Разделы

Искусственный интеллект ПО Бизнес Интернет

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире

На искусственный интеллект возлагаются большие надежды — именно с ним связывают перспективы успешного роста экономики в ближайшем будущем. Примеров комплексного использования ИИ в компаниях не так много. Интересный пример на рынке — российская ИТ-компания «Авито», технологии ИИ насквозь пронизывают платформу и сопровождают пользователя на каждом шагу, и они часто об этом даже не догадываются.

Искусственный интеллект — хайп или серебряная пуля

Искусственный интеллект — одна из самых популярных технологий сегодняшнего дня. Именно с ней многие связывают радикальное изменение в процессе производства и оказания всевозможных услуг. Число компаний, предлагающих решения на базе ИИ, растет на глазах.

Данные Национального центра по развитию искусственного интеллекта говорят о том, что по итогам 2022 г. почти половина организаций в лидирующих отраслях — финансовых услугах, секторе ИКТ, здравоохранении — уже внедрили ИИ. Более 35% планируют внедрить его в течение ближайших трех лет. Внедрение ИИ увеличило скорость и качество работы в отдельных компаниях в 5-6 раз.

С каждым годом в публичном пространстве появляется все больше практических кейсов внедрения ИИ. Одна из распространенных сфер применения на сегодняшний день — персонализация на базе ИИ, которая используется и государственными, и коммерческими организациями как подход к коммуникации с клиентами. Встроенные в голосовые и текстовые боты алгоритмы распознавания естественного языка дают возможность понимать вопросы пользователей, отвечать на них самостоятельно или перенаправлять к специалистам. Искусственный интеллект способен оценить эмоции клиента при общении с сотрудником, что дает возможность улучшить качество взаимодействия.

Достаточно успешно развивается внедрение ИИ в здравоохранении. Технологии компьютерного зрения помогают находить аномалии на диагностических снимках и привлекают к ним внимание врачей. Системы видеоаналитики на базе ИИ контролируют состояние и динамику реабилитации пациентов в стационаре. На базе ИИ создаются системы поддержки принятия врачебных решений — технология подскажет оптимальную схему лечения и препараты, наиболее подходящие конкретному пациенту.

В списке активных пользователей ИИ — российские банки. Крупнейшие из них немало инвестируют в это направление и уже поручили ИИ выполнение рутинных операций, обработку документов, скоринг клиентов, формирование для них индивидуальных предложений. Важное направление — противодействие финансовому мошенничеству с помощью анализа нетипичного поведения клиентов.

«Авито» и искусственный интеллект

Одним из лидеров в области внедрения ИИ является компания «Авито». Она была создана в 2007 г. и начинала как площадка для размещения частных объявлений по продаже товаров повседневного спроса. На сегодняшний день «Авито» — технологическая российская компания, крупнейшая в мире и в России площадка объявлений. С помощью «Авито» можно проверить историю автомобиля, забронировать жилье, приобрести премиум-бренды или найти работу.

В 2024 г. «Авито» — это:

  • >220 млн объявлений;
  • 62 млн пользователей ежемесячно;
  • 10 сделок в секунду.

«Авито» начала внедрять технологии искусственного интеллекта в 2014 году. Одна из главных задач ИИ — обеспечить поддержку пользователя на всех этапах его взаимодействия с платформой. «Покупатели хотят быстрее найти нужное объявление. Продавцы хотят быстрее найти покупателей. Им могут помешать разные препятствия, например, некачественная выдача или долгая проверка объявлений. Искусственный интеллект помогает обходить эти препятствия», — отмечает Андрей Рыбинцев, Chief Data Officer «Авито».

Кроме того, с каждым годом все более актуальной становится обеспечение безопасности пользователей. «Мы постоянно внедряем алгоритмы, благодаря которым удается повышать безопасность. За три года число жалоб на небезопасное поведение пользователей на платформе сократилось в 65 раз», — рассказали CNews в «Авито».

Сделки с искусственным интеллектом

На первом этапе ИИ помогает пользователям грамотно подать объявление. Во-первых, при загрузке фотографии алгоритмы компьютерного зрения определяют, что на ней изображено, и рекомендуют название товара. После этого ИИ предлагает корректную категорию для размещения. На платформе более 50 категорий, и выбрать подходящую порой бывает непросто. «Если не контролировать правильность категорий, будет хаос. И визуально, и логически. Это негативно влияет на пользователей: покупатели не понимают, как найти желаемый товар, а продавцы из-за этого лишаются покупателей», — поясняет Андрей Рыбинцев.

Затем ИИ может порекомендовать оптимальную цену. «Продавцы часто оценивают свой товар дороже, чем он в действительности стоит на рынке, и поэтому не могут его продать или продают очень долго. А покупатели видят слишком высокие цены и ищут другие варианты. В результате и у тех, и у других складывается впечатление, что «Авито» не работает», — рассказывают в компании.

Источник:: Авито, 2024

Предложить продавцу оптимальную цену помогает созданный в «Авито» алгоритм определения рыночной цены. С его помощью размещено 90% объявлений в категории «Недвижимость», 86% — в категории «Автомобили», 90% — в категории «Смартфоны».

Основа алгоритма — это поиск похожих товаров (квартир, автомобилей, смартфонов). Именно так работают профессиональные оценщики. Только они делают оценку по 3-5 аналогичным объектам, а в поле зрения алгоритмов «Авито» попадает множество объектов по всей России. При этом алгоритм видит не только открытые, но и уже закрытые объявления.

В этих продуктах используется ансамбль моделей: глобальная и локальная. Глобальная модель анализирует все объекты и хорошо определяет усредненное значение. Однако у каждого региона есть локальные особенности. Их учитывает локальная модель, которая изучает ценообразование на местном уровне и определяет, что влияет на цену. В результате локальная модель корректирует прогноз глобальной модели так, чтобы получить наиболее справедливую оценку.

При этом в компании понимают, что оценка должна быть максимально приближена к реальности. «Важна не только сама возможность оценивать, но и точность оценки, потому что удовлетворенность пользователей напрямую зависит от того, насколько точной моделью мы обладаем», — продолжает Андрей Рыбинцев. Цена, рекомендуемая ИИ, способствует быстрой продаже. Например, число откликов на такие объявления в категории «Автомобили» на 7% больше.

Найти объявление с лучшими условиями сделки помогает система персональных рекомендаций. Статистика говорит о том, что 60% пользователей смотрят минимум одну рекомендацию в день, а 50% сделок происходит благодаря рекомендациям. В «Авито» разработали модульную систему поискового ранжирования. В ее основе лежит собственный поисковый движок Sphinx, а также стек моделей машинного обучения, ориентированных на решение задач отбора кандидатов, расчета мета-признаков и многофакторного ранжирования. Алгоритмы обучаются и подстраиваются в режиме реального времени. Система рекомендаций и умного поиска появилась на «Авито» в 2015 г. и быстро превратилась в самый популярный инструмент продаж и основной источник трафика. Базовые модели рекомендаций позволяют выбрать из почти 200 млн объявлений около 3000 тех, которые подходят пользователю на основании его интереса к категории товаров, конверсии из просмотра в контакт.

ИИ и безопасные сделки

Обеспечение безопасности пользователей — одна из важнейших задач «Авито». «Доверие и безопасность — это тот фундамент, без которого сложно представить себе онлайн-сделки. Как крупнейшая платформа объявлений, мы понимаем, что на нас лежит большая ответственность», — говорят в компании.

ИИ помогает оцифровать репутацию пользователей, благодаря чему создается безопасное пространство для сделок. Система ML-триггеров анализирует поведение посетителей «Авито» и с высокой долей вероятности определяет, что сделка была совершена, а значит, можно попросить пользователя поделиться впечатлениями. Впечатления проходят проверку для формирования рейтинга продавца или покупателя. «Наши опросы свидетельствуют, что 75% пользователей обязательно смотрят отзывы, прежде чем принять решение о сделке», — говорят в «Авито».

Еще одна важна задача в области обеспечения безопасности площадки — модерация контента. Искусственный интеллект анализирует около 20 млн объявлений в день, выявляя нарушения. На сегодняшний день 99% контента на платформе обрабатывается автоматически при помощи 100 ML-моделей анализа изображений и текста. Без выстроенной системы потребовалось бы нанять 100 000 модераторов для проверки того же объема контента, при этом скорость их работы все равно была бы значительно ниже.

Кроме того, ИИ анализирует ежедневно около 30 млрд кликов, находит невидимые связи между профилями и блокирует нарушителям возможность повторной регистрации.

А с помощью компьютерного зрения «Авито» выявляет запрещенные товары на фотографиях или нарушения, например, написанный на изображении номер телефона. Также используются алгоритмы умного кадрирования, которые находят на фотографии главный объект и вырезают в миниатюру именно его.

Таким образом, все описанное многообразие алгоритмов и моделей позволяют «Авито» быстро расти, снижая риски онлайн-покупок. Сегодня «Авито» — одна из самых защищенных платформ в мире с огромной командой специалистов, работающих над развитием технологий искусственного интеллекта. «ИИ помогает «Авито» быть безопасной и эффективной e-commerce платформой», — уверены в компании.

Наталья Рудычева