Сколько на самом деле стоят госсайты?
Государственные сайты на порядок менее удобны, чем сайты частных компаний, а стоимость их разработки – на порядок выше. Этот тезис сегодня стал общепринятым, однако как раз самые расхожие тезисы зачастую оказываются далекими от реального положения дел. Действительно ли расходы на государственные веб-порталы чрезмерно завышены? На что вообще государство тратит деньги налогоплательщиков при создании своих веб-представительств?Начнем с реального примера. В самом конце 2010 г. Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации объявило открытый конкурс на разработку официального интернет-портала с бюджетом 6 млн руб. (200 тыс долл.) Спрашивается: зачем вдруг уважаемому государственному ведомству может понадобиться такой веб-сайт? Не легче ли прямо разместить заказ на поставку одного-двух роскошных автомобилей и не прикрывать реальные намерения фиговыми листами контрактов на веб-разработку? И вообще, не готовый ли это кейс для "Роспил.инфо"?
Действительно, при беглом ознакомлении с большинством государственных веб-сайтов порой возникает ощущение, что их разработка на самом деле обошлась не в миллионы, а в несколько тысяч рублей. Например, созданный за 1,5 млн руб. сайт "Роспотребнадзора" выглядит как десятилетней давности работа начинающего веб-дизайнера. Веб-сайт МЧС, стоит отдать ему должное, выглядит куда приличнее, однако на первый взгляд тоже не создает впечатления проекта, в который было вложено 200 тыс. долларов. На время отвлечемся от поверхностных впечатлений и постараемся понять, что составляет бюджет разработки веб-сайтов.
Веб-сайт МЧС выглядит прилично, однако на первый взгляд не создает впечатления проекта, в который было вложено 200 тыс. долларов
Внимательное ознакомление с техническим заданием на разработку сайта МЧС показывает, что ситуация с этим сайтом в реальности несколько более сложная. Собственно, техническая составляющая проекта – разработка и дизайн – даже не являются основным приоритетом проекта, а ключевые работы связаны с контентным наполнением. В частности, победителю конкурса, помимо модернизации портала МЧС, следовало разработать "кольцо сайтов" для главных региональных управлений МЧС (в общей сложности, 81 сайт) и вплотную заняться наполнением детского портала spas-extreme.ru, включая регулярное пополнение последнего комиксами. Таким образом, в рамках проекта нужно было сделать не один, а более чем восемь десятков сайтов, подразумевающих не только текстовое, но и мультимедийное наполнение. При такой постановке задач на каждый веб-сайт приходится порядка 70 тыс руб – что, в целом, выглядит вполне скромно даже по меркам частного сектора.
Разумеется, можно оспорить саму целесообразность разрабатываемых МЧС веб-сайтов: не факт, что создание детских мультимедийных порталов – это действительно то, чем должно заниматься федеральное министерство. Но это уже отдельный вопрос, не связанный с "распилом" бюджетных денег.
На что уходят деньги?
Ситуация с сайтом МЧС является довольно типичной для тех случаев, когда темой открытых конкурсов является не разработка, а поддержка ранее созданных сайтов. Поскольку большинство федеральных ведомств по своей структурной сложности сильно уступают МЧС, в конкурсах на поддержку своих сайтов, они довольствуются достаточно скромными бюджетами в размере около 1-1,5 млн руб (до 50 тыс. долл). Но что роднит эти проекты с порталом МЧС – так это тот факт, что в структуре затрат на их разработку собственно программирование и дизайн зачастую не являются наиболее затратной составляющей.
Три года назад компания "Ашманов и партнеры" выиграла тендер на создание портала takzdorovo.ru по заказу Минздравсоцразвития РФ. Общий бюджет проекта превысил 39 млн руб, однако на саму разработку сайта, как сообщил CNews руководитель компании Игорь Ашманов, было заложено в бюджете меньше 2 млн. руб. Львиная же доля проектного бюджета была рассчитана на наполнение портала контентом в течение полутора лет, раскрутку сайта в интернете, техническую поддержку и т.д. "Государственные проекты неспроста дороже, чем обычные коммерческие. Это очень длинные и медленные деньги, издержки на бюрократию высоки, и государству приходится платить раза в полтора-два дороже просто потому, что как заказчик государство крайне проблемно, – делится опытом Игорь Ашманов. – Государственные заказы – это бюрократия, это выплаты рывками и непредсказуемость дальнейшей судьбы проектов". С этим мнением согласен Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы при Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. По его словам, "если госсайт обходится вдвое дороже аналогичного сайта на рынке – это в зоне ожидаемого".
Выигранный "Ашмановым и партнерами" тендер вызвал в онлайн-сообществе волну возмущения только лишь из-за относительно большого бюджета, причем критики не горели желанием погружаться в детали проекта: "Где же это видано, чтобы веб-сайт разрабатывали за 39 млн руб.? У моей соседки мальчишка такое делает за 5 тысяч! – вспоминает Игорь Ашманов незамысловатые аргументы своих критиков. – В целом, победа в подобном конкурсе несет за собой нешуточные репутационные риски для компании: "На нас подавали – скорее всего, это были конкуренты – жалобы в Росфиннадзор, в прокуратуру, в Счётную палату. От нас и от Минздрава требовали объяснений, Навальный на нас наскочил. И все это длилось примерно полтора года, – сообщает CNews Игорь Ашманов. – Фактически, такой медийный нажим выдавливает из бизнеса как раз тех, кто не дает откатов и ничего не пилит. А пильщики к такому как раз готовы".