Авторское право и свободный файлообмен: взгляд из Европы
С развитием высокоскоростного интернета и удобных онлайн-сервисов у пользователей всемирной сети появилась возможность обмениваться любым информационно-развлекательным контентом и программным обеспечением без участия посредников. Как правило, рядовой пользователь не очень печется о соблюдении авторских прав владельца контента, и на сторону правообладателя встает закон. Европейский опыт таких практик весьма любопытен.Осуществляя деятельность по блокировке интернет-сайтов, часть стран (в основном европейские страны, США и Россия) преследует цели ограничения общественного доступа к безнравственному и опасному контенту, об этом — в статье Кто и как фильтрует интернет? Обзор мировых практик. Однако в США и ЕС существуют еще и довольно реальное стремление индустрии копирайта и обществ по коллективному управлению авторскими правами иметь возможность фильтрации сети и блокировки сайтов (социальных и файлообменных платформ).
Имеющиеся сегодня технологии блокировки не позволяют достичь искомого результата в полной мере: либо блокировка оказывается недостаточной и легко преодолевается, либо оно оказывается избыточной, т. е. необходимость закрыть доступ к какому-либо одному ресурсу приводит к неизбежному закрытию одновременно огромного количества других интернет-ресурсов, не имеющих отношения к совершенному правонарушению. Так считает Томас Хаммарберг, европейский комиссар по правам человека.
Позиция ООН
К настоящему времени ООН сформировало определенную позицию по блокировке интернет-сайтов. Во-первых, любые ограничения в отношении распространения контента затрагивают права на свободу слова и выражения, а также право на защиту частной жизни и персональных данных, в связи с чем они должны удовлетворять критериям необходимости и пропорциональности.
Во-вторых, обеспечение прав информационных посредников, соблюдение принципа «почтальонского иммунитета», при котором ответственность за незаконный контент должна возлагаться на его создателей и распространителей. Директивой Европейского парламента и совета Европейского союза 2000/31/ЕС по электронной коммуникации определены основополагающие условия ограничения ответственности информационных посредников, к которым относятся телекоммуникационные компании (провайдеры доступа), хостинг-провайдеры, поисковые системы и прочие, занимающиеся интернет-бизнесом.
Суд справедливости ЕС: установление системы фильтрации электронных коммуникаций за собственный счет провайдера не допускается
В-третьих, решение о блокировке контента или сайта должно приниматься судом или органом, независящим от любого политического, коммерческого и иного вмешательства. Обязанности по мониторингу и блокированию контента не могут быть делегированы частной организации. Наконец, в-четвертых, на провайдера не может быть возложена общая обязанность по мониторингу информации, но вместе с тем национальным законодательством государства члены ЕС могут самостоятельно устанавливать специальные требования к провайдерам по мониторингу контента.
Бельгийский прецедент
Наиболее актуальным вопросом стало определение «общего мониторинга» контента и «специальных мер», однако несколько прецедентных судебных решений Европейского суда довольно полно раскрывают указанный вопрос – например, в решении от ноября 2011 г., когда суд справедливости ЕС рассмотрел дело бельгийского общества по коллективному управлению правами авторов, композиторов и издателей SABAM к интернет-провайдеру Scarlet.
В указанном деле Scarlet было выдвинуто обвинение в том, что провайдер осуществлял предоставление услуг связи пользователям, которые незаконно скачивали музыку с использованием торрент-трекеров. В первой инстанции Брюссельский суд принял решение, в котором предписал провайдеру прекратить правонарушение, сделав невозможным для пользователей получение или рассылку любым способом электронных файлов, содержащих музыкальные произведения, которые находятся под правовой охраной закона и защищаются SABAM.
В апелляционной инстанции провайдер заявил о неправомерности требований, установленных в решении суда, указывая на то, что общая обязанность по мониторингу сети не соответствует директиве ЕС по электронной коммерции и нарушает фундаментальные права бельгийского провайдера. В связи с жалобой заявителя Бельгийский суд обратился в суд справедливости ЕС с просьбой разъяснить, имеют ли право национальные суды требовать установления обязанности провайдера осуществлять в качестве общей превентивной меры систему фильтрации передаваемого контента с целью установления фактов незаконного скачивания.
Вынося решение по делу, суд справедливости ЕС указал, что правообладатели, которым принадлежат исключительные права, вправе предъявлять требования к информационным посредникам, чьи услуги используются гражданами для нарушения копирайта и раздачи / скачивания неправомерного контента, а содержание таких требований является предметом национального законодательства. Однако в своем решении суд отметил, что нормы национального законодательства должны соответствовать общим требованиям европейского права и, в частности, запрету на введения обязанности по общему мониторингу контента, передаваемого с использованием сети интернет.
Рассматривая обстоятельства дела, судом было отмечено, что в конкретном деле провайдеру было предписано осуществление действий по «активному» мониторингу информации, которой обмениваются подключенные пользователи сети, для предотвращения нарушения исключительных авторских прав третьих лиц, что необходимо трактовать как требование об общем мониторинге.