Разделы

Интернет Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения Веб-сервисы

Мобильный сотрудник работает больше: российский опыт

Сегодня уже не стоит вопрос, зачем нужна мобилизация. Бизнес и госструктуры интересует другое: как сделать мобильное решение безопасным, как управлять парком мобильных устройств, как оценить эффективность внедрения технологии и реализовать интеграцию с существующими в компании ИС? Участники конференции CNews Conferences и CNews Analytics «Мобилизация бизнеса: преимущества очевидны» 25 марта 2014 г. обсудили практические аспекты проектов по мобилизации.

Компании с помощью данных продуктов могут расширять способы продаж, экономить на аренде офиса и найме персонала, а также в дистанционном режиме осуществлять платежи и выводить необходимые отчеты. Системы, кроме того, помогают в обучении клиентов, консультировании в онлайн-режиме и обеспечении постоянной обратной связи. Риски, связанные с мобилизацией инвестиционного бизнеса, по словам Алексея Михайлова, обусловлены, в частности, плохим качеством интернета, сбоями в работе корпоративных систем.

Мобильные кейсы

На конференции также был представлен практический опыт внедрения мобильных решений в торговых и финансовых компаниях. Антон Левиков, директор по информационным технологиям группы компаний «Новард», коснулся особенностей мобилизации бизнеса предприятий. В холдинг «Новард» входят несколько компаний с очень разным бизнесом: сеть обувных каскетов (салонов с большим ассортиментом и высоким качеством обслуживания), инвестиционно-девелоперская компания, производство промышленного и строительного оборудования, компания по обслуживанию коммерческой недвижимости, компания проектного финансирования. Мобильные технологии, как отметил спикер, применяются не везде, а лишь там, где необходимы в первую очередь. В настоящее время в режиме удаленного доступа работают около четырехсот пользователей.

Внедрение дистанционных режимов работы в холдинге началось около 10 лет назад — пользователи получали ноутбук, модем «Скайлинк» и с их помощью подключались к удаленному рабочему столу. Этот способ применяется и поныне. Мобильные гаджеты используются в компании с 2006 г., то есть с момента появления сравнительно недорогих коммуникаторов под управлением Windows Mobile 5. С них можно подключаться к корпоративной электронной почте. С выходом в 2007 г. iPhone сферы применения мобильных решений в «Новарде» расширились. Все большее число сотрудников желало получать корпоративный контент с карманных и мобильных гаджетов. С Android, как отметил Антон Левиков, было чуть сложнее в плане защиты данных, лишь с версии 4.x, благодаря появившимся средствам поддержки сертификатов безопасности, устройства под управлением данной мобильной платформы стали широко применяться в «Новарде».

Мобильные гаджеты под управлением iOS, Android служат для доступа к электронной почте и календарю. Более сложные задачи решаются как и раньше, на ноутбуках при помощи технологии удаленного рабочего стола. Аналогичные инструменты для планшетов в компании не прижились. В 2013 г. в «Новарде» сосредоточились было на вопросах управления парком мобильных устройств (MDM), однако в силу большого количества разнородных устройств, частой сменяемостью версий мобильных платформ эта проблема пока не решена в компании и отложена на будущее.

Еще один пример использования мобильных технологий в компаниях-поставщиках товаров повседневного спроса привел Сергей Гупаисов, руководитель проектов региона EEMEA «Мон'дэлис Русь». Компания «Мон'дэлис Русь» включает производственные подразделения (пять заводов во Владимирской, Ленинградской и Новгородской областях) и более 20 филиалов, разбросанных по всей России. В компании, в этом году отметившей двадцатилетие бизнеса в России, работает свыше 3200 сотрудников, поэтому с такими масштабами без мобильных технологий не обойтись. В компании уже давно и эффективно практикуется парадигма BYOD. Большинство сотрудников, торговых представителей подключается к CRM-решениям и продуктам для внутренних коммуникаций в удаленном режиме с планшетов и смартфонов под управлением iOS и Android. Многие сотрудники работают дома как минимум два, а иногда и более дней в неделю. Тем самым экономятся средства на аренду помещений, печать документов и пр.

Проект мобилизации компании стартовал в июне 2012 г. Сегодня уже реализованы многие запланированные задачи. Организованы незакрепленные рабочие места, переговорные комнаты (при организации личных встреч с клиентами), сотрудники обеспечены мобильными решениями с возможностью доступа к корпоративным системам (например, Microsoft Lync), а также к виртуальным рабочим столам. Все эти меры, помимо экономического эффекта, обеспечили рост мотивации работы сотрудников.

Иван Кузнецов, руководитель отдела информационных систем, и Андрей Герасимов, руководитель отдела информационных технологий «Мира детства», продолжили тему мобилизации торговли. Основная сфера, где мобильные технологии применяются на предприятии чаще всего, — это обеспечение внутренней коммуникации между сотрудниками (до 40%). Далее следуют мобильный документооборот (25%), мобильная торговля (20%) и поддержка пользователей (15%). В «Мире детства» применяется широкий спектр средств для взаимодействия между сотрудниками — это и корпоративная почта, и SIP-телефония, и видеоконференции, и удаленные рабочие столы. Документооборот базируется на Microsoft Dynamics AX и дополнен мобильными клиентами для согласования документов и контроля поручений. Собственно торговый мобильный модуль — это решение «Агент+», посредством которого оформляются заказы, контролируются посещения, а кроме того, продвигаются те или иные виды товаров.

К мобилизации в «Мире детства», по словам спикеров, относятся не как к отдельному проекту по принципу «сделал и забыл», а как к важной составляющей корпоративных ИТ. При выборе мобильных решений применяются те же принципы, что и для ИТ-инфраструктуры, а именно: возможность доработки, поддержка открытых стандартов, гибкие схемы лицензирования и наличие большой партнерской сети. Итогом внедрения мобильных решений стало снижение транзакционных издержек и в целом повышение продуктивности работы сотрудников.

Мобильная безопасность

Максим Волков, директор департамента ДИТ «СБ Банк», обратился к теме безопасности мобильных клиентов в банковской сфере. Мобильные технологии небезопасны — на уровне устройств, протоколов обмена данными, а также на уровне пользователя, заключил эксперт. Скажем, аутентификация в большинстве случаев возлагается на SMS или сообщение электронной почты. QR-коды не слишком надежны, и ими могут воспользоваться злоумышленники. Разве что одноразовые пароли и скретч-карты неплохо зарекомендовали себя в банковской практике. Кредитно-финансовым компаниям приходится выбирать между уровнем безопасности и потенциальными рисками. Как бы то ни было, резюмировал Максим Волков, пользователей нужно обучать основным правилам использования мобильных технологий и тому, как действовать в случае возникновения проблем.

Той же проблеме посвятил доклад Олег Козыров, руководитель центра разработки и внедрения ИТ-решений «Крайинвестбанка»: может ли вообще мобилизованный бизнес быть безопасным? Каждая уязвимость, как считает спикер, закрывается технологическими способами. От перехвата трафика используется протокол HTTPS, от подмены платежного документа при подтверждении – технология TrustScreen, от мошенничества, связанных с подменой SIM-карт, – контроль IMSI-кода, при краже локальных сертификатов – токены, от взлома онлайн-сеансов двухфакторная авторизация, для защиты мобильных устройств – смарт-картридеры и др. Кроме того, в мобильные приложения, как правило, встраиваются виртуальные клавиатуры, привязки по IP и временные блокировки. Но на любую, даже самую надежную, на первый взгляд, защиту всегда найдется способ обойти ее, а порой и не один.

В России число проданных планшетов и смартфонов исчисляется уже десятками миллионов. Их владельцы совсем не против использовать растущую мощь этих устройств как для игр, чтения книг или просмотра кино, так и в бизнесе (например, получать доступ к корпоративным данным, просматривать рабочую почту, контролировать поручения, взаимодействовать с другими сотрудниками через мобильные технологии унифицированных коммуникаций и др.). Конечно, это требует внедрения специализированных систем управления мобильными устройствами (MDM-решений), но, похоже, процесс этот уже не остановить.

Сергей Лосев

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик CNews
Мобильность – новое лицо ИТ
Презентация Зотов Алексей, руководитель направления развития мобильных решений, BSS
Мобильный банк для бизнеса, предпринимателя, частного клиента. Новые возможности от BSS
Презентация Ивановский Виктор, заместитель руководителя направления инфраструктурных решений ИБ, Softline
Сила бизнеса – это сила изменений
Презентация Демидов Михаил, директор по развитию, iDecide
Мобильность в документообороте
Презентация Дроздов Егор, руководитель проектов департамента информационных технологий Москвы
Мобильные решения для госструктур: задачи и оценка эффекта
Презентация Левиков Антон, директор по информационным технологиям, ГК «Новард»
«Новард»: С чего начать «мобилизацию» своего предприятия?
Презентация Гупаисов Сергей, руководитель проектов региона ЕЕМЕА, «Мон’дэлис Русь»
Мобильные технологии в глобальной FMCG компании
Презентация Кузнецов Иван, руководитель отдела информационных систем, «Мир детства»
Мобилизация в оптовой торговле на примере компании «Мир детства»
Презентация Волков Максим, директора департамента информационных технологий, «СБ Банк»
Информационная безопасность мобильного финансового приложения
Презентация Козыров Олег, руководитель центра разработки и внедрения ИT-решения, «Крайинвестбанк»
Может ли мобильный бизнес быть безопасным?
Презентация Михайлов Алексей, исполнительный директор, MultiWealth
Мобилизация инвестиционного бизнеса
Презентация Скачать архив целиком