Разделы

Интернет Веб-сервисы

Романсы об интернет-финансах

Вчера были объявлены результаты исследования российского рынка финансовых интернет-услуг. Горячее желание энтузиастов собрать актуальную статистку по столь интересному сегменту, к сожалению, в некоторых случаях уперлось в ограниченность исследовательских ресурсов. Наряду с, безусловно, интересными данными, многие выкладки специалистов вызывают вопросы. Сразу оговоримся, что участники проекта изначально не брались за столь неподъемную задачу как исследование российского рынка интернет-финансов. В течение многих месяцев, аккумулируя информацию об участниках рынка и поддерживая с ними постоянный контакт, исследователи решили подробно расспросить представителей банков и инвестиционных компаний, наиболее активных в осваивании сетевых технологий. Имея достаточно полную базу финансовых структур, внедряющих или проявляющих интерес к внедрению систем интернет-трейдинга и интернет-банкинга, специалисты провели среди них анкетирование. На 25 вопросов ответили представители 84 банков, 50 инвестиционных фирм и около 40 сотрудников других организаций (разработчики ПО, пресса и т.д.). Часть из них заполнила четырехстраничные анкеты в рамках проводившейся в апреле конференции "iFin 2001", остальные - сделали это в интерактивном режиме, через интернет. Впрочем, как вытекало из слов выступавших, часть информации была получена ими от сотрудников PR-служб и рекламных отделов банков. К этому моменту мы еще вернемся.

Таким образом, как сразу оговорился Андрей Бурдинский, генеральный директор компании "Интернет Маркетинг", речь идет исключительно о "сетевом авангарде" российского финансового сообщества и выводы, приводимые в исследовании ни в коей мере нельзя экстраполировать на весь рынок в целом.

Интернет-трейдинг

На одном из первых слайдов, представленных собравшимся в конференц-зале ММВБ, была представлена диаграмма, составленная по данным разработчиков и наглядно демонстрирующая доли систем интернет-трейдинга на российском фондовом рынке. Как сообщили CNews.ru исследователи, всего было учтено 200 инсталляций.
Судя по всему, данные несли в себе значительную погрешность, так как совершенно не подтверждались результатами опроса компаний-брокеров и банков, представленными на графике ниже. Любопытно, что, например, в раздел "собственная система", компания "Алор-инвест" попала только с одной инсталляцией собственной системы, так как не предоставила данных о своих суб-брокерах. Данный пример весьма характерен и свидетельствует о некоторой неполноценности "сосчитанных" долей рынка.
Некоторое недоумение вызывает доля в 21% опрошенных, поставленных в тупик вопросом о наименовании используемой ими системы интернет-трейдинга. Как подтвердил CNews.ru Александр Кузьменко, заместитель директора компании "Интернет Маркетинг", вспомнить название не смогли те самые сотрудники пресс-служб, о которых упоминалось выше.

В ходе исследования также выяснилось, что 35% опрошенных уже предоставляют своим клиентам услуги доступа к биржевым торгам через интернет и еще 36% планируют делать это "в ближайшем будущем". По словам Александра Кузьменко, под ближайшим будущим понимается один год.

К безусловно интересным можно отнести полученные данные о приоритетности критериев выбора компаниями-брокерами при выборе системы интернет-трейдинга. Ответы участников подтверждают, что затраты на приобретение и поддержание системы, по-прежнему, играют важное значение для банков. Участники рынка вполне справедливо не рассчитывают на большой интерес клиентов к новой услуге и пытаются минимизировать возможные издержки.

По оценкам респондентов, с переходом на обслуживание клиентов через интернет уменьшаются накладные расходы в пересчете на одного клиента. Кроме того, подтверждается известный факт роста торговой активности инвесторов при возможности самостоятельного выставления заявок на покупку или продажу акций через Сеть.

Интернет-банкинг

По данным исследования, наиболее распространенной финансовой интернет-услугой среди российских банков является интернет-банкинг. По данным анкетирования, 40% из 50 опрошенных российских банков уже предлагают своим клиентам услугу управления банковским счетом через интернет; 24% - оказывают услуги интернет-трейдинга и 13% - интернет-эквайринга. Помимо того, доступ на биржевые торги через Сеть для своих клиентов планируют организовать 33% банков, внедрять услуги банкинга собираются 33% из еще не сделавших это, а эквайринг в интернете привлекает 17%. В качестве базы для расчета рыночных долей систем интернет-банкинга, были взяты данные разработчиков о количестве проведенных инсталляций.
Как и в случае с интернет-трейдингом, данные опроса 50 банков существенно отличаются от официальных данных разработчиков. В использовании систем банкинга финансовые структуры предпочитают полагаться на собственные разработки (39% опрошенных). На наш взгляд, данный результат исследования является подтверждением того, что сам рынок банковских интернет-услуг до сих пор является крайне неразвитым и предприятия, не рассчитывая на значительные дивиденды от нового направления, предпочитают не связываться с дорогостоящими готовыми системами. 75% опрошенных заявили, что стоимость системы интернет-банкинга не должна превышать 50 тысяч долларов.
Говоря о влиянии сервиса интернет-банкинга на финансовую активность клиентов, 36% респондентов отметили, что при переходе на использование интернета для осуществления банковских платежей, сумма среднемесячного остатка на счетах клиента остается прежней; 19% утверждают, что сумма увеличивается; 7% сообщили об уменьшении данного показателя. В то же время каждый второй из представителей банков отметил, что оборот клиента при использовании системы интернет-банкинга увеличивается, а 28% не заметили никаких изменений.

В исследовании, осуществленном двумя компаниями, ни словом не упоминалась услуга интернет-страхования. "Данное направление развивается настолько вяло, что мы не видим предмета для исследования", - сообщил CNews.ru Андрей Бурдинский. Ограниченность исследования, по признанию самих участников проекта, была связана с недостатком соответствующих ресурсов. Для проведения анализа спроса на финансовые услуги в интернет и на определение потенциала этого спроса необходимы гораздо большие средства, чем смогли выделить компании-участники. Жаль, подобная информация была бы крайне интересна всему бизнес-сообществу. Может быть, в следующий раз?