Выбор CNews: главные события на российском ИТ-рынке в 2023 г. Голосование
Прошедший 2023 г. был наполнен энтузиазмом российских разработчиков, у которых появился шанс занять ниши, образовавшиеся после ухода с отечественного ИТ-рынка иностранных вендоров. За последние два года число продуктов в реестре российского ПО выросло в 1,5 раза. Спрос на отечественные продукты и услуги растет. Удовлетворить его мешают кадровый голод, а также ограничения во времени, средствах, компетенциях и доступе к технологиям. Какими событиями в ИТ-отрасли запомнится 2023 г.?
Прыжок в «окно возможностей»
В 2023 г. российский рынок ИТ окончательно пришел в себя после шоковой терапии 2022 г. и утвердился во мнении, что перед ним открылось «окно возможностей». Если в прошлом году заказчики по большей части занимались разработкой стратегии действий в новых условиях и изучали имеющиеся альтернативы, то в этом году наступило время реальных проектов.
Полностью готовых ИТ-решений на рынке оказалось немного, требовалась серьезная доработка. Российским вендорам надо было вкладываться в совершенствование своих продуктов. А для этого нужны квалифицированные специалисты, современные инструменты, новые подходы к организации работы команд, обеспечивающие быстрый вывод новых решений на рынок.
Стали проявляться первые признаки «болезни роста». Заказчики с трудом ориентируются во множестве представленных на рынке продуктов, задаются вопросом об их совместимости и интересуются, сможет ли вендор обеспечить техническую поддержку. Наступает время, когда количество должно перейти в качество. Кто-то из игроков вынужден будет уйти с рынка, так и не добившись успеха. У оставшихся есть все шансы нарастить экспертизу, выстроить полноценную вендорскую модель и перейти от копирования уже существующих продуктов к созданию новых, уникальных решений, востребованных во всем мире.
Проблема дефицита кадров стабилизировалась
Нехватка квалифицированных ИТ-специалистов остается одной из самых актуальных проблем ИТ-рынка. Ситуация хотя и сложная, но стабильная: дефицит кадров сохраняется на более-менее одинаковом уровне, при этом темпы роста зарплат ИТ-шников замедлились.
Согласно исследованию «Института экономики РАН», в 2023 г. дефицит рабочей силы в России достиг 4,8 млн человек. Уровень безработицы в стране составляет 2,9%, что по мнению экспертов — очень тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что в экономике практически не осталось свободных рук. В списке отраслей, где кадровый голод ощущается особенно остро, — сфера информационных технологий.
В августе 2023 г. на совещании президента с членами правительства глава Минцифры Максут Шадаев говорил, что ИТ-отрасли не хватает 700 тыс. работников. В середине сентября 2023 г., открывая кампус «Школы 21» в Великом Новгороде, глава Сбербанка Герман Греф оценил дефицит специалистов в ИТ в более 1 млн человек. Аналогичные оценки правительство делало еще в 2021 г., то есть проблема как минимум не усугубляется. Отток специалистов зарубеж сдерживают меры государственной поддержки ИТ-специалистов. Плюс в последнее время существенно увеличилось количество бюджетных мест в российских вузах по необходимым ИТ-рынку специальностям.
В 2023 г. заработные платы ИТ-специалистов выросли приблизительно на 20%. Самым высоким спросом пользуются узкоспециализированные эксперты по новым решениям. Работодатели стараются привлечь сотрудников не только деньгами, но и другими благами — дают возможность работать удаленно, вкладываются в развитие корпоративной культуры, создают для них комфортные условия, обещают возможность обучения и решения интересных задач.
В то же время, опрос Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) показывает, что около трети ИТ-шников жалуются на падение личных доходов, четверть — на отсутствие дополнительного обучения для работы с новыми проектами, а каждый седьмой — на невозможность работать удаленно.
Некоторое время назад для борьбы с кадровым голодом в ИТ были запущены краткосрочные программы обучения и переквалификации. Сейчас закончившие их люди выходят на рынок труда, благодаря чему на рынке достаточно много разработчиков начального уровня — «джуниоров». Для того, чтобы они стали опытными специалистами и превратились в «мидлов», необходимы время и деньги. И первое, и второе — очень ценный ресурс для компаний. Они недовольны снижением качества ИТ-специалистов и не хотят платить еще больше.
У отечественного ПО растет и доля на рынке, и цена
Уход иностранных вендоров с российского рынка в 2022 г. был воспринят российскими ИТ-компаниями как неожиданно открывшееся «окно возможностей». Все усилия были брошены на создание отечественной альтернативы. На 31 декабря 2021 г. в реестре отечественного ПО было 12,3 тыс. продуктов, а на 25 декабря 2023 г. их стало уже 19,4 тыс., то есть более чем в 1,5 раза больше. Доля российского ПО на рынке, ожидаемо, начала расти.
Однако результаты исследования, которое провело Минцифры в июле 2023 г. в ходе подготовки карты российского ИТ-рынка, показали, что пока отечественное ПО уступает зарубежному. В ходе исследования заказчики перечислили 670 операций, которые они раньше автоматизировали при помощи зарубежных решений. А ИТ-компании предложили 2180 отечественных продуктов, с помощью которых это можно делать сейчас. Как выяснилось, только 196 из них соответствуют западным аналогам более чем на 70%, 1423 — на 40–70%, 561 – менее чем на 40%, а 41 зарубежное решение вообще не имеет российских аналогов.
В то же время, российские разработчики начали повышать цены на свои решения — иногда до 50%. После того, как заказчики пожаловались в Минцифры, регулятор предложил ИТ-компаниям подписать хартию о неповышении цен на свои продукты более чем на 15% за год и пригрозил лишением госаккредитации за завышение расценок. В июне 2023 г. хартию подписал целый ряд крупных отечественных разработчиков. Рост цен притормозился, но незначительно — на конец 2023 г. ПО подорожало на 10-40% в зависимости от вида и схемы распространения.
Одновременно все громче стали звучать призывы не просто заниматься импортозамещением, то есть копировать функционал западных продуктов, а стремиться к технологической независимости — создавать российские продукты, превосходящие по качеству западные, способные выйти за пределы госзаказа, обеспечить технологические преимущества отечественным заказчикам и не имеющие аналогов в мире.
Растет локализация производства вычислительной техники
Импортозамещение в сфере оборудования развивается не так успешно, как в сфере ПО. На первом этапе оборудование признавалось отечественным только тогда, когда в нем использовался отечественный процессор. Однако в дальнейшем в реестр Минпромторга разрешили вносить также произведенную в России технику на иностранных чипах, а рынок периодически сотрясают скандалы, связанные со спорным российским происхождением оборудования в реестре радиоэлектронной продукции Минпромторга.
Проблема в недостатке у российских компаний собственных мощностей для производства электронных компонентов и комплектующих для создания собственной техники. Особенно сложная ситуация с базовыми станциями. «В отличие от компьютерного оборудования, где у нас были и свои производители, и наработки, особенно в сегменте тяжелого серверного оборудования, по базовым станциям мы только-только начали обсуждать процесс создания российского производства», — пояснил в интервью CNews Максут Шадаев.
В России разворачиваются новые производственные мощности для выпуска вычислительной техники. Например, заводы по производству многослойных материнских плат для компьютерной техники в Татарстане и Москве. Готовится производство собственных мониторов и моноблоков. В декабре был выпущен первый ПАК на российских процессорах «Байкал». GS Group планирует начать производство подложек для процессоров в Калининградской области.
Особые надежды возлагаются на развитие производства чипов в стране. В 2024 г. Россия начнетпроизводить собственные литографы для топологии 350 нм, а в 2026 г. — для топологии 130 нм. К 2028 г. планируется создать промышленный образец отечественного литографа на 7 нм. В 2024 г. государство намерено инвестировать в развитие российской микроэлектроники около ₽210 млрд. В планах запустить производство по топологии 28 нм к 2027 г., а 14 нм — к 2030 г..
В июне 2023 г. появилась информация о том, что Минпромторг обсуждает с отечественными производителями оборудования запрет на ввоз в Россию по параллельному импорту продукции целого ряда иностранных брендов, чтобы поддержать производство отечественных аналогов. Речь идет не о компонентах для сборки оборудования (платах, жестких дисках, процессоров и т. д.), а о готовых изделиях. Против инициативы Минпромторга выступает Минцифры и предлагает не ограничивать параллельный импорт, а ввести утилизационный сбор на зарубежное ИТ-оборудование, у которого есть российские аналоги. За счет этого сбора в том числе предполагается финансирование российской электронной промышленности.
В России начали строить аналог Starlink
Началось освоение низких орбит отечественными спутниками широкополосной связи. В июле этого года с космодрома «Восточный» были успешно запущены три отечественных низкоорбитальных спутника российской компании «Бюро 1440». С 2025 г. планируется запускать на орбиту 10–12 ракет в год с 15 спутниками на борту каждой. В 2027 г. ожидается старт промышленной эксплуатации. К 2030 г. будет создана группировка из 737 аппаратов. Всего к 2035 г. планируется вывести на орбиту более 900 спутников для обеспечения скоростным интернетом жителей России и еще 75 стран.
«Три аппарата, которые запустило «Бюро 1440», в ходе тестирования показали работоспособность технологии и доказали, что наши инженеры могут быстрее и дешевле выдавать лучшие образцы на рынке. Я очень верю в этот проект и считаю, что у коллег есть все шансы к 2030 году сделать группировку на 737 аппаратов, как они планируют. И покрыть не только Россию, но и весь мир», — сказал Максут Шадаев.
«Ситроникс» планирует запустить спутниковую группировку из 157 космических аппаратов до 2025 г. Эти спутники будут выполнять задачи в области дистанционного зондирования земли, навигации судов, слежения за воздушным пространством, интернета вещей и мониторинга пожаров. Инфраструктура космической группировки будет состоять из наземных станций спутниковой связи и дата-центров, соединенных скоростными каналами связи.
Расширяется производство беспилотников в стране
В конце 2022 г. президент России Владимир Путин поручил разработать Стратегию развития беспилотной авиации (БПЛА) до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. Стратегия была утверждена в июне 2023 г. Главные цели — наладить выпуск около 1 млн беспилотников в год к 2035 г., 80% из которых должны производиться в России.
С 1 января 2024 г. заработает нацпроект «Беспилотные авиационные системы». До 2030 г. на его реализацию планировалось выделить более ₽800 млрд. В том числе, около ₽300 млрд в ближайшие три года: в 2024 г. — ₽48 млрд, в 2025 г. — ₽117 млрд, в 2026 — ₽148 млрд. В проекте бюджета на 2024–2026 гг. финансирование было сокращено до ₽45,5 млрд в 2024 г., ₽9,6 млрд в 2025 г. и ₽8,8 млрд в 2026 г.
Также в 2024 г. будет запущена программа льготного лизинга беспилотных летательных аппаратов отечественного производства. На эти цели будет выделено ₽2,5 млрд. Деньги получит Государственная транспортная лизинговая компания из Салехарда. Она привлечет еще ₽600 млн из внебюджетных источников. Таким образом общая сумма программы составит ₽3,1 млрд. Минпромторгу и Минтрансу приказано «совместно с акционерным обществом обеспечить в установленном порядке проведение мероприятий».
Одним из центров развития производства беспилотников планирует стать Москва. В конце 2022 г. на площадке «Руднево» особой экономической зоны «Технополис Москва» был создан Федеральный центр беспилотных авиационных систем (БАС). К 2027 г. там собираются выпустить более 60 тыс. БПЛА. Также на базе Федерального центра будет организовано обучение специалистов — операторского и технического персонала. До конца 2027 г. планируется обучить до 10 тыс. человек. Восемь научно-производственных центров БПЛА должны появиться в регионах, в частности, в Самарской и Свердловской областях.
В Минцифры произошли крупные кадровые изменения
В 2023 г. в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций сменились четыре заместителя министра из десяти.
Самое громкое событие года произошло в июле, когда был арестован и впоследствии покинул свой пост замминистра Максим Паршин, курировавший цифровые технологии. Сейчас он находится под стражей и является фигурантом дела о получении взятки. После ареста Максима Паршина было приостановлено выделение грантов ИТ-компаниям на разработку нового ПО — оно осуществлялось через Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). Дело в том, что по мнению следствия, Максим Паршин получил взятку именно за выделение такого гранта. После проведения аудита, Минцифры решило отказаться от этой меры поддержки и оставить только две: посевные инвестиции через Фонд содействия инновациям и гранты крупным корпоративным заказчикам под большие проекты в сфере замещения иностранных продуктов через РФРИТ. Поддержку разработчикам должно обеспечить льготное кредитование.
В сентябре замминистра и статс-секретарь министерства Олег Пак, работавший в Минцифры с 2021 г. и отвечавший за координацию расходов на информатизацию, перешел на работу в «Ростелеком», чтобы курировать проекты по созданию ключевых государственных информационных систем, развитию портала «Госуслуги» и платформы «ГосТех». На его место была назначена Алена Руденко, которая до этого работала в Государственно-правовом управлении Президента России.
Также в сентябре Минсвязи покинул замминистра Дмитрий Ким — он отвечал за направление телекоммуникаций. В октябре на его место был назначен Дмитрий Угнивенко, ранее занимавший должность директора департамента инфраструктурных проектов.
В конце октября со своего поста ушел еще один замминистра — Дмитрий Огуряев. Он занимался обновлением портала «Госуслуги», отвечал за запуск на нем мобильных приложений, руководил разработкой стандартов оказания цифровых услуг, их мониторинга и сопровождения. На его место был назначен директор департамента развития инфраструктуры электронного правительства Сергей Цветков.
В декабре место Максима Паршина занял Сергей Кучушев — он будет отвечать за выработку государственной политики в сфере информационных технологий. В том числе в его компетенции будут входить реализация мер государственной поддержки, направленных на разработку и внедрение российского ПО, государственная политика по переходу госорганов на отечественные решения, разработка стратегии цифровой трансформации, аккредитация ИТ-компаний и организация работы по формированию и ведению реестра отечественной ПО.