Разделы

Телеком Интернет Цифровизация

Алексей Величко, Konnect, Россия – о новых трендах на рынке спутникового интернета в России

Относительно молодой рынок спутникового интернета продолжает свое бурное развитие, а его участники делают все, чтобы их услуги перестали восприниматься как премиальные сервисы для избранных и стали доступны буквально каждому жителю планеты. В апреле 2021 года глобальный оператор спутниковой связи Eutelsat S.A. стал одним из ведущих акционеров OneWeb с долей в 24%. OneWeb будет эксплуатировать 648 спутников на низкой орбите с низкой задержкой и глобальным охватом к концу 2022 года. В интервью CNews Алексей Величко, руководитель отдела продаж Konnect в России (российское представительство компании Eutelsat S.A., предоставляющей услуги ШПД под брендом Konnect с 2020 года), рассказал, каково состояние российского рынка спутникового интернета, какую роль в его развитии играет Ka-диапазон, и почему сотрудничество лучше конкуренции.

CNews: Каково было состояние российского сегмента спутникового интернета в РФ, когда компания «Евтелсат Нетворкс» (с 2020 года Konnect, Россия) вышла на рынок в 2016 году?

Алексей Величко: Для России 2016 год ознаменовался вводом в коммерческую эксплуатацию спутника «Экспресс-АМУ1»/Eutelsat 36C (созданный по заказу Eutelsat S.A. спутник тяжелого класса был выведен на орбиту 25 декабря 2015 года. Оснащенный транспондерами Ku- и Ка-диапазона космический аппарат предназначен для развития услуг непосредственного телерадиовещания и широкополосной передачи данных на территории Европейской части России, а также Африки южнее Сахары, – прим. CNews.). До этого на российском рынке услуги широкополосного доступа были представлены в Ku- и C-диапазонах, и это было предложение в основном для корпоративного сегмента. Системы спутникового ШПД в Ka-диапазоне охватывали лишь Дальний Восток и частично Европейскую часть страны. Широкого распространения среди частных пользователей услуга не имела, несмотря на то, что провайдеры предпринимали попытки популяризировать предложение, например, за счет субсидирования оборудования. Частные пользователи выбирали его чаще из-за отсутствия какой-либо другой связи.

По мере запуска услуг ШПД в Ka-диапазоне наметились положительные тенденции: снижение абонентской платы, увеличение скорости передачи данных. Достаточно сказать, что до 2016 года в России потребление трафика составляло в среднем до 10 Гбайт в месяц на пользователя. Сейчас этот показатель достиг 25-35 Гбайт/мес. Это связано как со снижением стоимости услуги, так и с тем, что на рынке появились технологии, позволяющие передавать «тяжелый» контент, в том числе видео и стриминг, на высоких скоростях. При этом стоит отметить простоту получения сервиса: абоненту требуется лишь небольшой терминал и возможность подключить его к электросети.

CNews: Сколько всего в России абонентов спутникового ШПД по состоянию на текущий год?

Алексей Величко: По общей текущей рыночной оценке исследовательских агентств в России около 137 тысяч пользователей. Согласно этим данным только за последние пять лет к спутниковому интернету было подключено 50 тысяч пользователей, и эти цифры растут. Что касается наших данных, то сегодня широкополосная связь составляет 6% деятельности Eutelsat S.A., это примерно 79 млн евро, включая услуги спутникового интернета в России, Европе и Африке.

Алексей Величко: Доступ в интернет становится услугой первой необходимости, как услуги ЖКХ

Доступ в интернет становится услугой первой необходимости, как услуги ЖКХ. Огромное количество сервисов, которыми люди привыкли пользоваться ежедневно, реализуются через интернет – это и госуслуги, и сервисы доставки товаров, и множество других. Особенно ярко эта тенденция проявилась в 2020 году, когда практически любому бизнесу пришлось в экстренном порядке переходить в онлайн, чтобы не терять клиентов и оставаться на плаву.

CNews: Был ли скачок подключений к спутниковому интернету в 2020 году?

Алексей Величко: Показатель прироста абонентской базы в прошлом году не самый высокий за последние пять лет, но один из пиковых. Рост обеспечивался в первую очередь частными пользователями, многие из которых столкнулись с тем, что, несмотря на широту охвата, мобильные операторы не всегда могут предоставить качественную связь «здесь и сейчас». В таких случаях спутниковый ШПД становится альтернативным решением быстрого развертывания. Мы отметили повышение спроса на услуги в Центральном федеральном округе (Московская и близлежащие к ней области), в Нижегородской области, в Республике Татарстан и ряде других субъектов.

Еще одним драйвером развития в прошлом году стало то, что в стране продолжалось подключение к интернету социально значимых объектов (школ, медицинских учреждений и прочих). И я имею ввиду не только реализацию федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика РФ». Госпрограмма рассчитана еще на несколько лет, а острая потребность в качественном интернете возникла уже прошлой весной, когда учебные заведения массово переходили на дистанционный режим работы. Конечно, не во всех российских регионах ситуация со связью критическая, но сложности есть. И тут на помощь пришли провайдеры спутникового интернета. Правительства регионов также откликнулись, упростив процедуры согласования и ввода сетей ШПД в эксплуатацию.

Алексей Величко: Мы не позиционируем себя как конкурента операторам традиционной связи, а стремимся восполнить их отсутствие или дополнить недостаточность их предложений

Согласно официальной статистике по уровню проникновения интернета за последние 10 лет в нашей стране был совершен качественный рывок: с 43% в 2010 году до 83,5% в 2019 году. Россия лидирует по этому показателю среди стран Восточной Европы. Однако впереди еще долгий путь, и спутники могут предоставить экономически эффективное решение для выхода в сеть Интернет в регионах, в которых наземные сети будут еще долго оставаться слишком дорогостоящими для развертывания.

CNews: Как развивался бизнес вашей компании?

Алексей Величко: Для нас отправной точкой стал уже упомянутый 2016 год, именно тогда мы вышли на рынок как стартап, не имея ни контрактов, ни абонентской базы. В начале 2020 года мы представили бренд Konnect в России, единый для Европы, Африки и России – трех макрорегионов, в которых наша материнская компания Eutelsat S.A. активно развивает спутниковый интернет. К 2021 году мы входим в топ-4 российских провайдеров спутникового интернета согласно последнему исследованию ComNews 2021 года.

CNews: Основными причинами, сдерживающими развитие спутникового интернета в России, являются – высокая стоимость абонентского оборудования, а также хорошее покрытие территории страны сетями операторов мобильной и наземной фиксированной связи. Как операторы спутникового ШПД преодолевают эти препятствия?

Алексей Величко: Действительно, сети мобильных операторов охватывают большую часть страны. Но при этом на 100% они могут обеспечить предоставление лишь базовой услуги – голосовой связи. Если же говорить о передаче данных, то наибольшее покрытие по-прежнему у сетей 3G, а этот стандарт уже не в полной мере удовлетворяет запросам клиентов. Высокоскоростные сети 4G есть преимущественно в мегаполисах, крупных областных и районных центрах, и операторы не спешат развивать эту дорогостоящую инфраструктуру в небольших населенных пунктах, где абонентов гораздо меньше, а их покупательская способность ниже. И здесь имеет смысл рассматривать спутниковый интернет как альтернативный вариант. Кстати, мы не позиционируем себя как конкурента операторам традиционной связи, а стремимся восполнить их отсутствие или дополнить недостаточность их предложений.

Помимо этого мы регулярно оптимизируем наши тарифные предложения. Чтобы быть ближе к клиентам в вопросах модернизации продуктов и услуг, в прошлом году мы даже обновили биллинговую систему. Быть в курсе реалий рынка нам помогает и проведение регулярных опросов, с целью выяснения потребностей существующих и потенциальных абонентов.

Алексей Величко: Мы начали предоставлять услугу широкополосного доступа в Ka-диапазоне для сетей подвижной связи, и в данный момент это предложение не имеет аналогов на российском рынке

Немаловажно и то, как меняется восприятие услуги спутникового интернета. Мы все дальше уходим от образа сервиса для избранных и состоятельных или для жителей зон без связи. Сегодня порог входа значительно снизился, пользователь может самостоятельно настроить и подключить оборудование или же воспользоваться услугами специалистов, найти которых совсем не сложно. Абонентские терминалы стали доступны в сетях крупнейших российских онлайн-ритейлеров.

Конечно, не каждый провайдер способен поддерживать высокий уровень сервиса. Например, в период локдауна, не все смогли обеспечить оборудованием свои дилерские центры в регионах. Но мы оказались готовы к этой ситуации, благодаря наличию качественной логистики и профессиональным установщикам в регионах. На текущий спрос рынка мы ответили оперативным предложением. Здесь мы бы хотели отметить слаженную работу с нашими партнерами, например, с «Триколором».

CNews: Вы достаточно подробно рассказали про работу с частным сегментом. Каковы особенности продвижения услуги спутникового ШПД в бизнес-сегменте?

Алексей Величко: Начну с того, что средний, малый бизнес и SOHO (small office/home office) мы также относим к массовому сегменту B2C. Этой группе абонентов интернет нужен как базовая услуга без дополнительных сервисов, требующих сложной интеграции. Исходя из этого понимания, мы максимально адаптировали наши предложения для данного сегмента. Крупному бизнесу и госорганизациям, напротив, интересна комплексная услуга. Например, такие заказчики предъявляют требования по технической интеграции сервисов.

И хотя технология Ка-диапазона уже хорошо зарекомендовала себя на рынке услуг спутникового ШПД, многие заказчики не в полной мере проинформированы о ней. А тех, кто рассматривает данный способ организации связи, от использования Ка-диапазона удерживает два основных фактора. Первый – отсутствие 100%-ого покрытия территории России, что решаемо путем интеграции с существующей сетью заказчика, даже если часть объектов останется в другом диапазоне. Второй – сомнения относительно доступности канала, что для крупного бизнеса критично. Но мы опровергаем и эти опасения наших клиентов результатами тестов и проверок, подтверждающих, что коэффициент доступности сети в Ka-диапазоне составляет 99,70-99,98%, и это отличный показатель. А также акцентируем внимание на высоких скоростях передачи данных и доступной стоимости услуги. В результате, 25-30% наших корпоративных клиентов заинтересовались Ka-диапазоном.

Также спутниковый ШПД пользуется все более широким спросом по мере того, как сами корпорации и госорганизации продвигаются по пути технологического обновления. Так, например, у служб, работающих в чрезвычайных ситуациях и пользующихся мобильной подвижной связью, возросла потребность в широком канале и высокой скорости передачи сигнала. И тут Ka-диапазон на высоте!

Мы начали предоставлять услугу широкополосного доступа в Ka-диапазоне для сетей подвижной связи, и в данный момент это предложение не имеет аналогов на российском рынке. Сложность заключается в том, что технология относительно новая, и не все вендоры успели адаптировать к ней свою продукцию. Также мы изучаем возможности Ka-диапазона для обеспечения ШПД на подвижных объектах. Прошли успешные тесты на железнодорожном транспорте и планируются испытания на морских судах. Сложности оказания данной услуги также сопряжены с оборудованием. Есть универсальные решения для морских антенн, способные работать на любых территориях, но они дорогостоящие. Тем не менее, мы считаем это направление деятельности чрезвычайно перспективным и активно сотрудничаем с вендорами, которые ищут пути снижения стоимости оборудования, а также тестируют возможности сопряжения своих решений со спутниками для обеспечения связи в движении.

CNews: Каков ваш прогноз развития спутникового рынка на ближайшие годы? Какие факторы будут на него влиять?

Алексей Величко: Мы считаем, что подключение к интернету остается одной из ключевых возможностей и акселераторов роста в отрасли спутниковой связи.

Ксения Прудникова