Разделы

Бизнес Интернет Импортонезависимость

Владислав Каменский, «Юнидата»: Импортозамещение заметно снижает конкуренцию на российском рынке

Некоторые российские компании, работая в интересах реализации политики импортозамещения, еще и успешны на международном рынке. Это позволяет совершенствовать продукты и получать обратную связь от самых крупных глобальных игроков. О том, как в этом случае необходимо выстраивать бизнес, почему без руководства данными уже нельзя выиграть конкуренцию и каким будет будущее этого рынка, в интервью CNews рассказал генеральный директор компании «Юнидата» Владислав Каменский.

CNews: Как изменения в тактике ведения бизнеса, связанные с внешними вызовами, меняют значимость данных?

Владислав Каменский: Современные вызовы заставляют всех очень быстро принимать решения. Если раньше можно было месяцами взвешивать те или иные шаги, то теперь это приходится делать за считанные дни, а под процесс быстрого принятия решений нужен качественный фундамент. Им и становятся надежные и проверенные данные. Современная ситуация такова, что любой иной подход равносилен гаданию на кофейной гуще. Соответственно, большинство организаций стараются ускорить доступ к данным на всех уровнях.

CNews: Соответственно, меняются и подходы к хранению данных? Какие тренды справедливы в этой области?

Владислав Каменский: Основной технологический тренд — сближение данных из первоисточников, благодаря чему решения становятся единым целым в общем информационном пространстве. Само по себе такое сближение никаких выгод не приносит, а вот понимание этих данных — вполне. Инструменты класса Data Governance (Руководство данными) как раз предоставляют полный набор возможностей для понимания своих собственных данных.

CNews: Ряд глобальных исследований показывают, что европейские и азиатские компании испытывают дефицит инструментов для работы с данными. Справедлива ли эта тенденция для России?

Владислав Каменский: Наша компания присутствует и на азиатском рынке, и на европейском, и в США, и я со всей серьезностью могу заявить, что выбор инструментов там как раз намного шире, поскольку импортозамещение реализовано не во всех странах. Там существует жесткая конкуренция, серьезная борьба за рынок, ведь многие компании предоставляют продукты достаточно высокого качества.

В России же этот вопрос стоит намного острее, так как государственный и корпоративный сектора ограничены импортозамещением. Крупный частный бизнес таких ограничений не имеет, но это все равно снижает конкуренцию на российском рынке. Когда «Юнидата» создавала свой программный продукт, мы думали об инициативах российского правительства и хотели помочь своей стране получить продукты отечественного производства. Но важно понимать, что отсутствие конкуренции тормозит любое развитие. Поэтому наша ключевая задача — побеждать на международных рынках.

CNews: Как с течением времени меняется разделение функций между такими направлениями как Data Governance и Data Management?

Владислав Каменский: В России под Data Management понимают управление данными. Это понятное линейное направление, которое подразумевает некую инвентаризацию информационного сегмента. Многие наработки здесь существуют не один год, а потому практику управления данными можно считать устоявшейся.

Data Governance — молодое направление, в рамках которого решаются стратегические задачи и осуществляется управление более высокого порядка. Различия между направлениями есть, и они весьма существенные. Если Data Management — это больше о данных и о процессах работы с ними, то Data Governance — скорее, о метаданных и о контроле и надзоре над процессами управления данных.

Владислав Каменский: Наша ключевая задача — побеждать на международных рынках

CNews: Какие ключевые практики появляются в этих областях и какие программные решения с ними связаны?

Владислав Каменский: Внедрение продукта для управления данными — действительно долгий, трудоемкий и зачастую изнурительный процесс, который сложно довести до конца без четкой методологии внедрения. Она представляет собой руководство для специалистов, в котором подробно описана последовательность шагов и принципы их выполнения. В компании «Юнидата», например, существует своя собственная методология внедрения. Мы также являемся активными членами международных сообществ и участвуем в продвижении знаний об управлении и руководства данными. Ведем активную научную деятельность: именно коллектив «Юнидаты» осуществил перевод и научную редактуру одного из основных трудов в области управления данными — DAMA-DMBOK. Одним переводом мы не ограничились: в настоящий момент мы работаем над созданием собственной книги для русскоязычной аудитории.

Мы также интенсивно исследуем новую область — продукты класса Data Governance. Если в случае Data Management ответы на многие вопросы можно найти на внутреннем или международном рынке, то в случае с Data Governance разбираться приходится, как правило, самостоятельно. Мы экспериментируем вместе с нашими заказчиками, применяем разные подходы. В области Data Governance нам предстоит сделать еще много открытий, и наш продукт благодаря этому продолжит развиваться.

CNews: Какие ошибки допускает бизнес и ИТ-департаменты в вопросах, связанных с управлением и руководством данными? Существует ли какая-то базовая стратегия?

Владислав Каменский: На самом деле, все эти ошибки — естественного происхождения. Как правило, менеджеры с самого начала перестают следить за процессом управления данными. Пока бизнес находится на этапе своего становления, это не так сильно бросается в глаза. Но в определенный момент приходит осознание, что данных накоплено слишком много, и для качественного перехода на новый управленческий уровень нужно с этими данными что-то сделать. Это, наверное, самая распространенная ошибка: позднее понимание ценности данных. Стратегия выхода из такой ситуации состоит в привлечении продуктов для управления и руководства данными. Они помогают руководителям повысить эффективность принятия решений за счет повышения осведомленности о собственных данных.

CNews: Испытывает ли российский бизнес кадровый голод в части Data Governance и Data Management?

Владислав Каменский: Кадровый голод, как и бесконечный рост заработных плат, сейчас наблюдается во многих сегментах ИТ-рынка. Мы осознали, что рынок не в состоянии предоставить нам нужного количества экспертов, поэтому начали готовить их самостоятельно, наладив сотрудничество с ведущими вузами. У нас проходят стажировку студенты из множества российских учебных заведений, в том числе из ВШЭ, Санкт-Петербургского государственного университета, ИТМО.

Мы пошли дальше и создали собственную лабораторию ULabs, которая помогает применять академический подход в решении прикладных задач. Большая часть наших проектных и продуктовых задач зажата в рамки сроков и бюджетов, и потому их решение зачастую не является оптимальным. Наличие же независимой академической лаборатории помогает нам занять мета-позицию, и мы сможем сделать инновационный шаг в решении прикладных задач. Более того, мы верим, что нужно делиться практическим опытом с вузами и наша лаборатория, несомненно, принесет пользу для развитии российской науки.

CNews: Какие ощутимые преимущества, выраженные в цифрах, бизнес может получить от Data Governance и от Data Management сегодня?

Владислав Каменский: Когда крупные корпорации внедряют продукты класса управления данными или руководства данными, они хотят в первую очередь вернуть свои инвестиции. Но оценить этот возврат заранее очень сложно. На данный момент большинство компаний осознают это и не требуют конкретных цифр перед началом проектов по управлению данными, хотя раньше приходилось тратить намного больше усилий для их обоснования.

Ключевая причина, из-за которой сложно рассчитать все до копейки, связана с индивидуальными особенностями проектов. Количество данных, информационных систем, связь между ними, типы интеграции от компании к компании настолько разнятся, что предугадать конечную выгоду несколько проблематично.

CNews: Как правильно подобрать профильные решения, поставщика и интегратора?

Владислав Каменский: Если говорить с позиции вендора, то мы заинтересованы в широкой сети интеграторов, которые могли бы внедрять наши продукты. За этим желанием стоит большая работа, которая ведется нами как в России, так и за рубежом. Мы активно инвестируем в обучение и в партнерские программы; нами даже создано сообщество, которому мы передали часть продуктов с open source-лицензией, чтобы интеграторы могли опробовать наш продукт перед внедрениями. Наличие open source-версий — это гарантия прозрачности и высокого качества продукта.

CNews: Как меняется ваша продуктовая линейка с течением времени? Какую функциональность вы добавляете в свои решения?

Владислав Каменский: Сначала наш ключевой продукт — платформа «Юнидата» — был MDM-решением. C течением времени мы осознали, что крупным корпоративным заказчикам неинтересно собирать пазлы от разных производителей, поэтому теперь на базе платформы мы производим линейку продуктов из смежных областей, которые очень востребованы на рынке. Сейчас таких продуктов уже пять.

Экосистема продуктов компании «Юнидата»

Помимо MDM-решения мы предлагаем рынку продукты Data Governance (Руководство Данными) и Data Quality (Качество Данных), а также 2 совершенно новых продукта — Unimart (Витрина Данных) и SmartETL, которые уже востребованы большинством наших крупных заказчиков. Новый продукт Unimart предназначен решить одну из самых насущных задач современных информационных систем. А именно предоставить доступ к самым свежим и качественным данным с заранее оговоренными уровнем доступности сервиса. Продукт SmartETL позволяет осуществлять централизованную настройку потоков данных, с возможностью преобразования моделей между различными информационными системами.