Статья

Технопарк: тренировка на "кошках" для веб-разработчиков

Интернет Веб-сервисы Интернет-ПО
мобильная версия

Проблема расхождений между университетской программой и реальными рабочими задачами в ИТ-сфере не нова. В ряде стран уже нашли решение: вузы и бизнес объединяются, чтобы дать студентам возможность попрактиковаться на реальных проектах. В России по этому пути пошли Mail.Ru Group и МГТУ им. Н.Э. Баумана с совместным проектом Технопарк@Mail.Ru, объединившими теорию и практику веб-разработки.

Пожалуй, именно в ИТ особенно четко проступает одно из главных противоречий российского высшего образования. Считается, что его уровень крайне высок, при этом от разработчиков, закончивших университеты, часто можно услышать, что все нужные в работе знания и умения они приобрели не в стенах учебного заведения, а во время подработок или в рамках самообразования.

Паззл складывается просто. Упор в отечественном образовании делается на фундаментальную часть, с практической же составляющей — большая проблема: опыт, который получают студенты, оторван от жизни и почти не пересекается с тем, что реально происходит в индустрии. Для отрасли, которая меняется и выставляет новые требования с сумасшедшей скоростью, это неудивительно — но от этого не менее печально.

Между тем, для студентов возможность попрактиковаться на серьезных проектах — своеобразная гарантия того, что после окончания вуза они действительно смогут свободно выбирать, чем заниматься. Выпускник, который за время учебы наработал хороший опыт решения как повседневных, так и масштабных и нестандартных задач, будет чувствовать себя гораздо увереннее, если станет реализовывать собственный проект.


Создатели "Технопарка" поставили перед собой задачу дать студентам достаточно знаний для того чтобы выпускник мог реализовать собственный проект

Кроме того, специалисты с практическим опытом к моменту получения диплома нарасхват. Особенно это касается работы в крупных компаниях: там, как правило, ждут профессионалов, которым уже приходилось работать на больших и сложных проектах. Впрочем, есть и компании, которые не ограничиваются пассивным ожиданием: если молодым талантливым ребятам, “накачанным” теорией, не терпится попробовать себя на практике, надо дать им эту возможность, и желательно без отрыва от учебы. В развитых странах такая схема не редкость, в России по этому пути пошла Mail.Ru Group с проектом "Технопарк".

Теория и практика: симбиоз

"Технопарк" создан именно для того чтобы восполнить пробел в образовании. В "Технопарке" готовят квалифицированных веб-разработчиков и системных архитекторов, причем — важный момент — занятия строятся на примере реальных проектов.

В идеальном мире — рассудили инициаторы проекта — у студента в рамках учебного процесса есть возможность познакомиться с задачами "из жизни" крупной интернет-компании, потренироваться в их решении и задать возникающие по ходу вопросы специалистам с внушительным багажом соответствующего опыта. Этому принципу и следует программа Технопарка: на лекциях разбираются задачи и проблемы, с которыми сталкиваются веб-разработчики, а на семинарах студенты работают над собственными проектами.

Проекты могут быть либо аналогичны тем, что встречались в практике Mail.Ru Group, либо браться прямо из рабочего потока задач. Поскольку занятия ведут сотрудники компании, они могут объяснить не только теоретическую, но и практическую часть каждого решения — от особенностей внедрения до подводных камней.

Программа "Технопарка" охватывает широкий спектр тем. В первом семестре, например, студентам читают “Алгоритмы и структуры данных” (правда, в отличие от университетского курса, с практическим уклоном), а в третьем — “Управление качеством разработки программного обеспечения”.

Набор в "технопаркеры" открыт

В Технопарк принимают студентов Бауманки 3–5 курсов. Факультет значения не имеет: от поступающего требуется успешно пройти ряд тестов и рассказать, чего он ждет от занятий.

Перечень обязательных дисциплин “Технопарка”
Первый семестр:
  • Алгоритмы и структуры данных;
  • Web-технологии;
  • Углубленное программирование на С/С++.
Второй семестр:
  • Реляционные и нереляционные системы управления базами данных;
  • Web-технологии (высоконагруженные системы);
  • Углубленное программирование на Java.
Третий семестр:
  • Бизнес и системный анализ для архитекторов;
  • Проектирование пользовательских интерфейсов;
  • Программирование для мобильных устройств.
Четвертый семестр:
  • Проектирование архитектуры программного обеспечения;
  • Управление проектами и процессами создания ПО;
  • Тестирование ПО.

Сами студенты быстро оценили преимущества поступления в "Технопарк". Бонусов действительно много: возможность получить солидный опыт для резюме, попробовать себя в масштабных проектах и поработать вместе с высококлассными специалистами, которые не только рассказывают о своей работе, но и наглядно показывают, как решалась каждая задача.

Первый набор, начавшийся в конце 2011 года, широко не анонсировался; тем не менее, желающих собралось достаточно — отборочный тест захотели пройти около 350 человек. В результате двухуровневого отбора были зачислены 60 студентов. Каждые полгода ряды студентов Технопарка будут пополняться.

Лекции и семинары проходят трижды в неделю, по вечерам, в аудиториях МГТУ. Студентам также устраивают выездные мастер-классы в Mail.Ru Group и экскурсии в офис и дата-центр.

Стартап? Корпорация?

За два года в Технопарке студенты добавляют к теоретической базе навыки, наработанные на реальных проектах. Изначально программа составлялась с тем расчетом, чтобы выпускник Технопарка представлял собой самостоятельную боевую единицу. Часто молодой талантливый программист имеет в арсенале идею для стартапа, который потенциально может “выстрелить”, но не имеет необходимых навыков для того чтобы ее воплотить на желаемом уровне. Создатели "Технопарка" поставили перед собой задачу дать студентам достаточно знаний для того чтобы выпускник мог реализовать собственный проект; причем, помимо разработки как таковой, планируется рассказывать об управлении проектами, работе в команде и контроле качества.


Студенты быстро оценили преимущества поступления в "Технопарк"

Особенно ценно, что для каждого примера из учебного курса есть практический кейс. Здесь студентам играет на руку то, что в портфолио Mail.Ru Group соседствует множество высоконагруженных проектов. Те же ICQ и “Агент” — штучные продукты, и возможностей вникнуть в то, как они устроены изнутри, в принципе не так много. Но те, кто учится в Технопарке, могут не только расспросить об этом у лучших профессионалов в отрасли, но и, если повезет, поучаствовать в работе над проектом, которым пользуются миллионы.

Помимо занятий в научно-практическом центре студенту могут предложить пройти стажировку — многие из тех, кто поступил в Технопарк, уже стажируются на проектах компании. Фактически, такой опыт открывает перед студентом путь в любую крупную интернет-компанию, как отечественную, так и зарубежную.

На будущее

В Технопарке не скрывают своих планов. Скоро практический опыт, который могут получить студенты, станет еще шире: в программу войдут блоки образовательного контента, которые будут предоставлять партнеры. Организаторы активно призывают другие компании присоединиться к инициативе — в компании считают, что образовательные проекты должны находиться за пределами конкуренции.

В более отдаленной перспективе увеличится спектр специальностей: среди вероятных направлений называют дизайн интерфейсов, разработку игр и тестирование программного обеспечения — то, чему в России пока не учат. В скором времени в рамках проекта «потренироваться на кошках» сможет каждый желающий студент, и организаторы технопарка, как могут, приближают этот момент.

Дмитрий Волошин