Сколько на самом деле стоят госсайты?
Государственные сайты на порядок менее удобны, чем сайты частных компаний, а стоимость их разработки – на порядок выше. Этот тезис сегодня стал общепринятым, однако как раз самые расхожие тезисы зачастую оказываются далекими от реального положения дел. Действительно ли расходы на государственные веб-порталы чрезмерно завышены? На что вообще государство тратит деньги налогоплательщиков при создании своих веб-представительств?Репутационный риск – не единственный, к которому должен быть готов исполнитель по разработке государственного веб-проекта. Например, при разработке сайта takzdorovo.ru "Ашманову и партнерам" пришлось нанять редакцию, в которой работает свыше 10 человек и на содержание которой в месяц уходило 800-900 тыс. руб. Однако выплаты госзаказчика не всегда бывают стабильными, и какой-то период – примерно 3-4 месяца – "Ашманову и партнерам" приходилось содержать этих сотрудников за свой счет в ожидании, что госзаказчик все-таки подпишет контракт: "С государством работает тот, кто к этому привык, у кого есть толстый слой жира и много одновременно идущих госконтрактов", – констатирует Игорь Ашманов.
Как при поддержке ранее созданных сайтов, так и при разработке сайтов "с нуля", работа программистов и дизайнеров не составляет основную часть стоимости контрактов. Исполнителям работ по созданию государственных веб-сайтов приходится иметь дело с очень своеобразными требованиями по безопасности, которые требуют дополнительных затрат: "Ведомственный сайт существует в двух репликах: одна помещается внутри органа власти, а другая асинхронно зеркалируется вовне. Это всегда сложнее, чем в обычных системах", – констатирует Михаил Брауде-Золотарев.
Другая проблема заключается в том, что работы по разработке государственных сайтов часто выступают частью более сложных контрактов, предметом которых также может быть разработка и внедрение ведомственных информационных систем, интеграция разработанного сайта с этими системами, закупка оборудования и проч. Нет ничего удивительного в ситуации, когда в стоимости контракта 70% составляют затраты на оборудование и лишь 30% – собственно оплата работ исполнителей.
Английская мода: массовое сворачивание госсайтов
Может показаться, что завышенные затраты на создание государственных веб-сайтов – это специфически российское явление, однако благодаря политическим баталиям перед парламентскими выборами в Великобритании в 2010 г. мы теперь знаем, что это не так.
Структура затрат на веб-сайты среди 10 британских ведомств с наибольшими расходами в этой области (в фунтах стерлингов)
Ведомство | Суммарные затраты | Стратегия и плани- рование | Дизайн и разра- ботка | Хостинг и инфра- структура | Контент | Тести- рование и оценка | Штат |
Кабинет министров | 23 324 496 | 905 292 | 5 569 781 | 3 162 185 | 441 773 | 161 000 | 13 084 465 |
Министерство здраво- охранения | 20 249 857 | 3 621 980 | 4 564 857 | 4 780 459 | 5 871 795 | 168 558 | 1 242 208 |
Таможенная служба | 20 195 955 | 599 895 | 476 865 | 6 902 637 | 7 485 082 | 228 717 | 4 502 759 |
Министерство транспорта | 11 871 166 | 346 823 | 762 803 | 6 670 776 | 3 223 343 | 340 288 | 527 133 |
Министерство иностранных дел и по делам содружества | 8 915 475 | 1 000 000 | 2 656 506 | 1 359 856 | 1 945 000 | 0 | 1 954 113 |
Муниципа- литеты и местные власти | 6 757 760 | 0 | 1 202 446 | 3 131 506 | 516 077 | 28 594 | 1 879 137 |
Министерство по делам бизнеса, инноваций и навыков | 5 462 813 | 259 512 | 959 056 | 1 469 928 | 209 228 | 134 157 | 2 430 932 |
Министерство по делам окружающей среды, продо- вольствия и сельского хозяйства | 4 826 328 | 145 750 | 988 094 | 1 398 021 | 432 444 | 89 829 | 1 772 190 |
Министерство образования | 4 765 190 | 318 984 | 1 304 801 | 550 197 | 1 233 253 | 219 560 | 1 138 395 |
Министерство юстиции | 3 972 384 | 105 059 | 433 591 | 1 582 705 | 213 247 | 249 638 | 1 388 144 |
Источник: Кабинет министров Великобритании, 2011
Собственно, на фоне наиболее затратных британских государственных веб-проектов российские "чемпионы" имеют более чем бледный вид. Так, на разработку портала Государственной службы здравоохранения Великобритании было потрачено 12 млн фунтов стерлингов (свыше 550 млн руб.), а стоимость веб-портала uktradeinterest.gov.uk в пересчете на одно посещение составила почти 10 фунтов (460 руб.). Таким образом, перерасход государственных средств на разработку веб-сайтов – это проблема, которая носит вполне международный характер. Однако что отличает Россию и Великобританию на текущем этапе – это осознание значимости этой проблемы и подходы к ее решению.
После прихода к власти в Великобритании нового коалиционного кабинета консерваторов и лейбористов государственные затраты на ИТ подверглись существенному сокращению (по отдельным статьям вплоть до 80-90%), и на государственных веб-сайтах эти меры отразились в первую очередь. Количество государственных сайтов по итогам 2011 г. сократилось с 820 до 444. При этом закрытые сайты преимущественно сливались с основными сайтами ответственных ведомств: так, кабинету министров удалось слить воедино 123 сайта, а министерству иностранных дел и по делам содружества – 271 сайт. Однако и из оставшихся веб-сайтов планируется сохранить только 134 (16% от общего числа в 2010 г.), и слияние будет продолжено.