Разделы

Интернет ИТ в госсекторе

Как незрячие тестировщики помогают делать портал mos.ru удобным

Команда Департамента информационных технологий города (ДИТ) Москвы работает над повышением доступности сервисов и услуг портала mos.ru для людей с ограниченными возможностями здоровья и дорабатывает портал с учетом требований инклюзивности. В середине прошлого года к команде присоединились тестировщики с нарушениями зрения. Они принимают участие в тестировании всех возможностей mos.ru, занимаются поиском потенциальных сложностей в функционировании портала и помогают делать интерфейс доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Оксана — один из специалистов группы слепого тестирования портала mos.ru. Она не видит с рождения, но это не мешает ей жить обычной жизнью и строить карьеру. В преддверии Дня тестировщика Оксана рассказала о своей профессии и о том, с какими проблемами сталкиваются незрячие пользователи в цифровой среде.

CNews: Как и когда проходило ваше знакомство с цифровыми технологиями, с гаджетами и различными устройствами, ведь для незрячего человека, кажется, это намного сложнее. Или нет?

Оксана: В моем становлении большую роль сыграли родители. И это очень важный момент, поскольку они никогда не окружали меня излишней опекой. В детстве я бегала по двору с другими детьми и не знала, что я чего-то не могу. Приходила домой с ободранными локтями и коленками, как и другие ребята моего возраста. То есть абсолютно обычная жизнь обычного советского ребенка.

Когда мне было 5 лет, я пошла в детский сад для слабовидящих детей, а потом обучалась в школе для слепых, где нас очень хорошо готовили к жизни. В том числе нам преподавали информатику, и я неплохо успевала по этому предмету. Помню, как писала эссе, набирая текст уже тогда, — в 1991 году — на компьютере.

Затем я прошла отбор на обучение по международной программе. Там у нас вообще все домашние задания и уроки были на компьютерах. Так, я стала уверенным пользователем ПК достаточно рано. А потом случился большой перерыв.

Вновь к ПК я вернулась только в 2004 году, когда у меня появился собственный. Пришлось осваивать Windows XP. Это было ново и нелегко. В 2013 году я купила свой первый смартфон, отказавшись от кнопочного телефона. Это тоже было непросто, но я справилась.

CNews: А как вы оказались непосредственно в ИТ-сфере, почему стали тестировщиком?

Оксана: В 2013 году я пришла работать в общественную организацию по работе с людьми с инвалидностью. Там я консультировала компании по трудоустройству людей с ограничениями по здоровью. В какой-то момент меня стали привлекать к тестированию сайтов. Мы ведь работали непосредственно с инвалидами, и доступность всех веб-ресурсов была первоочередной. Тогда, еще не имея какого-либо опыта в тестировании, я на интуитивном уровне помогала с этим.

С какими бы компаниями я ни работала дальше, периодически возникали задачи проконсультировать по интерфейсам. В итоге меня стали уже целенаправленно приглашать в качестве тестировщика в разные организации. В 2021 году я присоединилась к группе слепого тестирования портала mos.ru.

CNews: Почему вы решили углубиться в тестирование, если это не было первоначальным профилем?

Оксана: Сейчас очень многое перешло в онлайн, и от работы нашей команды напрямую зависит, как люди с ограничениями по здоровью будут получать электронные услуги и сервисы. Мне приятно осознавать, что я причастна к созданию инклюзивной цифровой среды. Особенно хорошо понимаешь это в обыденных вещах, когда, например, пытаешься на каком-то сайте нажать кнопку «Оформить заказ». А сделать это невозможно, потому что скринридер не озвучивает само наличие кнопки.

CNews: Расскажите немного подробнее про скринридеры, как эти программы работают?

Оксана: Когда-то давно, когда я еще не была опытным пользователем скринридеров, я просила помочь кого-то из близких. Например, говорю: «Я что-то не могу найти вот такой пункт», а мне отвечали: «Ну ты не туда двигаешься, двигайся сюда». Ну что значит «не туда»? Как меня скринридер навигирует, так я клавишей табуляции или курсором и двигаюсь.

Мне говорят: «Тут нужно ниже, тут нужно левее». А скринридер работает по-другому — он представляет страницу, скажем так, линейно и получает информацию из кода, а не из текста или графики. От него даже можно с помощью кода скрыть какие-то графические элементы, изображения или, наоборот, — прописать то, чего обычный пользователь не видит.

CNews: Какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы работать тестировщиком? Может ли им быть любой человек с ограничениями по зрению?

Оксана: Любой точно не может. Необходимо владеть программами экранного доступа на хорошем уровне. Еще нужно знать, хотя бы базово, html, английский, потому что в ИТ-сфере очень часто встречаются иностранные термины или понятия. Нужен аналитический склад ума. И очень важно знать принципы инклюзивности и стандарты – WCAG и ГОСТ 52872-2019.

А вот дальше требования зависят от каждой конкретной организации и того, как у них процесс тестирования устроен.

CNews: Недавно сервис «Вывоз ненужных вещей» стал первым полностью инклюзивным сервисом. Расскажите на примере этого проекта, из чего состоит процесс тестирования портала mos.ru?

Оксана: Сначала нам, тестировщикам, ставят задачу, что конкретно протестировать в сервисе: отдельную страницу, пользовательский сценарий получения услуги или отдельный компонент. Мы тестируем и на Windows, и на Mac OS, используя разные браузеры и наиболее популярные скринридеры. И даже в зависимости только от этих трех составляющих результат может быть очень разным. После тестирования записываем итоги в отчет и отдаем его команде.

«Вывоз ненужных вещей» стал первым полностью инклюзивным сервисом

Например, при тестировании сервиса вывоза ненужных вещей у меня не получалось ввести адрес в поле ввода и выбрать его из саджеста (поисковая подсказка — прим. ред.) при подаче заявки. После обсуждения решили сделать так, чтобы сначала незрячий пользователь вводил улицу и номер дома полностью вручную, а затем подтверждал это через саджест. Вот из таких важных замечаний и состоят наши отчеты.

Бывает, что разработчикам не до конца понятны наши комментарии, и тогда мы проводим демонстрационный созвон, где один из тестировщиков включает демонстрацию экрана, скринридер и пробует протестировать еще раз по шагам, показывая команде проблемные места. Это все записывается, чтобы ребята в дальнейшем могли пересмотреть, обсудить.

Надо сказать, что коллеги, которые занимаются направлением инклюзивности в ДИТе, стараются, прислушиваются, вникают. И у нас уже очень хорошо отлажены все процессы, полное взаимопонимание.

Если говорить в целом о том, что может создавать трудности незрячему пользователю, то таких примеров будет много. Очень часто на сайтах и в приложениях не указывают названия кнопок, иногда непонятно, как именно заполнять форму, а подсказки не зачитываются. Бывает, например, при отправлении комментария на странице, она обновляется, данные подгружаются — это занимает какое-то время. И в этот момент я не знаю, что там происходит, может, и страница зависла. А скринридер молчит. А вот если прописать в коде, чтобы он зачитывал: «Отправка комментария», то будет намного удобнее.

CNews: Расскажите, почему вы решили поработать с городскими сервисами, были ли вы до прихода в команду их активным пользователем?

Оксана: До прихода в ДИТ я с порталом mos.ru плотно не сталкивалась, но приходилось регулярно взаимодействовать с другими государственными ресурсами. Я всегда ругалась, что очень многое сделано неудобно, и у меня была мечта как-то на это повлиять.

И тут меня позвал в команду Алексей, мы с ним ранее уже работали над другим проектом. Алексей — активный пользователь mos.ru, и он мне поначалу многое объяснял и рассказывал. Тогда-то я и поняла, какую важную миссию мы выполняем: сделать так, чтобы людям было удобно.

Я прекрасно знаю, что это такое, когда скринридер на каком-то сайте зачитывает тебе «кнопка 1, кнопка 2, кнопка 3», и приходится интуитивно куда-то нажимать. Да, у меня, например, есть, кого попросить помочь в таких случаях, а если человек живет один? Да и многим из нас хочется быть независимыми. Это нормальное желание каждого человека `— сделать то, что тебе нужно, самостоятельно.

И вот в этом смысле на портале mos.ru уже проделана огромная работа. Мы ушли далеко вперед, и думаю, на портал могли бы равняться многие компании.

CNews: Что для вас, как для представителя сообщества людей с ограничениями по здоровью, означает инклюзивность?

Оксана: Это включенность меня во все. Во все процессы в жизни общества.

Знаете, однажды мы с сыном захотели сходить на высокую смотровую площадку. Да, сын мог пойти с друзьями, но мы хотели именно вдвоем. Я уточняла все заранее, я покупала билеты, кассир видел, что я в очках, я предупредила, что буду с сопровождающим. На первом пункте охраны нас пропустили без проблем, а на втором остановили. «А вы куда?», — спрашивают. Что значит куда? Мне билеты продали, все объясняю, все рассказываю. Нет, не положено. Я им объясняю, что могу сама подняться на лифте, у меня нет клаустрофобии, я не упаду где-нибудь там посередине, а буду все время рядом со своим сопровождающим.

Нас так и не пустили. Мне было очень обидно, прежде всего потому, что вечер сына был испорчен. Деньги вернули. Но что мне деньги? Это называется невключенность меня в процессы.

И знаете, такие вещи стали ощущаться только во взрослом возрасте: когда я была ребенком, подобного не ощущала. Никто бы и не подумал мне сказать: «Ты не можешь с нами играть».

Но в то же время очень многое меняется сейчас. Появилось инклюзивное образование, компании все чаще стали задумываться об инклюзивности. Думаю, общество все же придет к полному пониманию того, как важна доступность.