Мобильный сотрудник работает больше: российский опыт
Сегодня уже не стоит вопрос, зачем нужна мобилизация. Бизнес и госструктуры интересует другое: как сделать мобильное решение безопасным, как управлять парком мобильных устройств, как оценить эффективность внедрения технологии и реализовать интеграцию с существующими в компании ИС? Участники конференции CNews Conferences и CNews Analytics «Мобилизация бизнеса: преимущества очевидны» 25 марта 2014 г. обсудили практические аспекты проектов по мобилизации.Компании с помощью данных продуктов могут расширять способы продаж, экономить на аренде офиса и найме персонала, а также в дистанционном режиме осуществлять платежи и выводить необходимые отчеты. Системы, кроме того, помогают в обучении клиентов, консультировании в онлайн-режиме и обеспечении постоянной обратной связи. Риски, связанные с мобилизацией инвестиционного бизнеса, по словам Алексея Михайлова, обусловлены, в частности, плохим качеством интернета, сбоями в работе корпоративных систем.
Мобильные кейсы
На конференции также был представлен практический опыт внедрения мобильных решений в торговых и финансовых компаниях. Антон Левиков, директор по информационным технологиям группы компаний «Новард», коснулся особенностей мобилизации бизнеса предприятий. В холдинг «Новард» входят несколько компаний с очень разным бизнесом: сеть обувных каскетов (салонов с большим ассортиментом и высоким качеством обслуживания), инвестиционно-девелоперская компания, производство промышленного и строительного оборудования, компания по обслуживанию коммерческой недвижимости, компания проектного финансирования. Мобильные технологии, как отметил спикер, применяются не везде, а лишь там, где необходимы в первую очередь. В настоящее время в режиме удаленного доступа работают около четырехсот пользователей.
Внедрение дистанционных режимов работы в холдинге началось около 10 лет назад — пользователи получали ноутбук, модем «Скайлинк» и с их помощью подключались к удаленному рабочему столу. Этот способ применяется и поныне. Мобильные гаджеты используются в компании с 2006 г., то есть с момента появления сравнительно недорогих коммуникаторов под управлением Windows Mobile 5. С них можно подключаться к корпоративной электронной почте. С выходом в 2007 г. iPhone сферы применения мобильных решений в «Новарде» расширились. Все большее число сотрудников желало получать корпоративный контент с карманных и мобильных гаджетов. С Android, как отметил Антон Левиков, было чуть сложнее в плане защиты данных, лишь с версии 4.x, благодаря появившимся средствам поддержки сертификатов безопасности, устройства под управлением данной мобильной платформы стали широко применяться в «Новарде».
Мобильные гаджеты под управлением iOS, Android служат для доступа к электронной почте и календарю. Более сложные задачи решаются как и раньше, на ноутбуках при помощи технологии удаленного рабочего стола. Аналогичные инструменты для планшетов в компании не прижились. В 2013 г. в «Новарде» сосредоточились было на вопросах управления парком мобильных устройств (MDM), однако в силу большого количества разнородных устройств, частой сменяемостью версий мобильных платформ эта проблема пока не решена в компании и отложена на будущее.
Еще один пример использования мобильных технологий в компаниях-поставщиках товаров повседневного спроса привел Сергей Гупаисов, руководитель проектов региона EEMEA «Мон'дэлис Русь». Компания «Мон'дэлис Русь» включает производственные подразделения (пять заводов во Владимирской, Ленинградской и Новгородской областях) и более 20 филиалов, разбросанных по всей России. В компании, в этом году отметившей двадцатилетие бизнеса в России, работает свыше 3200 сотрудников, поэтому с такими масштабами без мобильных технологий не обойтись. В компании уже давно и эффективно практикуется парадигма BYOD. Большинство сотрудников, торговых представителей подключается к CRM-решениям и продуктам для внутренних коммуникаций в удаленном режиме с планшетов и смартфонов под управлением iOS и Android. Многие сотрудники работают дома как минимум два, а иногда и более дней в неделю. Тем самым экономятся средства на аренду помещений, печать документов и пр.
Проект мобилизации компании стартовал в июне 2012 г. Сегодня уже реализованы многие запланированные задачи. Организованы незакрепленные рабочие места, переговорные комнаты (при организации личных встреч с клиентами), сотрудники обеспечены мобильными решениями с возможностью доступа к корпоративным системам (например, Microsoft Lync), а также к виртуальным рабочим столам. Все эти меры, помимо экономического эффекта, обеспечили рост мотивации работы сотрудников.
Иван Кузнецов, руководитель отдела информационных систем, и Андрей Герасимов, руководитель отдела информационных технологий «Мира детства», продолжили тему мобилизации торговли. Основная сфера, где мобильные технологии применяются на предприятии чаще всего, — это обеспечение внутренней коммуникации между сотрудниками (до 40%). Далее следуют мобильный документооборот (25%), мобильная торговля (20%) и поддержка пользователей (15%). В «Мире детства» применяется широкий спектр средств для взаимодействия между сотрудниками — это и корпоративная почта, и SIP-телефония, и видеоконференции, и удаленные рабочие столы. Документооборот базируется на Microsoft Dynamics AX и дополнен мобильными клиентами для согласования документов и контроля поручений. Собственно торговый мобильный модуль — это решение «Агент+», посредством которого оформляются заказы, контролируются посещения, а кроме того, продвигаются те или иные виды товаров.
К мобилизации в «Мире детства», по словам спикеров, относятся не как к отдельному проекту по принципу «сделал и забыл», а как к важной составляющей корпоративных ИТ. При выборе мобильных решений применяются те же принципы, что и для ИТ-инфраструктуры, а именно: возможность доработки, поддержка открытых стандартов, гибкие схемы лицензирования и наличие большой партнерской сети. Итогом внедрения мобильных решений стало снижение транзакционных издержек и в целом повышение продуктивности работы сотрудников.
Мобильная безопасность
Максим Волков, директор департамента ДИТ «СБ Банк», обратился к теме безопасности мобильных клиентов в банковской сфере. Мобильные технологии небезопасны — на уровне устройств, протоколов обмена данными, а также на уровне пользователя, заключил эксперт. Скажем, аутентификация в большинстве случаев возлагается на SMS или сообщение электронной почты. QR-коды не слишком надежны, и ими могут воспользоваться злоумышленники. Разве что одноразовые пароли и скретч-карты неплохо зарекомендовали себя в банковской практике. Кредитно-финансовым компаниям приходится выбирать между уровнем безопасности и потенциальными рисками. Как бы то ни было, резюмировал Максим Волков, пользователей нужно обучать основным правилам использования мобильных технологий и тому, как действовать в случае возникновения проблем.
Той же проблеме посвятил доклад Олег Козыров, руководитель центра разработки и внедрения ИТ-решений «Крайинвестбанка»: может ли вообще мобилизованный бизнес быть безопасным? Каждая уязвимость, как считает спикер, закрывается технологическими способами. От перехвата трафика используется протокол HTTPS, от подмены платежного документа при подтверждении – технология TrustScreen, от мошенничества, связанных с подменой SIM-карт, – контроль IMSI-кода, при краже локальных сертификатов – токены, от взлома онлайн-сеансов двухфакторная авторизация, для защиты мобильных устройств – смарт-картридеры и др. Кроме того, в мобильные приложения, как правило, встраиваются виртуальные клавиатуры, привязки по IP и временные блокировки. Но на любую, даже самую надежную, на первый взгляд, защиту всегда найдется способ обойти ее, а порой и не один.
В России число проданных планшетов и смартфонов исчисляется уже десятками миллионов. Их владельцы совсем не против использовать растущую мощь этих устройств как для игр, чтения книг или просмотра кино, так и в бизнесе (например, получать доступ к корпоративным данным, просматривать рабочую почту, контролировать поручения, взаимодействовать с другими сотрудниками через мобильные технологии унифицированных коммуникаций и др.). Конечно, это требует внедрения специализированных систем управления мобильными устройствами (MDM-решений), но, похоже, процесс этот уже не остановить.
Сергей Лосев