас разрабатываем, и они должны дать нам конкурентное преимущество» – говорит г-н Коновалов.

Большинство сайтов, принадлежащих netBridge, будут интегрированы в новый портал. Сейчас у компании есть проект в сфере C2C –аукцион “Молоток», B2C – магазин 24x7.ru, есть бесплатные сервисы – открыточный сайт «Миру Мир» и коммьюнити с бесплатным хостингом Boom.ru. Проекты получают доход исключительно от рекламы, но в будущем планируется введение платных услуг для пользователей.

Одновременно с интеграцией в портал идет работа по улучшению проектов. В магазине 24х7.ru повышенное внимание уделяется контенту – товарным категориям, номенклатуре товаров, логистике. В июне в списке товаров магазина появились игрушки, в июле должны появиться видеокассеты и DVD. Довольно успешно, по словам г-жи Сигуновой, развивается бесплатный хостинг-сервис Boom.ru, или, как его называют в netBridge, «интернет-сообщество». Модель интернет-коммьюнити, по мнению компании, крайне привлекательна как рекламный носитель за счет большого траффика - «люди делают свои странички, ходят туда сами, отправляют друзьям или размещают в чатах ссылку, даже представители малого бизнеса делают свои бизнес-странички, пишут адрес на визитке – и все это растет как снежный ком» - комментирует г-н Коновалов. Траффик проекта очень большой – около 500 000 показов страниц в день.

Впрочем, самый раскрученный и успешный проект компании – аукцион «Молоток» - пока не войдет в портал. Аукцион был запущен совместно с компанией CompTek в декабре 1999 года. В марте компании решили «разойтись» (впрочем, без взаимных претензий и «объявления войны») и права на сайт перешли к netBridge. За несколько месяцев маркетинговая команда «Молотка» сумела так раскрутить проект, что о нем узнали даже те, кто никогда не бывал в интернете. Агрессивная рекламная кампания включала в себя использование придорожных биллбордов, рекламу на радио и в прессе («Из рук в руки», «Афиша», «Эксперт», «Компьютерра», «Профиль»). Результат говорит сам за себя: сайт занимает 1 место в рубрике “электронная коммерция” в рейтингах Rambler, TopList и Spylog.

Сейчас на волне популярности «Молотка» появляется все больше интернет-аукционов. Конкуренция netBridge не смущает. «То, что аукционов становится все больше и конкуренция растет, мы рассматриваем как позитивный факт. Раньше мы тратили значительную часть своих рекламных бюджетов только на то, чтобы объяснять людям саму модель интернет-аукциона. Теперь этого делать не надо – процесс просвещения прошел, и можно рекламировать только бренд» – говорит г-жа Сигунова.

18 июня «Молоток» преодолел планку одиннадцати тысяч аукционов, одновременно проходящих на сайте. Среднесуточное количество посещений составляет 9 тыс. На аукционе зарегестрировались 38 тыс. человек, выставившие на продажу товаров на общую сумму 15 млн. долл. Впрочем, величина этой суммы пока мало что дает аукциону - сайт работает бесплатно и зарегистрироваться на нем можно анонимно. Деньги за операции, проведенные через него, пока не взимаются. Но это только пока. Через некоторое время, когда лояльная аудитория аукциона окончательно сформируется, а онлайновые платежные системы встанут на ноги, «Молоток» начнет взимать комиссию с участников сделок.«Интернет – это не бесплатный сервис, это нормальный бизнес – говорит г-н Коновалов, - Сейчас мы как раз проводим маркетинговые исследования с целью того, чтобы выяснить, когда и как можно ввести оплату услуг».

netBridge не спешит с покупкой или созданием новых проектов. «Мы каждый день получаем проекты, - говорит г-н Коновалов, - и некоторые находятся в стадии рассмотрения. Однако сейчас интернет становится все более коммерческим, и мы хотим сосредоточиться на получении прибыли, поэтому каждый проект тщательно анализируется. Нельзя точно сказать, когда точно у нас будет релиз нового проекта».

Впрочем, что можно сказать с достаточной долей уверенности – это то, что будущий проект netBridge не будет относиться к сектору B2B: компания ориентируется на «интернет для конечного пользователя». Несмотря на то, что B2B - самое модное сейчас направление электронного бизнеса, netBridge не собирается им заниматься – по крайней мере, в обозримом будущем. «Разговоров о B2B много, но реального бизнеса мало. Пока не понятно, как это будет развиваться, и мы строим свою стратегию в этом направлении очень осторожно. Опыт покажет, что более перспективно» - говорит г-н Коновалов.

netBridge не называет общую сумму запланированных вложений в Рунет и планирует объявлять только размер инвестиций под каждый новый проект.